Обратная сторона спектакля
Обратная сторона спектакля
Наверняка многим зрителям интересно, что происходит в здании театра до спектакля - до того как откроются двери в зал и там зажжется свет. Корреспонденты «МК» побывали в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького и заглянули за кулисы Первыми в театре, как правило, появляются машинисты сцены. - Часто рабочий день у нас начинается в восемь утра, - поясняет начальник машинно-декорационного цеха Юрий Горянцев. - Ведь в репертуаре немало детских спектаклей, на которые ребят приглашают к 11.00. Нужно успеть установить декорации. Днем очень плотный график репетиций, для их проведения актерам тоже нужен реквизит. Правда, в таких случаях используют минимум предметов, чтобы всего лишь обозначить место действия той или иной сцены. К слову, в некоторых странах руководителя машинно-декорационного цеха называют «директором сцены». Несколько лет Юрий Горянцев был машинистом сцены в Краковском театре Анджея Вайды и в цирке-шапито, который гастролировал по всей Польше. Приобретенный опыт использует и сегодня, например, различные технические «хитрости» для оформления сцены. Но раскрывать профессиональные секреты Юрий Сергеевич не любит. - Зрителю нравятся всякие замысловатые «трюки», - добавляет он. - А их, впрочем, как и все, даже более простые приемы, нужно тщательно продумывать. Неспроста иногда во время спектакля сцена погружается на несколько секунд во мрак: за это время машинисты быстро вкатывают на специальных тележках новые декорации. Причем все происходит в полной тишине. Зрителям остается только удивляться: как внезапно преобразилась сцена! Раскроем секрет: машинисты пользуются небольшим коридором, расположенным рядом со сценой. Его заранее заполняют реквизитом. В день нашей встречи с Юрием Горянцевым здесь находились старинное трюмо, настоящий граммофон с пластинкой, гирлянды искусственных цветов и целая коллекция средневековых пик. - Зеркало понадобится сегодня вечером в спектакле «Утешитель вдов», - поясняет Юрий Горянцев. - Устанавливать его и остальные декорации начнем примерно за три часа до открытия занавеса - при монтаже нужна точность. Сдвиг даже на десять сантиметров может привести к неприятным последствиям: неправильно будет освещена сцена, начнут сбиваться с ритма актеры. К слову, в репертуаре есть спектакли, для подготовки к которым машинистам нужно не менее пяти-шести часов, поскольку используются очень сложные декорации. Это «Трехгрошовая опера», «Легенда о бедном дьяволе». В таких случаях специалистам порой не обойтись без «шпаргалок» - фотографий, схем, набросков. Хотя, как правило, все помнят наизусть. - Выручают опыт и профессионализм, - признается Юрий Викторович. - Трудимся в две смены, помогаем и заменяем друг друга. К тому же в Горьковском есть склад для хранения декораций, что упрощает работу. Пропала панама Хватает забот и у костюмеров. Их задача перед каждым спектаклем - привести в порядок одежду, в которой актеры выйдут на сцену. - Иногда удивляюсь: мы почти никогда не ошибаемся в том, кому какой костюм необходим в определенный момент спектакля, - рассказывает заведующая костюмерным цехом Нелли Кутас. - Представьте, в мюзикле «Укрощение строптивой» используется более 260 различных костюмов, шалей, бантов, пар обуви. И все это актеры меняют в ходе действия по несколько раз. К примеру, исполнительнице главной роли молодой актрисе Веронике Пляшкевич перед сценой свадьбы за кулисами помогают переодеваться сразу три человека. На платье со шлейфом понадобилось почти двадцать метров ткани, а облачиться в него артистке нужно очень быстро. Так что на протяжении всего спектакля мы обязательно находимся за кулисами. Случаются и курьезы. Однажды во время гастролей в Витебске у Ростислава Янковского почти перед самым выходом на сцену украли из гримерки туфли и панаму. К счастью, помогли коллеги из Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа: все необходимое нашли у себя. - Ростислав Иванович тогда перенервничал, но сыграл, как всегда, блестяще, - говорит Нелли Сергеевна. - Мы хорошо знаем, какая эмоциональная нагрузка у наших актеров. Поэтому никогда перед спектаклем не сообщаем им ни хороших, ни, тем более, плохих известий. Надо быть психологом - знать, кому из артистов посочувствовать, а кого ободрить добрым словом, не спрашивая о причинах дурного настроения. …Костюмерная театра похожа на музей моды. Здесь ничего не выбрасывается. Хранятся даже дырявый фрак, истоптанные сапоги и видавший виды цилиндр. К слову, эти вещи очень понравились Марку Рудинштейну, который приезжал в театр на юбилейный вечер Ростислава Янковского осенью 2005 года. Марк Григорьевич сделал пародию на мецената и из множества предложенных нарядов выбрал самый, по его мнению, подходящий. - Помогли мы приодеться по случаю торжества и брату юбиляра - Олегу Янковскому, - вспоминает Нелли Кутас. - Много лет назад Олег Иванович дебютировал на сцене нашего театра в спектакле «Барабанщица» в роли юного пионера. Поздравить брата он вышел в коротких бриджах, красном галстуке и сандалиях. Кстати, зрителей этот образ очень повеселил. Сейчас в театре готовятся к новой постановке. Над детским спектаклем «Каштанка» по мотивам одноименного произведения Антона Чехова будет работать главный режиссер Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский. Репетиции начнутся в ближайшее время. А самая напряженная обстановка сейчас в пошивочной мастерской театра, где трудятся над костюмами для исполнителей главных ролей. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Наверняка многим зрителям интересно, что происходит в здании театра до спектакля - до того как откроются двери в зал и там зажжется свет. Корреспонден
|
|