Супертест зимних шин. 21.by

Супертест зимних шин

19.11.2010 04:57 — Новости Авто |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Array Какие зимние шины выбрать? «EJ:Автомобили» предлагает отчет о реальных сравнительных испытаниях десяти комплектов покрышек размерности R17.

Большой полноприводный кроссовер – это звучит дорого и безопасно. Во-первых, сам по себе большой автомобиль дает приятное чувство защищенности. А полный привод многие считают едва ли не гарантией от всех дорожных бед. Настолько прочной гарантией, что даже зимой ездят на летних шинах. Мол, зачем полноприводному вседорожнику зимняя резина, он и так хорошо «гребет». Но так ли это на самом деле? Ответим сразу: нет. Поведение автомобиля на дороге наполовину зависит от шин. Многие водители даже не представляют себе, как хорошие покрышки могут изменить характер езды, сократить тормозной путь, улучшить разгонную динамику, уменьшить склонность к заносам – даже на тяжелом и мощном полноприводнике. В доказательство – данный текст.

Для начала – об условиях испытаний. Тестовые автомобили – два Porsche Cayenne предыдущего поколения. Естественно, с ABS, ESP и прочими электронными системами безопасности, сочетание которых с различными покрышками мы также проверим.

Испытания проводились в два этапа. В феврале 2010 года на заполярном полигоне в Лапландии проходила «зимняя» часть – тесты на снежных и ледяных трассах. В сентябре 2010-го – «летняя» часть, включавшая асфальтовые испытания на другом специальном полигоне. Все-таки зимой у нас под колесами бывают не только сугробы, а по большей части как раз асфальт – заснеженный, обледеневший, мокрый, но асфальт. И все это мы учли.

Подопытными выступили девять комплектов нешипованных (фрикционных) покрышек: Bridgestone Blizzak DM-Z3, Continental ContiCrossContact, GoodYear Ultra Grip Wrangler, Pirelli Scorpion Ice&Snow, Matador Nordicca 4x4 MP91, Nexen Winguard SUV, Nokian Hakkapeliitta R SUV, Vredestein Wintrac 4xreme, Yokohama Geolandar i/T G072. А в качестве «отправной точки», чтобы сравнить поведение покрышек разных типов, к девяти «липучкам» добавили один комплект шипованных шин Nokian Hakkapeliitta 7 SUV.

За исключением нескольких испытаний, оценки по которым выставляются субъективно, большая часть – результаты фактических измерений. Время, затраченное на прохождение трасс, на разгон до заданной скорости, длину тормозного пути вычислял специальный измерительный GPS-комплекс Racelogic V-Box.

Абсолютно все испытания проводятся с учетом изменяющихся погодных условий. Это значит, что через каждые два-три комплекта мы снова устанавливаем первый, «референтный», набор покрышек. По изменившимся (или не изменившимся) результатам заездов судим, как поменялось состояние льда, снега, и по особой формуле вносим соответствующие поправки в протокол. В зимних испытаниях это очень важно, потому что малейшее изменение температуры, влажности воздуха меняет и свойства льда.

Еще один важный нюанс: на снежных и ледяных трассах покрытие постоянно обновляется в промежутках между заездами. Например, чтобы отшлифованный колесами лед не становился более скользким, а снег более рыхлым, покрытие «стандартизируется» – по трассе проходят грузовик или ратрак со специальными прицепами.

Испытания на ледяном и снежном покрытии

Управляемость на льду

Тесты проводились на специально подготовленной извилистой ледяной трассе, время каждого заезда фиксируется секундомером, от точки до точки, указанной GPS-координатами. Покрытие – чистый лед, очищенный от снега. Для фрикционных покрышек это самое серьезное испытание, ведь, не имея возможности зацепиться шипами, покрышки должны хорошо и разгоняться, и тормозить, и проходить повороты, и держать прямую. А испытатели имеют возможность получить яркое впечатление о шинах. Трасса действительно очень сложная – скорость прохождения самой большой дуги радиусом 98 метров немногим больше 30 км/ч. На более крутых поворотах скорость падает до 10–20 км/ч, и все равно машина «плывет» наружу дуги, теряя время. Автомобиль практически ни секунды не едет прямо, а все время скользит. Поэтому мы сразу отключаем ESP – помощи от нее нет, только результаты портит. Любой маневр на льду требует тщательного расчета. С учетом массы автомобиля реакции не просто замедленные – проходит вечность, прежде чем 2,5-тонный Cayenne S начинает поворачивать. 

Как и ожидалось, шипованные шины в этом испытании показывают лучший результат. На чистом льду альтернативы шипам просто нет – на шипованных Nokian Hakkapeliitta 7 тестовый Porsche Cayenne по-настоящему разгонялся и тормозил, хотя уверенность эта была обманчива: переборщил со скоростью – получи глубокий занос, чреватый вылетом в сугроб.

Нешипованные Nokian Hakkapeliitta R в этом смысле оказались чуть лучше: пусть медленнее, но зато проще прогнозировать дальнейшее движение, сцепление шин равномерно хорошее и в поворотах, и на прямых. Покрышки делают рулевое управление информативным, по мере падения скорости «доруливают» на дуге, заносы хорошо корректируются, а торможение с ABS очень эффективно.

Bridgestone Blizzak DM-Z3 запомнились потрясающим торможением и разгоном по прямой, на уровне шипованных шин, благодаря чему на упомянутой большой дуге достигалась максимальная скорость – 46–47 км/ч. Однако при торможении с повернутыми колесами эффективность «бриджей» сильно терялась.

Очень впечатлил и корейский Nexen Winguard SUV: на «тестовом» круге выдал на-гора 40 км/ч. Плюс уверенное ровное торможение, а если прозевал момент – можно даже резко дотормаживать, под сброс газа Nexen плавно уходит в занос и хорошо корректируется, хотя цепкость корейских шин на разгоне неважная.

Понравились и Pirelli Scorpion Ice&Snow – хороший разгон, почти ровное торможение (что важно, при торможении можно доворачивать руль, чего не позволяли Bridgestone), неплохо держат на узких петлях, скорость на контрольной дуге – 35 км/ч.

Японская Yokohama Geolandar I/T G072 замыкает список добротных покрышек по результатам этого испытания: нам понравилось поперечное сцепление, сопровождающееся скрипом шин (пусть и без улучшения информативности рулевого управления), хорошая управляемость на торможении и плавный уход в занос.

А вот нижнюю часть списка хвалить было не за что. Continental запомнился плохим торможением и разгоном. Шины не реагируют на повороты руля, трудно отследить внезапное начало сноса, который быстро и лавинообразно развивается. Скорость на большой дуге – 36 км/ч. GoodYear «выжал» этой же дуге достойные 39 км/ч, но общий результат посредственный: «в пол» на этих покрышках тормозить невозможно, нужно плавно дозировать усилие – а ведь у нас современный автомобиль с новейшей ABS! Matador неплохо тормозит, но на торможении совершенно не управляется, к тому же имеет чудовищную склонность к заносу: чуть сбросил газ – и мы уже едем боком. Та же проблема у Vredestein – отвратительное торможение (как и у Continental) с нарушением траектории, плохой разгон, а после малейшего отпускания педали газа автомобиль сразу разворачивается.









Результаты экспериментов со скоростью на нешипованных Nokian: перебор со скоростью - машина в сугробе.


Разгон и торможение на льду

Этот тест проходит на подготовленном льду замерзшего озера. От снега очищается широкий прямик длиной 1 км. Автомобиль разгоняется до 40 км/ч, а затем испытатель что есть силы жмет на тормоз. Все, чистая техника и никакой субъективности – время разгона и длину тормозного пути фиксирует VBox. Цикл «разгон-торможение» выполняется как минимум 15 раз, после чего покрышки меняются либо на следующий по порядку комплект, либо на «референтный» (чтобы проверить предыдущие результаты и внести изменения с учетом новых погодных условий и состояния льда).






Слалом на льду

На ледяной площадке ставятся конусы, и автомобиль «змейкой» огибает их то слева, то справа. В этом испытании мы оцениваем, прежде всего, боковое сцепление покрышек и склонность к заносу. Как и ожидалось, лучшими оказались шипованные Nokian Hakkapelliitta 7 – ощущения от управления огромным автомобилем на голом льду близки к асфальтовым. Задок сносит, но ненамного, шипы отлично противостоят боковым скольжениям. Следом за «шиповками» идут Hakkapeliitta R, по ощущениям напоминают «семерку» – почти все то же самое, только медленнее, а заносы глубже. Автомобиль ведет себя очень предсказуемо. Так понравившиеся нам на ледяной трассе Bridgestone хороши и на «змейке»: колеса отлично цепляются за лед, Porsche живо реагирует на газ, но боковое сцепление по-прежнему не идеально, поворачивает машина с ленцой, соскальзывая наружу передней осью. Continental подтвердил прежнее впечатление: размазанные и замедленные реакции на поворот руля, неважное сцепление колес. Наихудшими оказались покрышки Matador и GoodYear: машина то и дело сваливалась в глубочайший занос и стремилась развернуться.




Поперечное сцепление на льду

Испытание представляет собой езду по замкнутому ледяному кругу. Выше скорость – выше центробежная сила, которая выталкивает тестовый Cayenne наружу, на внешний радиус. Следовательно, чем лучше поперечное сцепление покрышек, тем быстрее поедет автомобиль. Отличие от предыдущего испытания – на круге автомобиль едет с гораздо большей скоростью, поэтому и шины работают иначе. Удивительный результат – победа Bridgestone! Нешипованные покрышки образцово «прилипали» ко льду. Лучше, чем шипованные Nokian, которые мы и в испытания-то брали как «эталон», для «спортивного интереса». Оказалось, что шипы не всегда эталонны. Более того, на ледяном круге шипованные Nokian 7 даже отстали от фрикционных Nokian R! C небольшим отрывом от лидеров – Pirelli.




Управляемость на снегу

Снежная трасса проложена в лесу – в буквальном смысле петляет меж деревьев, есть несколько быстрых прямых, есть различные повороты в связках, подъемы и спуски. Покрытие – укатанный снежный наст, похожий на наши второстепенные дороги зимой, где снег не чистят, а просто утрамбовывают. Заезды проходили на время с отключенной ESP, однако испытатели, опять же, записывали субъективные впечатления в блокнотик. В этом упражнении лидерами снова оказались шипованные Nokian Hakkapeliitta 7: автомобиль едет быстро, но спокойно и предсказуемо, заносы плавные и хорошо гасятся. Второе место за ними фрикционными Hakkapeliitta R – и снова те же лестные отзывы с поправкой на меньшую скорость. Понравились японские шины Yokohama – вот где пригодился протектор в «шашечки»: небольшие сносы с характерным хрипом, легкая склонность к заносу, чуть менее точное, чем у финнов, управление. Bridgestone запомнились еще меньшими сносами, но в занос уходят резче и сильнее, чем Yokohama. Continental, Pirelli и Nexen придали автомобилю ярко выраженную недостаточную поворачиваемость: сильный снос передней оси, неважное торможение. Matador, Vredestein и GoodYear продемонстрировали вовсе низкую цепкость. Vredestein сносит довольно поздно, но есть склонность к резкому, глубокому заносу. Matador и вовсе разочаровали – заносит машину ну просто жутко.





Разгон и торможение на снегу

Упражнение аналогично ледяному. Разгон в пол до 40 км/ч и такое же торможение – в пол, до упора. Racelogic VBox считает время разгона и расстояние до полной остановки. Систему ESP оставляем включенной – без нее мощный двигатель V8 вкупе с роботизированной коробкой передач PDK срывают колеса в букс, и никакого разгона не получается вовсе. В лидерах – снова Nokian и японский Bridgestone, ни в чем не уступающий шипованной финской «семерке»!






Снежная трасса с подъемом в гору

Подъем в крутую гору по укатанному снегу, изобилующий и пологими, и резкими поворотами, позволяет оценить качества покрышек в разных условиях: на разгоне, на торможении, на поворотах, в заносах и скольжениях. На некоторых участках автомобиль разгоняется до приличных скоростей, и если водитель зазевался – через секунду мы уже откапываем машину из сугроба. Причем ESP помогает мало – она борется со сносом передних колес, «душит» двигатель, и мы теряем время. Результаты измерений оказались близки к предыдущему испытанию: в лидерах снова «японцы» Bridgestone и Yokohama, не отстают и «финны» Nokian.





Торможение на шуге

Этим тестом открывается серия асфальтовых заездов, которые проходили уже не в феврале, а в сентябре. Шуга – скользкий талый снег, который толстым слоем налипает на асфальт во время оттепели. Торможение на шуге выполняется с 70 км/ч до полной остановки. Слой шуги – 35 мм. Задача протектора – выдавить из-под себя скользкую желеобразную шугу, чтобы колесо могло «достать» до асфальта. Поэтому и лидеры здесь уже не те, что в заполярных испытаниях: победу одержали Pirelli, которые можно считать шинами для «европейской» зимы. «Арктические» фрикционные Nokian ненамного, но отстают (шипованные шины мы на асфальтовые тесты не брали вовсе). Вверх списка переместились Matador с Nexen. А вот Bridgestone, побивший все рекорды зимой, оказался в аутсайдерах.





Торможение на мокром асфальте

Тест проводится на полосе асфальта, которую постоянно поливает водой специально встроенная система. Толщина слоя воды – 1–2 мм, поверхность трассы покрыта им равномерно. Таким образом имитируется именно мокрый асфальт, а не лужи на поверхности. Торможение выполнялось и фиксировалось аппаратурой со скорости 100 км/ч. Как и следовало ожидать, снова лидируют «континентальные» шины для «мягкой» зимы, протектор которых более твердый. Обратите внимание на результаты – разрыв между лидером и аутсайдером – 20 метров!





Торможение на сухом асфальте

Тормозной путь измеряется со скорости 100 км/ч. ABS и ESP включены в обычном режиме. Разрыв в результатах уже гораздо меньше, чем на мокром асфальте, – 2,5 м. Что характерно – у наилучших тормозной путь оказался равным тому, что заявляет автопроизводитель для модели Cayenne S.




Устойчивость к аквапланированию

Суть испытания в том, что автомобиль въезжает правыми колесами в бассейн, и водитель резко давит на газ. Когда ведущее колесо, оказавшееся в воде, начинает буксовать – это и есть момент «всплытия», т.е. аквапланирования. Чем выше скорость – тем лучше. Но на полном приводе такое реализовать невозможно, поэтому из-за специфики теста покрышки пришлось установить на переднеприводный микроавтобус VW Multivan.




Управляемость на мокрой трассе

Испытание состоит из заездов на время по асфальтовой трассе в форме «восьмерки». Трасса постоянно поливается водой с помощью встроенной системы распылителей, благодаря чему на асфальте поддерживается водяная пленка неизменной толщины.




Сопротивление качению

Тест на сопротивление качению – это тест по выявлению самых экономичных покрышек, которые меньше всего мешают автомобилю ехать. Считается, что увеличение сопротивления качению на 5% приводит к росту расхода топлива на 1%. Судя по другим асфальтовым тестам, мы ждали победы моделей из «континентальной» группы. Но лидерами оказались «арктические» Nokian Hakkapeliitta R.




Шум и плавность хода

Эта часть испытаний целиком содержит наши субъективные впечатления. Шум и плавность хода оцениваются на специальной трассе, где в асфальт вмонтированы искусственные неровности разных типов, имитирующие кочки, ямы, канализационные люки и металлические стыки, какие бывают на мостах. В таблице ниже – описание наших впечатлений. А в итоговой таблице мы перевели эти впечатления в цифровой формат по десятибалльной шкале оценок.


40 км/ч 70 км/ч 90 км/ч
Continental Cross Contact Жестко проходит стыки и люки, различимый шум Большая часть мелочей амортизируется, шум стал тише Жестко проходит стыки и люки, шум тихий равномерный
Yokohama Geolander i/T G072 Мягко проходит стыки и люки, шум тихий Почти полная амортизация стыков и неровностей, легкие вибрации на люках, шум тихий Мягкий ход, равномерный шум с присвистом

Bridgestone Blizzak DM-Z3 Почти полная амортизация стыков и неровностей, на люках машина покачивается Подскакивает на поперечных «рельсах», шум с присвистом Мягкий ход, шум с присвистом, подвывания в поворотах
Vredestein Wintrac 4xreme Мягкий ход на мелочах, на люках машина покачивается, шум незначительный Почти полная амортизация стыков и неровностей, легкие вибрации на продольных неровностях Комфортно, незаметно преодолевает «рельсы», ненавязчивый фоновый шелест
Matador Nordicca 4x4 MP91 Гремит на неровностях, толчки на люках, различимый шум Ход мягче, шум однообразный фоновый Все неровности легко ощущаются, легкий фоновый шум
Goodyear Ultra Grip Wrangler Все неровности ощущаются, шины на них гремят, шум тихий Ход мягче, люки ощущаются, шум не сильный Ход довольно плавный, гудит на абразивном асфальте
Pirelli Scorpion Ice and snow Ход очень жесткий, шины гремят на всех неровностях, шумно Ход по-прежнему очень жесткий, сильные толчки на люках, шумно Мелкие неровности хорошо амортизируются, шум почти пропал
Nexen Winguard SUV Жесткие на стыках, на люках помягче, шум средний Ход мягче, большинство неровностей ощущаются, различимый шум Неровности хорошо ощущаются, шум с характерным шипением и посвистом
Nokian Hakkapeliitta R SUV Жестко проходит люки, мелкие неровности незаметны, шум тихий Ощущаются мелкие стыки, легкая вибрация, гул в поворотах Ход мягче, шум не выделяется на фоне шумов машины


Итого

В сущности, комментировать итоговую таблицу с результатами, приставляя к красноречивым цифрам эпитеты, смысла нет. Общее правило при покупке шин: учитывайте среду эксплуатации. Тем, кто часто ездит за город, подойдут покрышки «арктического» типа, для коротких поездок по городу сойдут и более жесткие «континентальные» шины. Но!

Все эти правила действуют, как говорится, до первого столба. На асфальте по прямой дороге разницы между очень дорогими и качественными шинами вы не почувствуете. Но стоит автомобилю заехать на крохотную площадку льда перед светофором – и вы сразу вспомните, что даже с «детских» 40 км/ч тормозной путь может отличаться на десять метров! В сущности, способность спасти вас от аварии в экстремальной ситуации – и есть то главное, что требуется от зимней покрышки. А экстремальная ситуация зимой – это уж точно не сухой асфальт.

Надеюсь, что результаты наших испытаний красноречиво убедили вас в том, что даже самый «продвинутый» полноприводный автомобиль нуждается в зимней резине.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Какие зимние шины выбрать? «EJ:Автомобили» предлагает отчет о реальных сравнительных испытаниях десяти комплектов покрышек размерности R17.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Авто)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика