Анатолий Тарас: "Если бы наши предки не победили в этой битве, мы бы сегодня разговаривали по-немецки". 21.by

Анатолий Тарас: "Если бы наши предки не победили в этой битве, мы бы сегодня разговаривали по-немецки"

24.06.2010 11:25 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

"КП" встретилась с Анатолием Тарасом, автором книги "ГРЮНВАЛЬД. 15 ИЮЛЯ 1410 Г."

Не помню, что нам рассказывали о Грюнвальдской битве в советской школе, но однозначно то, что нам, советским школьникам, тогда даже в голову не приходило гордиться победой своих предков. Да и о самих славных предках мы тогда имели весьма туманное представление.

Времена, к счастью, изменились. И сегодня мы по праву празднуем победу в Грюнвальде, которая состоялась ровно 600 лет назад 15 июля.

БИТВА - КУЛЬМИНАЦИЯ ВОЙНЫ

- В советских курсах истории о Грюнвальде либо не упоминалось вообще, либо говорилось как о сражении, в котором объединенные силы славян остановили захватническую политику немецкого ордена в стремлении на Восток, - говорит Анатолий Тарас. – Мы, белорусы, все еще стесняемся называть себя великим народом именно потому, что не знаем своей подлинной истории, не знаем наших великих побед. Моя книга - одна из попыток предложить читателю историю великой победы нашего народа.

Король Польский Владислав Второй (Ягайло).

Битва состоялась 15 июля 1410 года. Это была кульминация войны 1409-1411 годов, которая шла между немецким Тевтонским орденом и соединенными силами Польского королевства и Великого княжества Литовского. В Польше королем был Владислав Второй (в язычестве Ягайло), ВКЛ возглавлял его двоюродный брат Витовт.

- За что шла эта война?

- Как всякая война - в первую очередь за землю. И не за пустыню, а за обрабатываемую землю с живущими там людьми. Орденским "братьям" было все равно, кого захватывать - славян, турок, татар. Формально же это была война за Жамойтию. Захват этой земли позволял соединить территории Тевтонского ордена с территорией Ливонского ордена по суше. Ясное дело, рыцари говорили, что несут свет христианства неверным.

Великий князь ВКЛ Витовт.

Если бы наши предки проиграли в той войне, постепенно все население было бы онемечено – конечно, не за год-два, а за 100 или 150 лет. И сегодня мы бы с вами говорили по-немецки. Руководители Польского королевства и ВКЛ были людьми не глупыми, прекрасно это понимали. Поэтому они смогли объединиться. А ведь мы знаем, что отношения между Ягайло и Витовтом были очень непростыми. Владислав-Ягайло убил отца Витовта Кейстута, а Витовт, в свою очередь, убил братьев Ягайло. Но они понимали, что поодиночке не справятся. Даже объединенные силы союзников, которые количественно превосходили силы тевтонцев, с большим трудом одержали победу.

Как всякая война в те времена, она состояла из стычек, набегов, с переменным успехом где-то побеждали тевтонцы, где-то поляки, где-то литвины… В те времена в Европе считалось, что исход войны решает так называемое генеральное сражение. Тактику партизанской войны тогда еще никто не использовал. Поэтому обе стороны сознательно стремились к такому сражению. В конце концов, сошлись они на Грюнвальдском поле.

ВОЕВАЛИ НЕ ЗА РОДИНУ, А ЗА КНЯЗЯ

- Об этом сражении написано очень много. Но цельной картины до сих пор не дал никто. В описаниях оно распадается на ряд эпизодов, которые между собой никак не связаны. Каждый участник описывает его со своей позиции. Я попытался воссоздать цельную картину сражения, чтобы показать вклад каждого из участников и понять, благодаря чему удалось победить.

Орден представлял собой огромную силу, в основном состоял из профессионалов и считался непобедимым. Для рыцарей война была смыслом жизни. В ВКЛ такого не было, здесь всегда собирали на войну ополчение. Шляхтичи вооружали своих мужиков - кто лучше, кто хуже. Профессионалами они, конечно, не были. Не было и постоянной армии. Собрать армию, превосходящую рыцарскую, было очень непросто - уговорить, пообещать награды, льготы, заплатить деньги. Кстати, наемников было много с обеих сторон.

Многие историки прошлого преувеличивают количество войск. На самом деле армии были не такие многочисленные. Война во все времена была дорогим удовольствием.

- А сколько удалось собрать ополченцев?

- Наиболее правдоподобной цифрой мне кажется 27 тысяч со стороны ордена, со стороны объединенных сил - 32 тысячи. По меркам того времени, это колоссальные армии. К примеру, несколькими веками раньше 10-12 викингов брали штурмом замок!

Поэтому Грюнвальдская битва поразила современников своим колоссальным размахом. Если проводить аналогию с нашим временем, то можно сказать, что с одной стороны было тысяч двести, а с другой - двести пятьдесят.

Поэтому тянуть со сражением было никак нельзя - эти армии надо было кормить, содержать, платить жалованье…

"За родину" тогда никто не воевал, воевали за князей, королей. Каждый считал себя вассалом конкретного вельможи, воевали за свою землю, именно свою землю. Понятия нации, национального государства возникли только в XIX веке. Со стороны ордена воевали представители 22-х национальностей, со стороны союзников - 12-и национальностей, в том числе татары, караимы, чехи, армяне...

Схема битвы под Грюнвальдом.


СРАЖЕНИЕ ШЛО ШЕСТЬ ЧАСОВ

- Известно ли, когда началась битва?

- Приблизительно в 12 часов дня, когда солнце стояло в зените. Началась на правом флаге, где стояли войска литвинов и татар великого князя. Через час-полтора вступило в бой левое крыло - польское. Примерно к пяти-шести часам вечера (точно сказать трудно) сражение было закончено. Было несколько линий воинов, потому что шесть часов подряд махать мечом, топором, копьем не может ни один человек. Никогда не сражались все сразу - только соприкасающиеся линии. Остальные подбадривали, помогали, заменяли павших… Были воеводы, которые управляли своими хоругвями. Витовт дважды вводил в бой резерв, Ягайло тоже ввел резерв.

- Они сами были на поле боя?

- Витовт участвовал в бою, а Ягайло сидел на холме позади своих войск и управлял ими оттуда.

- Благодаря чему победили наши предки?

- Факторов победы было несколько. Первый - войска Витовта разыграли ложное отступление. Правда, есть историки, которые утверждают, что войска Витовта в какой-то момент бросились бежать. Но тактика ложного отступления была прекрасно известна опытному воину Витовту. Оно необходимо было, чтобы тяжелая рыцарская конница, увлекшись преследованием, расстроила свои ряды. Ведь когда рыцари шли плечом к плечу, были несокрушимой силой. Их не могло остановить ничто. Каждый конный рыцарь был подобен танку: шла стена металла, от которой можно было только бежать в ужасе.

Второй – войска Витовта устроили лагерь на берегу речки Марши. Лагерь был укреплен - возы поставили в два-три ряда квадратом, набили их камнями, соединили цепями. Там засела челядь, простолюдины, вооруженные баграми, дубинами, молотами. Там рыцари потеряли темп, кто-то завяз в болотце на берегу реки. А легкая кавалерия Витовта отступила за речку, ушла вправо и влево, затем окружила рыцарей. Четыре тевтонские хоругви потеряли здесь минимум половину своих сил. Это серьезный удар.

Третий - сыграло роль численное превосходство союзников, благодаря чему Витовт и Ягайло сумели создать два тактически резерва, которые сыграли очень важную роль.

Четвертый – огромное мужество и воинское мастерство, проявленные нашими предками.

ИСХОД БИТВЫ ОПРЕДЕЛИЛО ПРЕДАТЕЛЬСТВО?

- Кульминация возникла потом на левом фланге, когда поляки дрогнули и едва не обратились в бегство. В это время Ягайло ввел резерв, положение выровнялось. Есть еще один малоизвестный факт - в рядах ордена был предатель, знаменосец Кульмской земли Никкель фон Ренис. Я думаю, что предателем он стал за весьма приличную сумму.

Тогда управление войсками на поле боя осуществлялось флагами - ведь грохот и лязг стоял страшный. В самый острый момент боя он дал сигнал к отступлению двум хоругвям. За ними пошли еще четыре орденские хоругви, возникла сумятица, поляки перешли в контрнаступление.

Исход войны решало генеральное сражение.
Исход войны решало генеральное сражение.

Тогда верховный магистр ордена Ульрих фон Юнгинген ввел в бой свой резерв - 14 или 16 хоругвей. Но именно в этот момент на помощь полякам пришли литвины, которые ударили во фланг и тыл этому резерву, взяли его в кольцо. В нем из 250-и тевтонских рыцарей погибли 203, в том числе все орденское руководство, включая верховного магистра.

- А сколько всего рыцарей принимало участие в сражении?

- Из 27 тысяч воинов рыцарей было человек 700.

- А с нашей стороны были рыцари?

- Конечно! У нас их называли вершниками, или панцирными боярами. И ничем ни они, ни польские рыцари не уступали тевтонским. У каждого рыцаря был оруженосец - тоже на коне и тоже в броне. Сопровождали рыцаря арбалетчики, стрелки из лука и крючники, которые цепляли коня за ноги, валили его и добивали рыцаря через щели доспехов специальными узкими кинжалами.

Картина, с современной точки зрения, была ужасной - отрубленные руки, ноги, распоротые животы, снесенные головы… После битвы на поле остались тысячи убитых и раненых. Мужество проявили воины с обеих сторон. Но в плане оперативно-тактического искусства Витовт и Ягайло в этом поединке равных переиграли немцев.

- А как они поняли, что победили?

- Враг бежал, в плен сдались около 14 тысяч человек. В орденскую столицу Мариенбург (сегодня Мальборк) добралось всего полторы тысячи человек из 27 тысяч (!). Их преследование велось до заката солнца. А потом полночи войска возвращались из погони.

- Потери были велики с обеих сторон?

- Точные цифры неизвестны. Войско ВКЛ потеряло примерно 10 тысяч убитыми и умершими от ран, столько же и войско Польского королевства.

- Получается, более половины войска было потеряно.

- Да, битва была грандиозной. Со стороны Тевтонского ордена потерь было еще больше - тысяч 17 погибло, до 14 тысяч попало в плен. Это, конечно, не покончило с могуществом ордена, но подорвало его фундамент, которым являлось именно войско.

Правда, значимых результатов в результате победы добился только Витовт. Напомню, что они с Ягайло были "заклятыми друзьями". Витовт получил Жамойтию, при этом совершенно не желал усиления Ягайло. Поэтому в самый разгар осады Мариенбурга, куда отступили тевтонцы после Грюнвальда, Витовт со своим войском собрался и ушел домой, как ни умолял его Ягайло. Сейчас многие польские историки говорят о том, что Польша в той войне воевала за интересы ВКЛ, которое получило Жамойтию. И называют ту войну "проигранной" - для Польши.

После Грюнвальда тевтонцам больше не везло, они еще два раза воевали с поляками, оба раза потерпели поражение. Через 56 лет, когда был заключен второй Торнский мир, орден признал себя вассалом Польской короны. С 1410 года и до весны 1915 года - более 500 лет - на наши земли не ступала нога немецкого воина. ВКЛ обрело статус европейского государства, к концу правления великого князя Витовта княжество занимало огромную территорию - от границы с Псковской республикой на севере до Крыма на юге, от Галиции на западе до Оки и Угры на востоке. Поэтому слава Грюнвальда - такое же достояние нашего народа, как и победа в Великой Отечественной войне! 

ДОСЬЕ "КП"

Анатоль ТАРАС - доктор наук в области информационных технологий, профессор, редактор исторического альманаха "Деды".

Автор книг "Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв.", "Анатомия ненависти: Русско-польские конфликты в XVIII-XX вв.", составитель и редактор коллективной монографии "История имперских отношений: белорусы и русские. 1772-1991".


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"КП" встретилась с Анатолием Тарасом, автором книги "ГРЮНВАЛЬД. 15 ИЮЛЯ 1410 Г."
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика