Сказали нам летим в Афганистан, в Баграм летят вчерашние мальчишки. 21.by

Сказали нам летим в Афганистан, в Баграм летят вчерашние мальчишки

Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Дзяннiца (Щучин)

Они не любят говорить о себе. В каждом  эпизоде их рассказов неизменно возникают образы боевых товарищей, вместе с которыми прошли афганское пекло. И каждый считает, что кто-то рисковал своей жизнью гораздо больше, чем он…
Шинданд, Кандагар, Абдалмир-алам, Баграм, Келагай… Военно-воздушные базы в Афганистане, где в годы войны дислоцировалась советская авиация. Подполковник Владимир Петрович Овчинников четырнадцать месяцев провёл в Баграме… В его учётной карточке члена КПСС это время значится как служба в Туркестанском военном округе…

Вчера – курсант, сегодня – штурман

– Мой отец прошёл всю войну до самого Берлина, – рассказывает Владимир Петрович. – Вернулся домой с победой. А через год появился я – восьмой сын у своих родителей. Сложное время было. Старшие братья учились до седьмого класса и уходили на свои хлеба: кто поступал в училище, кто шёл работать. А я решил заканчивать десятилетку. Мы с другом мечтали быть подводниками, но не прошли медкомиссию. Военком предложил поступить в военное авиационно-радиотехническое училище в Давгавпилсе. Так я и стал курсантом.

Как раз в то время у американцев появился новый самолёт Б-52, который стал реальной угрозой для нашей страны. У нас не было техники для его перехвата. За короткое время советские конструкторы создали наш ТУ-128 – истребитель дальнего перехвата, который мог летать на расстояние до 4,5 тысячи километров.
Чтобы подготовить “с нуля” штурманов, умеющих работать со всем радиооборудованием, нужно было время, поэтому возникло решение обучать курсантов, которые закончили два курса военного училища и прошли общеобразовательную программу. Техническую сторону отобранные претенденты на управление новыми самолётами изучали уже в Армавирском высшем военном авиационном училище лётчиков войск ПВО. Среди самых достойных оказался и курсант Овчинников.
– Первым местом службы после окончания училища стал город Омск в Сибирском военном округе, – вспоминает Владимир Петрович. – На истребителях мы днём и ночью летали на Новую Землю, где проводились учения, усиленно тренировались. Нам “подыгрывали” ТУ-95, ТУ-16, которые использовались в качестве нарушителей. Шестнадцати тонн топлива, которые помещались в бак самолёта, хватало на самые длительные перелёты. Через год службы меня перевели на повышение в Казахстан. К тому времени производство ТУ-128 было отлажено, и на аэродроме в Семипалатинске сначала расположилась эскадрилья истребителей, а затем и целый полк.

Мечты сбываются и ... не сбываются

Молодому перспективному офицеру предложили поступить в Военную академию. Владимир Петрович не стал долго размышлять. Однако именно это решение, по всему видать, и сыграло роковую роль в его жизни.
– В 1970 году я стал слушателем Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина в Монино, – рассказывает Владимир Петрович. – Зимы тогда были снежные, и мы часто ходили на лыжах. Один такой поход поставил точку в моей лётной карьере. Уже возвращаясь с 10-километровой дистанции, намереваясь сократить путь, сломал лыжу. Почти пять километров пришлось идти пешком в одном спортивном костюме. Пока добрался – весь покрылся инеем. Думал обойдётся, но на следующий день “захрипел”. Диагноз врачей – “хронический бронхит с астматическим состоянием” и решение комиссии – “летать больше не будешь”...
Наверное, не зря говорят, что в жизни всегда чёрная полоса сменяется белой... Во время учёбы в академии случилось очень важное событие в жизни Владимира Петровича – он женился. А свою половинку нашёл в родной деревеньке Юрьево, что в Борисовском районе. Его Валюша училась тогда в Гомельском университете. Сорок лет назад в морозный февральский день они и поженились.


Через шесть месяцев – Афган

После окончания академии Владимир Петрович получает назначение в г. Арциз Одесского военного округа на должность начальника штаба полка.
– 15 лет служил в Арцизе, – вспоминает подполковник. – Там стоял авиационный истребительный полк, единственный в округе. Полеты проходили в две смены. Наши самолёты тренировали зенитно-ракетные дивизионы. Приказ о перевооружении полка поступил внезапно: самолёты-истребители заменить на “штурмовики”, и через полгода... отправиться в Афганистан.
Каждый понимал, что от степени подготовки будет зависеть не только его жизнь, но и жизнь боевых товарищей. Очень тяжело осваивались “штурмовики”, не было полигона для тренировок. В итоге, в Торотино выделили площадь в 40 километров, где можно было сбрасывать бомбы. За пять месяцев лётчики освоили лазерные прицелы и были полностью готовы. Мы должны были заменить личный состав полка в Баграме... Командиром нашего полка был назначен В.А. Рудской, специально отозванный из Германии.
За достойную подготовку личного состава к боевым действиям в Афганистане В.П. Овчинников получил свою первую высокую награду – орден “За службу Родине в Вооружённых Силах СССР” ІІІ степени.

Год и два месяца войны

– На двух самолётах ИЛ-76 нас доставили в Баграм, – во всех подробностях помнит эти дни Владимир Петрович. – Всё вокруг выжжено, ноги тонут в пыли. Люди жили в дощатых модулях, в помещении – по 10 человек. С одной и другой сторон – кишлаки, ночью велись постоянные обстрелы. Свободно передвигаться по территории городка было очень опасно – не было никакой ограды, всё хорошо просматривалось. Наши предшественники буквально за пару дней передали все дела и, пожелав нам удачи, отправились на Родину.
На чужой территории нас ждал большой сюрприз – желтуха, которой переболел практически весь улетевший полк. Проблема оказалась в шести огромных пятитонных железных контейнерах, где собирались канализационные отходы. Их содержимое стало поступать в скважину, из которой качали воду. Скважину закрыли, и проблема была решена.
Вся необходимая информация для ведения боевых действий поступала из Кабула. Ночью мы принимали данные, составляли приказы, определяли задачи. Рано утром на аэродроме лётчики наносили на карту нужные цели и получали конкретное задание. Каждую минуту с аэродрома взлетал самолёт, и каждую минуту садился вернувшийся с задания. Работали в страшном напряжении. Только приземлится крылатая машина, бомбу подвесили и снова в полёт. За день сбрасывали от 80 до 150 тонн бомб. Бомбы возили из Советского Союза на КамАЗах через Саланговый перевал. Случалось, машины обстреливали, бомбили, большая часть до места назначения не доходила. Повреждённый транспорт танки просто сталкивали с дороги, чтобы освободить проезд. Керосин для заправки техники поступал нам по трубопроводу из Советского Союза.
Жизнь в горах бурлила ночью. Оживала практически каждая пещера. Под землёй проложены такие ходы, что даже транспорт мог передвигаться. Лётчики и ночью летали, в темноте движущиеся огни душманов были хорошей целью.
Сухопутные войска, десантники, авиация – все действовали сообща. Один авианаводчик за полтора года службы в Афганистане получил три ордена Красного Знамени: целые роты спасал из окружения в горах.
Наверное, ни один полк не получил столько наград: два человека – звание Героя Советского Союза, шесть – ордена Красного Знамени, семь – ордена Ленина, 35 – ордена Красной Звезды. Орденом Красой Звезды за отлично проведённую операцию был награждён и В.П. Овчинников.
Душманы постоянно обстреливали городок, и восемь тысяч человеческих жизней находились в опасности. Люди боялись лишний раз выйти на улицу. Было решено поставить хоть какую-то ограду, а поскольку никаких стройматериалов не было, использовали подручные средства – бомботару, в которой доставляли бомбы. Это был титанический труд – освобождать бомбу от “упаковки”. Рядом с лётчиками в городке проживали десантники, артиллеристы, а также другие части обеспечения, которые входили в состав 40 армии. В авиационном городке каждой воинской части был определён периметр для ограждения от проникновения душманов. Кроме этого, на территории городка были построены укрытия для защиты личного состава от обстрела.
– Мы неплохо ладили с местными жителями, – говорит подполковник. – Жили они очень бедно. В дувалах, построенных из глины, – ковёр на полу и никакой мебели. Иметь жён могли позволить себе только состоятельные люди.
Дома!
– Возвращались из Афганистана мы так же, как и прилетели – на ИЛ-76, – говорит Владимир Петрович. – Троих наших парней мы всё же не сберегли – погибли два лётчика при выполнении боевых действий ночью и солдат. Прилетели в Арциз, а там – истребительный полк. Наш полк расформировали, личный состав распределили по всему Советскому Союзу, а одна эскадрилья была направлена в Беларусь в Поставы.
Уже в 1988 году подполковник В.П. Овчинников получил ещё одну высокую награду – Грамоту Президиума Верховного Совета СССР – за мужество и доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан.
По воле судьбы подполковник Овчинников попал в Щучин. Тут и пустил свои корни.
– У меня было желание вернуться на свою малую родину в Юрьево на Бобруйщину, – говорит Владимир Петрович. – Но жена не поддержала моё стремление. Она много лет проработала учительницей математики в СШ №2 г. Щучина. Тут выросли наши дочери, младшая Алёна вышла замуж и осталась в Щучине. Старшая Наталья со своей семьёй живёт в Минске.
Теперь Владимир Петрович Овчинников на заслуженном отдыхе, в своё удовольствие работает на дачке и радуется внукам – Анюте и Ванюшке. Четырнадцать месяцев Афгана не прошли бесследно – стало подводить здоровье.
Прощаясь со мной, Владимир Петрович, улыбаясь, заметил: “Жаль, что вы не служили: мы бы могли говорить очень долго”. А я подумала: “Да, им есть что сказать, солдатам и офицерам, прошедшим Афганистан, напомнить о войне в чужой стране и о сотнях погибших наших ребят. Какое счастье, что сегодня мы можем только слушать!..”

Анна РУДСКАЯ.
Фото автора
и из архива семьи Овчинниковы
х.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Они не любят говорить о себе. В каждом  эпизоде их рассказов неизменно возникают образы боевых товарищей, вместе с которыми прошли афганское пекло. И каждый...
 
 
 


Архив (Новости Культуры)

21.by в социальных сетях



Партнёры

© 2004-2019 21.by
Яндекс.Метрика