Измаил Капланов. Реквием

27.03.2012 08:58 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A


Более полувека — творческий стаж Измаила Капланова. «Я лично потеряла друга и соавтора, а Беларусь потеряла большого композитора», — со слезами в голосе говорила поэтесса Надежда Солодкая, когда узнала о скоропостижной кончине Измаила Капланова. 

Измаил Капланов. Реквием

С той печальной даты прошел год. «Хочу поблагодарить судьбу за те 10 лет, что мы вместе работали, я ведь и стихи начала писать под впечатлением от концерта Нелли Богуславской и Измаила Капланова, — сказала мне поэтесса Тамара Толкачева и заплакала. — До сих пор не могу прийти в себя после его смерти, поверить, что его больше нет».

Почти полвека — стаж семейной жизни Измаила Капланова, построенной на фундаменте уважения, любви, нежности и заботы.

Измаил Капланов. Реквием

И еще в его сердце была одна большая любовь — к Беларуси. Он написал немало песен о нашей родине и символично, что последней прижизненной премьерой была — «За нас, белорусов».


Ни ноты фальши в музыке и в человеческих отношениях!

Измаил Капланов. Реквием«Демобилизовавшись из армии, по приглашению Володи Мулявина я устроился на работу в ансамбль «Орбита-67» при филармонии, которым руководил Измаил Капланов, — вспоминает музыкант ансамбля «Белорусские песняры», заслуженный артист БССР Владислав Мисевич. — В коллективе работали исключительно высококлассные музыканты, Володя Мулявин делал аранжировки. Я, признаюсь, чувствовал себя на их фоне детсадовцем.

На Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1966 году взошла звезда Вити Вуячича, а его аккомпаниаторов — «Орбиту-67» — наградили специальным дипломом. Отметили единственный музыкальный коллектив! Это значит, исполнительский уровень — высочайший! Капланов — очень грамотный музыкант. К сожалению, никогда не слышал, как он играл на аккордеоне, но знаю, что коллеги считали его одним из лучших аккордеонистов в СССР.

В «Орбите-67» выступала Нелли Богуславская. Признаюсь, она работала не в нашем любимом жанре, но ее профессионализм мы имели возможность оценить, когда на всесоюзной фирме «Мелодия» она записывалась с первого дубля. Я это запомнил на всю жизнь! Как и то, что после длительных гастролей Неля шла в консерваторию на уроки к своему педагогу.

В то время сложилась дружба между семьями Мулявина-Кармальской и Капланова-Богуславской.

Однако Володя и мы, его армейские друзья, мечтали о своем коллективе, не хотели быть всего лишь аккомпаниаторами даже самой лучшей певицы, а я Нелю и по сей день считаю лучшим женским голосом на белорусской эстраде.

Получилось так, что после отпуска ансамбль Измаила Капланова не досчитался нескольких музыкантов. По молодости мы многое не понимали… Сейчас, с высоты своего опыта, знаю, какая это проблема — замена музыканта или даже технического работника в слаженном коллективе. Понимаю, что тогда наш уход осложнил работу ансамбля Капланова. Но когда «Песняры» заняли втрое место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, первую поздравительную телеграмму мы получили от Изи!

Тем не менее, с годами мы стали меньше общаться — гастрольные пути расходились, в Минске бывали редко. Какой-то период времени мы жили в соседних домах, я иногда видел играющую с детьми прекрасно воспитанную девочку Аню, которая увидев меня, всегда здоровалась, теперь она — очаровательная женщина.

Много лет спустя я узнавал от коллег, что Измаил Капланов проявил себя как блестящий администратор.


Я и не подозревал, что Капланов еще и композитор. Когда послушал его песни, они мне понравились. Помню концерт «Старики-разбойники», в котором выступали Нелли Богуславская, Эдуард Мицуль, Олег Жуков. Тогда же услышал, как поет Изя. Все великолепно! Выступления дуэта Богуславская-Капланов меня потрясли трогательностью, искренностью, ни ноты фальши в музыке и в человеческих отношениях!

Очень жалею, что не успел спросить у Изи: а почему так поздно начал писать? Творческий путь Капланова легким никак не назовешь. Я думаю, над ним, его семьей всегда висела тучей пятая графа советской анкеты. Но Капланов всей своей жизнью показал пример людям, в том числе творческих профессий: никогда ничего не поздно сделать! Жаль, что он так рано ушел — на пике творческих возможностей. Жаль, что не получил каких-то официальных признаний своих несомненных заслуг, хотя публика по праву считает заслуженную артистку БССР Богуславскую и композитора Капланова народными артистами.

В моей памяти Измаил Капланов останется как человек, на долю которого выпало немало испытаний, а он с достоинством выходил из них, сохранив профессиональное и человеческое лицо».


Композитор с большой буквы

Измаил Капланов. Реквием«Капланов Измаил Львович! С этим замечательным человеком и прекрасным композитором судьба меня свела в 2003 году, — говорит певец, поэт и композитор Петр Елфимов. — В то время я работал в Белгосансамбле «Песняры». И стех пор у нас с Измаилом Львовичем было немало теплых, как творческих, так и дружеских встреч. Неоднократно я с огромным удовольствием записывал и исполнял его красивые, а главное — искренние по своему содержанию произведения. Самое приятное, что может быть для творческой личности — это получать удовлетворение от любимого дела, а мы с Измаилом Львовичем всегда получали это удовольствие от совместной работы и самое важное от общения друг с другом. Композитор с большой буквы, энтузиаст, во многом альтруист. Прекрасный семьянин, обожающий свою супругу и верную спутницу всей своей жизни Нелли Захаровну Богуславскую, с которой прошел рука об руку нелегкий, как и у многих творцов, но счастливейший, на мой взгляд, и плодотворнейший путь. В моем серце он навсегда останется такой же яркий, открытый, заботливый и жизнерадостный! Талантливейший музыкант, верный друг, а главное — настоящий человек!».


Если бы у композитора Капланова был директор Капланов…

Измаил Капланов. Реквием«Впервые я увидела Измаила Львовича более 20 лет назад… К зданию Белорусского радио подъехали «Жигули», из машины вышел элегантный мужчина, открыл пассажирскую дверцу, подал руку красивой, изящной женщине… На ней было очень модное пальто, причем не надето, а накинуто на плечи, — вспоминает продюсер представительства Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Беларусь Людмила Полковникова. — И вот этот мужчина как-то так бережно приобнял женщину, как будто оберегал от всего мира — Измаил Капланов привез свою жену Нелли Богуславскую ко мне на радиоинтервью. У меня до сих пор перед глазами эта картинка, как в красивом кино!

Первое яркое впечатление об Измаиле Львовиче как о композиторе — цикл песен для Лики (теперь Анжелики Агурбаш) и особенно песня «А я не плачу». О, это эксклюзив! Я помню, мне пришлось приложить какие-то организаторские усилия, чтобы она прозвучала в белорусском «новогоднем огоньке» — проблема была не в редактуре, а в дефиците техники, творческом графике Лики. В той ж передаче прозвучал и второй суперхит Измаила Капланова — Олега Жукова «Одинокий». Как только услышала песню, говорю Александру Солодухе: «Включайте в программу своего выступления — это шлягер». Но певец предложил другую песню. «Саша, вы пожалеете», — увещевала я его. Артист укатил в Москву. Через пару дней уже за полночь в моей квартире раздается телефонный звонок: «Срочно включайте «Одинокого» в программу, — волновался Солодуха. — В Москве редактор мне сказал, что это шлягер номер один». Белорусские композиторы умеют создавать шлягеры! Да такие, что их берут в репертуар звезды стран СНГ. Несколько песен Измаила Львовича в репертуаре Николая Баскова, Мансура Ташматова, Нелли Чобану. Я знаю, что Саша Тиханович сейчас занимается организацией концерта памяти Измаила Капланова, и уже известно, что Басков дал согласие на свое выступление в нем.

Капланов написал гениальный цикл песен «Еврейский альбом». Очень надеюсь, что он найдет своих исполнителей и будет воплощен на сцене.

Измаил Львович всегда помогал молодым артистам, пожилым коллегам. Как администратор он много сделал для оркестра Михаила Финберга и театра песни Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича. А вот свои собственные песни, задумки, он, в силу потрясающей скромности, «протолкнуть» не всегда мог. Я думаю, если бы у композитора Капланова был директор Капланов, то некоторые его произведения, были бы гораздо шире известны. А у него есть произведения мирового уровня!

В Измаиле Львовиче я всегда отмечала некий аристократизм, у него были образование и образованность.

К сожалению, болезни не обходили стороной эту семью. Нелли Захаровна и Измаил Львович трепетно заботились друг о друге. Известно, с какой самоотдачей Измаил Капланов поднимал в прямом смысле этого слова после инсульта и возвращал к творческой жизни свою жену.

Измаил Капланов. Реквием

Я вот только сейчас узнала, что у Капланова не было никакого официального почетного звания. Поверьте, это неважно. Важно отношение людей. Прощание с Измаилом Львовичем проходило в зале Союза композиторов, а в здании шел ремонт: стук, грохот, пыль, строительный мусор… Во время подготовки траурной церемонии Саша Тиханович подошел к строителям и попросил, чтобы они хотя бы не стучали во время прощания с музыкантом. Рабочие, узнав, с кем придут прощаться люди, выразили соболезнование, все что смогли, убрали, какими-то щитами что-то замаскировали, и конечно, никакого стука…

У Измаила Капланова есть замечательное произведение «Песни возвращаются», и я думаю, что от нас-то эти песни никуда не ушли, мы их любим, слушаем. Песни всегда возвращаются, если они нужны людям…»


Человек потрясающей сценической и человеческой культуры

Измаил Капланов. Реквием«В студенческие годы я не раз бывала на концертах замечательной певицы Нелли Богуславской. На то время она была звездой белорусской и даже, думаю, всей советской эстрады. Аккомпанировал ей ансамбль «Орбита-67», которым руководил Измаил Капланов — очень крепкий музыкальный коллектив, приносивший славу Беларуси на просторах СССР и за рубежом, — рассказывает народная артистка Беларуси Ядвига Поплавская. — В 1971 году, когда начала работать в «Верасах», лично познакомилась с Изей. На то время он слыл очень грамотным музыкантом и строгим руководителем. И это правильно. Он требовал от музыкантов полной отдачи на сцене, но точно так, а может и больше, был требователен к себе и к Нелли — для жены на работе поблажек не было.

В 90-е годы мы пригласили Капланова директором нашего театра песни. Бог одарил его не только как музыканта, но и как администратора. Изя наполнил все вокруг нас своим энтузиазмом, энергией. Больше никогда нам так легко не работалось, потому что Изя создал для творчества просто идеальные условия. Изя любой казус мог превратить в повод для шутки. И вырулить из трудной ситуации именно благодаря оптимизму и таланту организатора.

У нас в коллективе была идеальная психологическая совместимость. В некотором роде я считаю Капланова учителем Тихановича. У Изи и Саши по многим творческим, организационным вопросам полностью совпадали взгляды.

Капланов всегда помогал разным людям. Отсюда и идея передачи Поп-TВ — она открывала новые имена, помогала молодым артистам на первых порах. Вместе с Изей мы проводили телефестиваль «Беларусь збірае сяброў», и то, что к нам приезжали известные в СССР артисты — в том числе и заслуга Капланова — его все знали, уважали.

Как композитор Измаил Капланов начал работать в зрелом возрасте. Он чрезвычайно скромный человек — стеснялся называть себя композитором. Формально его образовательный багаж — вильнюсское музыкальное училище, но он всю жизнь учился, обладал колоссальным опытом. Все созданные Измаилом Каплановым музыкальные произведения дают полное право называть его композитором.

Практически все артисты белоруской эстрады могут гордиться тем, что исполняют его песни — это произведения высокого класса. Хочу отметить и то, что Изя очень серьезно относился к выбору стихов. Его песни будут долго звучать, потому что западают в душу.

Для меня Изя — символ полета, фейерверка, яркой кометы! Человек потрясающей сценической и человеческой культуры. Он всегда держал себя в форме, даже когда было тяжело, со здоровьем плохо. Я думаю, он так был занят творчеством, что просто не хватало времени на себя лично.

Музыканты — необыкновенно ранимые люди, а Изе приходилось испытать много негатива со стороны завистников, и тех, кто не хотел замечать его творчество. И конечно, сердце не выдержало всей этой несправедливости. Очень горько, что заслуги Капланова за всю его полувековую творческую деятельность в Беларуси не получили официального признания. Его преждевременный уход — это большая потеря для белорусской культуры, для всех людей, которым повезло с ним общаться».


Композитор будет жить в своих песнях

«С Измаилом Львовичем я познакомилась около 10 лет назад. Это случилось на одном из концертов в филармонии, где я выступала в составе трио легендарного джазового пианиста Аркадия Эскина, — вспоминает солистка Национального академического народного оркестра Беларуси им. Иосифа Жиновича, лауреат премии им. Мулявина Марина Василевская. — Измаил Львович, прослушав мое пение, предложил исполнить несколько его песен. Он очень серьезно подходил к записи песен на студии. Отводилось время на разучивание песни, он лично прослушивал исполнение и только после этого мы ехали на звукозаписывающую студию.

Песни «Играй, скрипач!», «Што ты робiш са мною...» я исполняю с Президентским оркестром Беларуси. К «Евровидению» мы подготовили песню When summer night. В своей сольной программе «Музыка — любовь моя!» в сопровождении Национального академического народного оркестра Беларуси им. Жиновича прозвучала песня «Родина», которая написана в сотрудничестве с поэтом Владимиром Тулиновым.

Измаил Львович останется в нашей памяти талантливым, энергичным, ярким и удивительным человеком, он будет жить в своих песнях, которые исполняют артисты в Беларуси и за ее пределами».


Вместе с ним приходило хорошее настроение

Измаил Капланов. Реквием«В 1980 году я пришел работать в Белгосфилармонию, а в 1983 попал в бригаду Нелли Богуславской, — рассказывает предприниматель Сергей Портянко. — В памяти осталось много ярких впечатлений…

Когда у нас были выступления в сельских клубах, Капланов хохмил… Высунувшись в форточку автобуса, кричал: «На концерт, на концерт!». К клубу сбегались дети, помогали разгружать аппаратуру, а Капланов говорил: «Ребята, несите картошечки, сальца, огурчиков да побольше, нам нужно кормить удава». Дети принесли еды, Измаил накормил артистов и рабочих. Концерт закончился, мы прощаемся с публикой, а люди не уходят, чего-то ждут. Кто-то крикнул: «Давай удава». «Удав заболел», — сказал Капланов. Народ все равно требует показать, тогда он вывел на сцену грузчика — такого здорового детину, и сказал: «Вот этот удав все съел».

Капланов — первый белорусский музыкант, который приобрел фирменный синтезатор. Как он радовался этой покупке! Как изучал, лелеял и любил свой инструмент — не мог наиграться во всех смыслах этого слова.

В 1986 году, в день аварии на Чернобыльской АЭС, мы гастролировали в Мозыре. Погода была прекрасная, и вдруг вечером после концерта, когда мы приехали в гостиницу, пошел дождь. Нелли Захаровна подставила руки под капли и говорит: «Ребята, какой теплый дождик». Я даже скажу: горячий. Но тогда мы ничего толком не знали о радиации, ее опасности для здоровья. Вскоре после этого Нелли Захаровна заболела. Измаил Львович и я в качестве звукорежиссера начали работать с Валерием Кучинским, затем с Ярославом Евдокимовым. Ездили с концертами по всему СССР малым составом, потому что с развалом экономики плановая гастрольная деятельность прекратилась, все встало на коммерческие рельсы.

После известного конфликта, Евдокимов уехал в Москву, а Измаил Львович занялся администраторской деятельностью, и это у него блестяще получалось. Он умел так все организовать, что артистам работалось легко и продуктивно. К примеру, именно Капланов добился подписания контракта на работу оркестра Михаила Финберга в передаче «Угадай мелодию».

Измаил Львович удивительный человек: талантливый, очень требовательный, потрясающе работоспособный, перфекционист во всем, и в тоже время очень ранимый. Как и многие артисты, верил в приметы, касающиеся работы.

На сцене Нелли Богуславская — королева, Измаил Капланов — виртуозный, эмоциональный аккомпаниатор, в жизни — милые люди, никогда не страдавшие «звездной» болезнью.

Измаил Капланов. Реквием

Когда я ушел из музыки в бизнес, мы продолжали общаться. На фирме моей супруги Измаил Львович был частым гостем, я чем мог всегда ему помогал, он заказывал рекламную продукцию: афиши, буклеты. Появлялся рано утром, и вместе с ним приходило хорошее настроение, шутки, приколы. Все сотрудники его просто обожают. 27 марта прошлого года утром он попросил срочно сделать диск ансамбля «Орбита-67», для которого по крупицам собрал архивный материал. Вечером обещал зайти и забрать… Диски лежат у нас в офисе и по сей день. И каждое утро мы ждем, что откроется дверь, зайдет улыбающийся Измаил Львович…»


…Был щедр к людям

Измаил Капланов. Реквием«Несмотря на то, что я написал тексты к десяткам шлягеров, популярных в СССР, мое имя не было мало известно широкой публике. Изя сказал мне: «Сделай попурри из своих песен и работай в наших концертах «Старики-разбойники». Благодаря этой идее Капланова я стал ездить на концерты, появился в эфире радио и телевидения — приобрел известность, — рассказывает поэт-песенник Олег Жуков. — С Изей мы написали много хороших песен, это — целая эпоха. Нам удавались песни разных жанров: патриотка, лирика, юмор, философского плана.

Как музыкант он постоянно испытывал жажду творчества! Ему хотелось каждый день работать, что-то придумывать, ведь кроме таланта композитора он имел и режиссерские способности, великолепные организаторские данные. К сожалению, это не всегда было востребовано.

По отношению к людям Капланов был очень щедрым человеком, всегда приходил на помощь, даже если самому в тот момент было не так уж легко. Очень позитивный человек: никогда не жаловался, не сетовал, всегда шутил, подбадривал!

Он очень уважительно относился к своим соавторам: никогда не забывал назвать имена поэтов, аранжировщиков, звукорежиссеров — всех, кто как-то был причастен к появлению на свет песни.

Думаю, стоит особо отметить, что Капланов написал много хороших песен для детей, для суворовцев.

Измаил Капланов. Реквием

В последние годы Изя писал музыку к фильмам Дмитрия Астрахана, его это очень увлекало, ему была интересна новая область творчества.

Мне всегда импонировали его неугомонность, желание узнавать новое, в свои 72 года он был молод душой.

Так случилось, что наш совместный концерт в Дзержинске оказался последним в его жизни. Всегда наблюдал за ним из-за кулис и получал от этого удовольствие, он ведь потрясающе обаятельный человек, прекрасно работал с публикой! На том концерте во время проигрыша он зашел за кулисы, попросил воды, вышел на сцену и допел песню. Потом сказал мне: «Завершай концерт без меня, мне плохо». Вызвали «скорую», врачи диагностировали инфаркт, а он хотел ехать домой. Но медики убедили, что нужно в стационар. Знаю, что он и там держался бодро, шутил и только в последний момент сказал: « Я умираю…».

Такой внезапный и преждевременный уход Изи — трагедия для его семьи, друзей и коллег. 27 марта исполняется год с того дня, когда он нас покинул. Я буду искренним, если скажу: лично мне его очень не хватает.

Измаил Капланов очень много сделал для белорусской культуры еще во времена СССР, в Беларуси его песни звучали на самых престижных площадках, но никаких почетных званий он не имел. Саша Тиханович с Людой Полковниковой написали письмо в Мингорисполком и добились разрешения похоронить его на Восточном кладбище. Мне горько, что после смерти Капланова его редко вспоминают. Саша Тиханович сейчас хлопочет, чтобы организовать концерт памяти Измаила Капланова. Почему бы не откликнуться на его инициативу? Из лучших произведений Капланова провести достойный концерт, организовать его телетрансляцию. Я думаю, никто из артистов не претендовал бы на гонорар за выступление, а средства от продажи билетов предлагаю направить на сооружение памятника композитору».



Оксана ЯНОВСКАЯ

Реклама в городской газете Дзержинский шахтер

 
 
 


Архив (Новости Культуры)

© 2004-2018 21.by