Советы дилетанта

31.07.2012 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Недавний «Славянский базар в Витебске» будет жить во мне еще какое–то время. С его атмосферой праздника, встречами со знаменитостями, возвращением в гостиницу за полночь и подъемом в шесть утра. Форум этот по праву считается крупнейшим ежегодным событием в области славянской культуры и искусства. Уникальным. Фест и гостей–участников принимает из разных стран, приезжающих блеснуть своими талантами, и наших экзаменует на предмет, кто чего стоит. А чего стоит «Славянка» вообще, к примеру, в музыкальном отношении, удовлетворяет ли запросы тех, кто песни и инструментальные композиции слушает совсем не фоном, не ностальгирует под них?


Как мне представляется, цель фестиваля — пропаганда искусства славянских народов, демонстрация всего самого лучшего из того, что было в нем в прошлом и есть сейчас. И взгляд в будущее. Причем это касается не только трех братских стран, но и бывших республик СССР, а также стран ЕС, Америки, Израиля. Программа форума сегодня в общих чертах выглядит так. Хребет — Международный конкурс исполнителей эстрадной песни и Международный детский музыкальный конкурс, Дни культуры Беларуси, России, Украины, сольные выступления известных певцов и певиц. В последние годы к этим мероприятиям в качестве главного «блюда» добавился шансон–«винегрет». «Гарниром» же служат ночные сейшены молодых артистов и концерты не для всех, будь то вечер романсов или оперы.


А теперь начинаю рассуждать как дилетант, не имеющий высшего музыкального и финансового образования. Итак, в конечном итоге каждый фестиваль должен реализовать заявленные цели и не просто «отбить» расходы на его проведение, но и принести прибыль. С пропагандой дня вчерашнего и позавчерашнего все обстоит благополучно. Взять хотя бы прошедший фест. В какой–то степени исключаю Пелагею и выражаю респект блистательному Александру Розенбауму. Еще «сольниками» на «Славянке» отметились Валерия, Ирина Аллегрова, Борис Моисеев, Леонид Серебренников, Сергей Пенкин, Лолита, Александр Новиков и Андрей Данилко (его театр). Плюс бенефис Льва Лещенко. То есть форум подтвердил устоявшееся мнение, что в своей цементирующей основе он представляет собой старшего брата другого фестиваля — «Золотого шлягера». И там и там на первых местах исполнители, проверенные славой и все еще популярные сегодня, которые гарантированно соберут аншлаг. По большей части музыканты российские. А кто из наших мог бы дать «биток» в Летнем амфитеатре? (И кое–кто уже давал.) Солодуха, Дорофеева, Афанасьева, Шедько, Алексей Хлестов, Гюнешь, Шаркунова, «Троiца», «Александра и Константин», «Сябры», «Белорусские Песняры», J:Морс, «БЕЗ БИЛЕТА», «Тяни–Толкай»? Кого из них следует отнести к ретро, а кто движется в ногу с современной музыкой — выбирайте. Я понимаю опасения директората «Базара»: сделай он ставку на топовых, но ориентированных не на тех, кому за 40, «Потапа и Настю», «Градусы», Нюшу, «Серебряную свадьбу», S’unduk — пошел бы на них зритель в количестве 6.000 человек? Получается, что если фест и пытается не отстать от дня сегодняшнего и заглянуть вперед, то делает он это, как правило, посредством концертов сборных.


Так вышло, что сам я пока еще не организовал ни одного фестиваля. Но советовать могу. Вот каким бы хотел видеть «Славянский базар в Витебске» лично я. Естественно, конкурсы. Вернул бы — пусть и для избранных — «Джаз–клуб». Ретро, конечно, оставил бы и, бог с ним, — с превалированием россиян, но и представителей других государств «сольниками» оделил всенепременно. Проводил бы обязательно несколько полноценных концертов актуальных исполнителей. Концертный зал «Витебск» отдал бы под программу, в которой выступали молодые эстрадные белорусские исполнители со всей страны — должны же мы наконец понять, есть у нашей попсы будущее или нет? Вечер «этники» — тут можно такого нафантазировать! Вечера популярной оперной, народной, джазовой, классической музыки, авторской песни, большой рок–концерт, концерт альтернативщиков разных жанров. Всезнайки скажут, что многое из перечисленного на фестивале когда–то было (кое–что и есть). Было, но отчего же в памяти все больше Моисеевы, а не джаз–кабаре Олега Скрипки, допустим?..

Автор публикации: Олег КЛИМОВ

 
 
 

РЕКЛАМА