Белорусские артисты, гастрольные и концертные агентства неоднозначно отнеслись к изменениям условий и правил организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий.
Как сообщалось ранее, 5 июня подписан указ президента № 257 «Об отдельных вопросах организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий». Документ направлен «на совершенствование практики организации и проведения таких мероприятий, стимулирования творческой деятельности отечественных исполнителей, поддержки молодых талантов, защиты интересов зрителей от обмана со стороны недобросовестных организаторов мероприятий».
Указ предусматривает обязательное получение организатором удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Беларуси (гастрольное удостоверение) в управлении идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома (Минского горисполкома).
Таким образом, государство приняло решение вернуться к практике выдачи гастрольных удостоверений, от которой отказалось в конце 2010 года (указ № 542 «О проведении культурно-зрелищных мероприятий»).
Популярный белорусский певец Александр Солодуха высказал мнение, что возвращение гастрольных удостоверений мало на что повлияет. При этом певец выразил мнение, что возвращение к гастрольным удостоверениям поможет очистить рынок от сомнительных концертных агентств. Появления новых бюрократических процедур артиста не пугают: «Сильные артисты и сильные личности всегда будут на плаву».
Лидер группы «Палац» Олег Хоменко считает, что практика выдачи гастрольных удостоверений показала свою неэффективность. «Власти объяснили этот шаг недобросовестными организаторами концертов, которые объявят мероприятие и пропадают, но гастрольные удостоверения не исправят этой ситуации», — пояснил он.
Продюсер, руководитель музыкального проекта «Белорусская музыкальная альтернатива» Виталий Супранович не может назвать позитивным факт возвращения к практике гастрольных удостоверений. Он предположил, что такой шаг связан не только с «желанием властей получать дополнительную прибыль от выступлений зарубежных коллективов», но и желанием «контролировать концертную деятельность, хотя и раньше механизмов контроля у госорганов было достаточно много». «То, что концерты нужно будет согласовывать с идеологическими отделами — это в принципе некое возвращение во времена СССР», — отметил Супранович.
В одном из белорусских концертных агентств корреспонденту БелаПАН сообщили, что сложнее работать на этом рынке не станет. Возвращение к гастрольным удостоверениям там рассматривают как своеобразную гарантию того, «что концерт не будет отменен по решению каких-либо органов». Еще одним позитивным моментом в агентстве сочли то, что внесенная госпошлина «предназначается для поддержки талантливой молодежи».
В гастрольном агентстве, специализирующемся на театральных представлениях, заявили, что возврат к гастрольным удостоверениям усложнит работу, «но жить с этим можно». «Но то, что, по сути, водится цензура — это откат в пропасть», — отметили в агентстве, обращая внимание на то обстоятельство, что разрешения на культурно-зрелищные мероприятия будут выдавать идеологические отделы.
Тем не менее, предположили в организации, гастрольные удостоверения «помогут очистить рынок от неблагонадежных компаний, которые отказываются от концертов и негативно влияют на рынок».