"Джинсовая революция". От Врангеля до "варенки" из котла перестройки. 21.by

"Джинсовая революция". От Врангеля до "варенки" из котла перестройки

17.04.2016 15:56 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В 1960-е годы потертые брюки с яркими ярлыками сзади выглядели как вызов общественной нравственности даже на «буржуазном Западе». В СССР, где традиционный стиль жизни был еще крепче, «синие штаны» вообще производили фурор. Наш сегодняшний рассказ о гомельчанах, рискнувших надеть первые джинсы.


Фото: 24today.net

Штаны от дяди Сэма

Когда первые джинсы появились в Гомеле, точно неизвестно. В конце 60-х в городе уже были хиппи, а значит — и джинсы. Нам удалось установить один из первых прецедентов. В начале 1970 года 20-летняя гомельчанка Валентина Михайлова получила от дяди из Челябинска подарочную посылку. В ней лежали штаны фирмы «Левис».

— Я даже еще не знала о том, что эти странные брюки — супермодные джинсы. Они не были похожи на современные — ткань была намного жестче. В один из весенних дней, когда на улице было довольно прохладно, я решила надеть их на работу. Но в моем проектном институте меня за эту «форму одежды» буквально подняли на смех. Больше всех старалась наша бухгалтер, называя джинсы «спецовкой американских пастухов, — вспоминает Валентина Владимировна.

Советский бухгалтер была недалека от истины — щеголеватые ковбои любили эти штаны за то, что они довольно устойчивы к трению седалища о седло. Журналы «Крокодил» и «Вожык» уже публиковали карикатуры на эту тему. Впрочем, над увлечением советской молодежи одеждой «негров из Гарлема» потешались не только партийная пропаганда, но и «вражеские голоса» вроде радио «Свобода». Однако сатира не помогла — примерно через два-три года в Гомеле начался настоящий бум вокруг заморских чудо-штанов. Одним из немногих мест, где их можно было найти, стали так называемые «толкучки».

На Центральном колхозном рынке в Гомеле и на локальных базарчиках на улице Ридного в Прудке, торговали и продуктами, выращенными на собственных подворьях, и вещами собственной носки. Но под прикрытием честного труженика, норовящего сбыть подержанный ватник или старые валенки, здесь орудовали матерые фарцовщики, из-под полы предлагающие потертые джинсы, кроссовки и сигареты «Мальборо».

Парадоксально, но рынок времен социализма был в некотором отношении более свободным, чем современный. Любой желающий торговать платил на базаре только местовое — и никаких ИМНС и сертификатов. Для «коммерсантов» той волны главным было не попасть в ОБХСС — а прибыль «по триста» сама шла им в руки. Правда, в целях безопасности заокеанскими штанами часто торговали «через знакомых» — с помощью схемы посредников.


Фото: mignews.com.ua

Позже на рынок стали выбрасываться и подделки — из ткани, которая «не терлась». Несчастливому обладателю таких «самопалов» приходилось кирпичом наводить на них «фирмовую» потертость…

Валентина Михайлова свои вторые джинсы — уже польского производства, купила в Вильнюсе в 1973 году во время турне по Прибалтике. За импортную одежду пришлось переплатить, но вот сам трехнедельный тур полностью оплачивал проектный институт и профсоюз.

Кто носит тапки «Адидас» — тому любая баба даст…"

Гомельчанин Владимир Ситков в начале 1970-х работал докером в Ленинградском порту. «Джинсу» брали у иностранных моряков. Особо охотно предлагали свой товар матросы с польских каботажных судов. А вот выпросить что-либо у дисциплинированных немцев из ГДР было нереально. Начальная цена штанов составляла 80 рублей, джинсового костюма — 150. При выносе за ворота перекупщики забирали импортные брюки уже за 100−120 рублей. А стоимость джинсов на базаре была 180−220 рублей, что равнялось одной-двум зарплатам инженера.

В 1976 Владимир приехал в отпуск на родину. Встретился с друзьями. Те, оглядев его джинсовый костюм, с ходу предложили: «Вова, айда в Клетку. Там у нас тоже есть один такой, в джинсах — Борода с Центра». «Клеткой» называли центральную танцплощадку в парке, самое популярное место отдыха гомельской молодежи.


Фото: mignews.com.ua

— Зашли мы в эту «клетку». Если честно, то я ни до этого, ни после в ней не бывал. Вся эта танцплощадка была незримо разделена на зоны между различными группировками — так что танцевали очень осторожно, чтобы не зацепить соперников. Гляжу, стоит, ломается в танце этот самый Борода. Тут я и говорю своим друзьям: «Вот это джинса? Да это фуфло, а не джинсы!» На нем был болгарский костюмчик «Рила», а на мне — фирменный «Wrangler «, — вспоминает Владимир события 40-летней давности.


Фото из открытых источников

Поразительно, но фирменная одежда и обувь в то время давала ее обладателям неоспоримые преимущества в глазах противоположного пола. Поэтому в духе демократической открытости и сближения со «свободным миром» тогдашняя молва гласила: «Кто носит тапки „Адидас“ — тому любая баба даст…»

Но далеко не для всех заморские плоды были по карману. Большинство жителей советского Гомеля предпочитало строгую классику — брюки прямого покроя с туфлями, по праздникам — костюмы. При этом очень многие заказывали себе наряды в ателье, которых в Гомеле тогда было множество. То есть носили дизайнерскую одежду, ценность которой сейчас в разы превышает самые дорогие фирменные джинсы! Стоимость же готовых брюк в магазине составляла 20−30 рублей при средней зарплате в 170−180. Некоторые особо экономные умудрялись покупать себе штаны в магазине детской одежды, которая была тогда крайне дешевой, где-то рублей за восемь.

В начале 80-х в партийном руководстве кто-то наконец спохватился, и была отдана команда наладить производство советских джинсов. Я помню их первые образцы, пошитые, по слухам, в Жлобине. Стоили они 50 рублей. Ткань была импортной, вроде бы — индийской, но швы и покрой — «нашими». Возможно, через пятилетку легпром БССР наладил бы их качество не хуже американского, но грянула перестройка.

Мне первые джинсы купили в конце 70-х годов, когда я был еще школьником. Эти темно-синие «Вранглеры» были приобретены в ГДР, где служил мой отец. Но приезжая в отпуск в Союз, я просто стеснялся одевать их — «крутые штаны» проложили бы невидимую стену между мной и моими друзьями, уличными пацанами. Так эти «вранглеры» и пролежали на полке — пока я из них не вырос.


Автор в джинсах Wrangler и с фотоаппаратом Зенит, ГДР, Потсдам, парк Сан-Суси. 1977 год

 
Теги: Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Когда первые джинсы появились в Гомеле, точно неизвестно. В конце 60-х в городе уже были хиппи, а значит - и джинсы. Нам удалось установить один из первых прецедентов.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика