"Только кажется, что 6 миллионов долларов - астрономия". Пиротехники о профессиональной кухне. 21.by

"Только кажется, что 6 миллионов долларов - астрономия". Пиротехники о профессиональной кухне

19.08.2017 16:10 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

26 августа в Логойске пройдет крупнейший в Беларуси фестиваль фейерверков «Навальніца». Его организатор Игорь Сидорович рассказал, почему «Быстрее, выше, сильнее» — не лучший девиз для пиротехников, сколько стоит салют для арабского шейха и как не остаться без пальцев, запуская фейерверк в новогоднюю ночь.


Игорь Сидорович. Фото: личный архив

«Растянуть двухминутный фейерверк в десятиминутный — то же самое, что сделать из одной шкурки десять шапок»

— В Европе пиротехника — это, как правило, семейный бизнес, а у нас это стало цеховым ремеслом: умения и навыки передаются от мастера к подмастерью. Первое поколение пиротехников на территории бывшего Союза — это переученные военные-взрывники, которые ушли на гражданку. Я же попал в этот бизнес в девяностые годы, когда, как и многим в кризис, нужно было зарабатывать на кусок хлеба. Так мой диплом историка, полученный в БГУ, лег на полку. Тогда в Беларуси было две фирмы, которые занимались пиротехникой, я организовал третью, — вспоминает Игорь Сидорович.

Сейчас в Беларуси существует порядка двух десятков пиротехнических бригад, конкуренция среди них огромная, но только несколько имеют высокий международный рейтинг и портфолио высокобюджетных престижных проектов. Рейтинг и репутация пиротехников в профессиональном сообществе зависят именно от того, на каких проектах они работают.

— Например, нашей команде доверили делать «Славянский базар», для Беларуси — это имиджевый проект. В России есть фестиваль «Алые паруса», «Спасская башня», «Круг света», крупные частные проекты. Если команду на них приглашают, значит, ее подготовка соответствует международному уровню.

За годы работы самым запоминающимся из всех событий стало для Игоря участие в Пиронале — своего рода Олимпийских играх пиротехников в Германии в составе российской команды, которая заняла второе место.

Видео: Pyroworld.nl — HD Fireworks Videos

— У всех начинающих пиротехников схожий ход мыслей: дали бы мне столько денег, я бы и не то сделал! Я тоже этим переболел, — рассуждает Игорь Сидорович. — На самом деле — дай денег, так не сделают же! Так что самый первый признак мастерства — если сумел повторить чьи-то фишки.

О том, чтобы белорусам превзойти ведущих мировых игроков, речь не идет, объясняет пиротехник. Причина — в узости рынка и отсутствии бюджетов.

— Главная наша тенденция — удешевление, а это ведет к потере качества. Растянуть двухминутный фейерверк в десятиминутный — это то же самое, что сделать из одной шкурки десять шапок, — приводит пример специалист. — Самое масштабное и дорогое на сегодняшний день пиротехническое шоу в Беларуси было сделано в Могилеве. Причем руками китайцев. Провинция Хунань преподнесла такой дорогой подарок городу к его 750-летию.

Видео: TRKMogilev

«Одна ошибка может стоить всего бизнеса»

Крупные международные проекты, закрытые вечеринки воротил бизнеса, селебрити, президентов или арабских шейхов стоят миллионы долларов.

— Это только кажется, что три, четыре, пять, шесть миллионов — астрономическая сумма. На самом деле, если посчитать, что сюда включено, то такие расходы оправданы. Это организация, административные согласования работы на месте, перевозка и работа команды, стоимость пиротехнических изделий и аппаратуры, дизайнерская разработка шоу… А одна ошибка может стоить всего бизнеса.

Работа за границей дает возможность получить новые профессиональные навыки. А вот в родной стране рутина мастеров красиво зажечь — это свадьбы, корпоративы, дни рождения.


Игорь Сидорович и основатель группы Scorpions Рудольф Шенкер. Фото: личный архив

— Новобрачные сами выбирают композицию под фейерверк и сами запускают его на пульте управления, это очень эффектно — улыбается Игорь Сидорович. — А технологии сейчас у нас такие, что никто не находится в месте запуска и не тянет километровые провода.

Пиротехническое шоу на частном мероприятии — как вишенка на торте. Украсить свой праздник профессионально сделанным салютом в Беларуси стоит в среднем от тысячи до трех тысяч условных единиц.

— Однажды нас просили устроить фейерверк на открытии автозаправки! Ее хозяин таким образом хотел поразить, а может, и запугать соседей-конкурентов, — иронизирует Игорь Сидорович.

Впрочем, о курьезных или опасных случаях в своей профессиональной биографии рассказывать пиротехники не любят — это вопрос внутренней корпоративной культуры. Случающиеся ошибки обсуждаются на закрытых форумах в интернете.

— Все сводится только к человеческому фактору. На площадке постоянно идет напряженная работа, вплоть до психологических срывов. Почти у каждого профессионального пиротехника есть дополнительный день рождения, — рассказывает Игорь Сидорович. — Все несчастные случаи с бытовой пиротехникой происходят из-за людской самоуверенности и невнимательности. Так что основная рекомендация для тех, кто решает запустить фейерверк самостоятельно, — быть в адеквате и читать инструкцию.

 

Видео: videos.nur.kz

«Раньше девизом пиротехников было „Быстрее, выше, сильнее“, сейчас это удел военных салютов»

В последние годы технологии в пиротехнике сделали резкий рывок вперед. Масштабы шоу растут, они превращаются в большие мультимедийные проекты, где используются видеопроекции, свет и звук. В практике компании «ПайроГрупп Технолоджи», которую возглавляет Игорь Сидорович, за последние 7−8 лет не было ни одного фейерверка без специального музыкального сопровождения.

— Раньше девизом пиротехников было «Быстрее, выше, сильнее», сейчас это удел военных салютов. Показатель мастерства команды — это умение задействовать для шоу широкий фронт (100−300 метров) для панорамного фейерверка, четкая синхронизация и правильная геометрия — объясняет пиротехник. — Мы уже можем практически все, даже написать в небе слово из трех букв", — смеется он.

Компьютерная 3D-симуляция моделирует будущее шоу, учитывая все: количество пиротехнических изделий, их качество, цветность и даже погодные условия. Заказчик может заранее увидеть все, что будет происходить, с точностью в 95%.

В последнее время объектом мультимедийных и световых инсталляций становятся ландшафты и архитектурные сооружения. В Беларуси к таким проектам только начинают подбираться. Но это все из-за отсутствия определенной режиссерской школы, страха рисковать и низкого бюджета. А вот, например, в Москве команда Игоря Сидоровича имеет опыт подобной работы:

— Благодаря нашим партнерам из России мы проработали две недели на Останкинской телебашне: заряжали ее к фестивалю «Круг света». Экстрима и впечатлений — море! А эффект фантастический — никто до сих пор не смог это повторить.

Видео: SKIRDA

По словам Игоря, собственный фестиваль фейерверков имеет едва ли не каждая европейская страна.

— Да и многие небольшие европейские города также развивают свои фестивали, потому что это хорошая возможность привлечь туристов, не вкладываясь в инфраструктуру. Специалисты приехали, компактно отработали, а в итоге получается масштабное зрелище. Этими же соображениями мы руководствовались, когда начинали делать в Беларуси «Навальніцу».

В этом году организаторы расширяют формат фестиваля. К главной вечерней части — соревнованию пиротехнических команд разных стран и музыкальной программе — добавятся дневные развлечения: фудкорт, зоны активного отдыха.

— В конкурсной программе «Навальніцы» белорусов не будет, принимающая сторона не участвует в соревнованиях, — рассказывает Игорь Сидорович. — Но наша команда вместе с нашими специальными гостями BRUTTO & ЛЯПИС подготовила интересное шоу на сцене.

Оценивать конкурсную программу кроме зрителей будет профессиональное жюри. Несмотря на то что в этом бизнесе крутятся большие бюджеты, сделать красивую картинку можно и на профессионализме, считает Игорь Сидорович.

— Поверьте, судьи прекрасно это видят. Иногда команда со скромными средствами может лучше выступить за счет слаженной работы и дизайнерского креатива. Я бы сравнил работу пиротехников с фигурным катанием. Твое искусство заключается в том, чтобы, имея в своем арсенале определенный набор элементов, так их выстроить и преподнести, чтобы в итоге получилось красивое, запоминающееся шоу. А качественное оборудование и пиротехнические изделия — это залог твоей личной безопасности и надежной работы.

 
Теги: Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
26 августа в Логойске пройдет крупнейший в Беларуси фестиваль фейерверков "Навальніца". Его организатор Игорь Сидорович рассказал, почему "Быстрее, выше, сильнее" -...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика