Баянист из Барановичей переехал в Прагу: "Здесь уличных музыкантов не считают нищими". 21.by

Баянист из Барановичей переехал в Прагу: "Здесь уличных музыкантов не считают нищими"

14.09.2018 14:42 — Новости Культуры | Tut.by  
Размер текста:
A
A
A

В детстве Александр Ясинский из Барановичей мечтал играть на гитаре. Но родители решили по-другому — и отдали его «на баян». Сколько раз над этим по-доброму шутили друзья и знакомые, Александр посчитать не берется. Уже восемь лет он живет в Праге, играет концерты, пишет музыку и собственным примером утверждает, что баян — это перспективный инструмент, созданный не только для музыкальной подложки крикам «Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала».


Фото: Viktar Lom

О переезде в Чехию, работе уличным музыкантом, учебе в Пражской консерватории, вкусах слушателей и отношениях с отделом по идеологии в Орше баянист Александр Ясинский рассказал TUT.BY.

«У нас считается, что музыканты — бедный народ, который играет на свадьбах и любит алкоголь»

Александр вырос в Барановичах, музыкой занимается с восьми лет. Сейчас ему 29. Баян Александр выбирал не сам — за него решило стечение обстоятельств.

— Как нормальный парень, я хотел играть на гитаре. В первом классе мы ходили на хор, и только затем нас распределяли по музыкальным инструментам. В конце первого года родителям раздали анкеты, в них были вопросы вроде «Какие музыкальные инструменты есть дома?» и «На каких музыкальных инструментах играют родители?». Папа играл на баяне, гитаре и фортепиано, дома были баян и гитара. Так совпало, что аккомпаниатором в хоре была учительница по баяну. Она меня заметила и попросила завуча записать к ней. Та позвонила матери, и, как человек довольно мягкий, мама согласилась.

Отец, вспоминает Александр, возмутился: «Что ты наделала? Он же через пару лет будет нас упрекать, что хотел играть на гитаре, и забросит музыку!» Получилось ровно наоборот — без единого упрека или обиды.

— У меня были прекрасные преподавательницы: Елена Владимировна Залетова и Ирина Сергеевна Жухавцова. Это люди, которые полностью отдавали себя и ничего взамен не просили. Разве что старания.


Фото: Viktar Lom

О том, чтобы связать профессиональную жизнь с музыкой, Александр задумался лет в 13−14. Родители-врачи сомневались насчет выбора сына. Не отговаривали, но предупреждали о возможном несовпадении мечты и реальности.

— У нас считается, что музыканты — бедный народ, который играет на свадьбах и любит алкоголь. Поэтому родители спрашивали, осмысливаю ли я, что меня может ждать в будущем. На тот момент мне казалось, что я готов ко всему. Хотя откуда мог знать, с чем столкнусь в будущем? Естественно, когда ты начинаешь, тебе кажется, что все получится. Что будешь играть суперконцерты за супергонорары с супермузыкантами в суперзалах. Что, если будешь много заниматься, тебя обязательно найдет хороший менеджер, который усыплет жизненную дорогу самыми классными предложениями. Родители предупреждали о реальности и последствиях, а я же… Когда ты молод, кажется, что все — эх-х-х! — получится.

— На сколько лет хватило этих мечтаний?

— До сих пор они есть. В музыке мне нравится то, что это бесконечный путь самосовершенствования, развития и поисков новых дорог, что и как можно сделать лучше: лучше сыграть, собрать большее количество людей на концерте, написать более совершенное произведение или сделать лучшую запись. Мечты всегда должны быть немного впереди. По сравнению с тем, как я начинал профессионально заниматься музыкой, теперь мне есть чем гордиться. Но это все в прошлом. Всех интересует то, что происходит сейчас и может произойти в будущем.

Видео: Aliaksandr Yasinski

Александр презентует на TUT.BY одну сбывшуюся мечту — собственное произведение для баяна с оркестром «Космическое путешествие», в котором принимали участие симфонический оркестр Пражской консерватории, белорусский мультипликатор Роман Бумаков, чешский актер Jiří Hejbal, польская певица Natalia Grosiak и шведский гитарист Roine Stolt. Видео сделал Александр Кот-Зайцев.

Путь к своей мечте — к суперконцертам с супермузыкантами за супергонорары — Александр начал с Республиканского музыкального колледжа при Академии музыки.

— Было довольно сложно туда попасть: там действительно учатся самые талантливые дети со всей страны, которые занимаются музыкой с малых лет. Я счастлив, что удалось поучиться в колледже три года, а после поступить в Академию музыки. Студенческое окружение было невероятным. Это люди, которые действительно любят музыку, очень глубоко ее чувствуют. Это преподаватели — профессионалы своего дела, которые классно разбираются в материале и так же классно его подают.

Там Александр впервые узнал, что среди музыкальных инструментов есть разделение на «аристократов» и «народников». Но не сильно обращал на это внимание и тем более не обижался.

— Считалось, что самый топ — это струнники, пианисты, потом — духовики, и лишь затем народники. Какая-то градация действительно существует. Но я не люблю делить людей по национальным, религиозным или каким угодно признакам. Для меня каждый человек — это индивидуальность, которую нужно любить, уважать и т.д. Я никогда не чувствовал, что струнники смотрят на меня свысока. Мне кажется, все начинается в тебе самом. Если человек видит вокруг себя зависть, значит, она есть не снаружи, а внутри.


Скриншот видео

Когда я поступил в колледж, там уже был сформированный коллектив людей. Народников — баянистов, домристов, балалаечников — было немного. Я чувствовал, что надо завоевывать авторитет, так как смотрели на меня как будто «ты какой-то баянист из Барановичей».

Такое отношение скорее характерно молодым людям, у которых много амбиций и которые измеряют мир вот такими категориями. Если человек занимается работой серьезно, то знает, насколько она непростая, и не будет делить людей по признакам, кто откуда приехал или на каком инструменте играет.

После колледжа Александр логично продолжил выбранный путь — поступил в Академию музыки. Во время учебы пытался подрабатывать в школе, центре детского творчества, выступать в кафе. Играл с группами «Босае сонца», The Unlimited Trio, Tratrez, время от времени — со Змитром Вайтюшкевичем и Алесем Камоцким.

Затем его ждало распределение в одно из государственных учреждений. Но Александр решил пойти по другому пути — в 21 год уехать работать в Чехию. Причин для этого было две.


Фото: Patrick Marek

— У меня есть группа The Unlimited Trio. Она состояла из трех музыкантов: гитариста Никиты Крейна, альтиста Ильи Черноклинова и собственно меня. Так вот, Никита и Илья уехали учиться в Прагу. Я остался один в Минске. А группу хотелось развивать. Ребята меня звали, мол, приезжай, посмотри, в Праге все очень активно в плане музыки, обязательно найдешь себе больше применения и будешь играть музыку, которая нравится.

Вторая причина — это возможность себя испытать в другом культурном, языковом окружении, найти новые контакты.

— Честно, до последнего момента колебался. В те времена, когда я учился, среди большинства музыкантов преобладало мнение, что из Беларуси надо уезжать, ничего хорошего здесь не произойдет. У меня такого отношения не было. Я понимал, что нигде ничего готового не дадут, — все надо делать самому. Что ты сам найдешь для своей реализации, то и получишь от жизни. Жизнь в Минске я старался наполнить по максимуму. Меня она устраивала, поэтому я колебался, стоит ли менять ее на неопределенность в Чехии. Но решил рискнуть. Как видите, не жалею.


Фото: Patrick Marek

«В Праге уличных музыкантов не воспринимали попрошайками»

Жизнь в Праге Александр начал с изучения чешского языка. Параллельно искал работу, которой в первые месяцы почти не было. Но Александр не отчаивался — вместо этого соглашался на любые «музыкальные» предложения.

— Я очень экономил в первые месяцы, когда работы почти не было. Затем узнал, что знакомые ищут преподавателя музыки в частную школу. Сначала на один урок в неделю, потом на 6−10 уроков. Этого уже было достаточно, чтобы себя содержать. Весной, через полгода после моего приезда, пражские улицы открылись для уличных музыкантов. И это было прекрасно. Можно было зарабатывать хорошие деньги. Я ходил почти каждый день, когда были свободное время и хорошая погода.

За час, вспоминает Александр, можно было заработать от 30 до 50 долларов.

— Можете посчитать. Если вы играете четыре дня в месяц, это 200 долларов, что уже как обычная белорусская зарплата. Плюс музыкальная школа — и вот у вас уже нормальная белорусская зарплата. Конечно, выходить на улицу всегда тяжело. Что, здесь ходят люди, и я просто начну играть? Но нужно, потому что «кушать хочется». К счастью, в Праге к музыкантам относятся хорошо. Никто не воспринимает тебя как попрошайку или нищего.

Параллельно Александр учился в Пражской консерватории. Затем поступил на композитора, сейчас учится в музыкальной академии на звукорежиссера.

Имея такой опыт, Александр с полной ответственностью за свои слова сравнивает две модели музыкального образования — белорусского и чешского. В обеих находит как преимущества, так и недостатки.


Фото: Patrick Marek

— В Беларуси существует определенный средний уровень, к которому стараются дотянуть каждого. В Чехии, если ты не хочешь, можешь учиться лишь бы как и при этом все равно получить диплом. Но какой из тебя получится профессионал, зависит исключительно от тебя.

Если ты устраиваешься куда-то на работу, никто на диплом не смотрит. Все обращают внимание исключительно на то, что и как ты умеешь. Даже если у тебя 500 ученых званий, но ты не можешь сыграть определенное произведение, ты никому не будешь интересен.

Было бы классно, если бы в Беларуси учебный процесс совместили с практикой. У нас он выглядит так: сначала мы будем долго-долго учиться и только потом начинать работать. На мой взгляд, эти процессы должны идти рядом. Здесь, в Чехии, у 16-летних студентов уже есть собственные проекты, подработки. У нас же до первого курса консерватории у единиц были концерты, за которые они получали деньги. Конечно, здесь очень важно соблюсти границу: сразу не погрузиться в жизнь подработок-халтур, когда еще почти ни на что не способен, но и не остаться только в учебе и после выпускного понять, что ничего, кроме нее, ты не умеешь.

Чешская среда импонирует мне тем, что можно работать, и преподаватели к этому относятся хорошо. У нас же сразу: «Ты будешь где-то выступать? Надо играть Бетховена, чтобы все серьезно было».


Фото: Viktar Lom

«Отдел по идеологической работе запретил песни на стихи Короткевича. В городе Короткевича»

Постепенно благодаря учебе Александр «оброс» нужными контактами и интересными проектами.

Проект, который сейчас занимает большую часть времени, — это выступления с Радкой Фишаровой. Здесь Александр реализует себя как исполнитель-инструменталист, композитор, аранжировщик и иногда как звукорежиссер.

Еще один проект — с Ивой Марешовой, для которой Александр пишет «рок-музыку для баяна с вокалом. Иногда с альтом».

— Еще есть группа Shum Davar, с которой мы играем балканскую и цыганскую музыку в джазовой аранжировке. Также занимаюсь сольным творчеством и композицией. Так, 30 сентября одно из моих произведений для баяна со струнными будут играть в Америке. Буквально на прошлой неделе закончил другой большой проект — писал музыку для кукольного фильма «Воздушный змей».


Фото: личный архив Александра Ясинского

Выступает Александр повсюду: от церемонии вручения премий в чешском сенате до концертов с симфоническим оркестром. Была ли бы у него такая насыщенная жизнь здесь, в Беларуси, Александр однозначно сказать не может. Как и ответить на вопрос, была ли бы востребована в Беларуси его музыка.

— Здесь важно образование слушателя и зрителя. Например, вы живете в чешском городе Крнов с населением в три тысячи человек, где у вас два раза в месяц проходит концерт классической музыки, столько же — гастрольные выступления театра и три раза в год проходят музыкальные фестивали. При этом вы понимаете, что можете просто сесть на поезд и доехать до Остравы, где проходит один из самых крупных фестивалей Colours of Ostrava и где есть свой симфонический оркестр, оперный театр и прочее.

Это другой контекст в отличие, например, от города Барановичи, где живет 180 тысяч человек, но где проходит один фестиваль в год и куда, возможно, заедет какая-нибудь Лолита. Если с детства тебя водят в театр, на концерты классической музыки, ты, возможно, в этом не разбираешься, не можешь проанализировать симфонию Шостаковича, но все это влияет на твой вкус.


Фото: Patrick Marek

В Барановичи Александр старается возвращаться каждый год. В том числе с концертами, которые могли бы повлиять на чей-то хороший вкус. Например, в феврале вместе с Сергеем Долгушевым он устроил небольшой концертный тур — по Барановичам, Бресту, Минску, Орше, Витебску, Могилеву. Выступал дуэт с песнями, записанными на стихи Владимира Короткевича и Анатолия Сыса (кстати, послушать альбом можно здесь.).

— В Орше наш концерт запретили, поэтому мы играли квартирник. Конечно, возмутились, что в городе Короткевича нам запретили играть музыку на его стихи. Притом что никаких политических и идеологических подтекстов в выступлении не было.

В Беларуси Александр не живет восемь лет, но уже отвык от явлений вроде отделов по идеологической работе.

— Такие отделы нужно расформировывать, такого не должно быть! Приказом отдела по идеологической работе невозможно достичь никакого идеологического поступка. Если вы хотите управлять людьми, придумайте что-то более интересное и замаскированное. Брать разрешение на концерт?! Присылать тексты перед выступлением?! Я понимаю: где-то может так случиться, что неадекватные расисты устроят концерт и будут пропагандировать что-то свое. Но в здоровом обществе они будут заметны, и люди обойдут их стороной.


Фото: Patrick Marek

Запретом не решишь вопрос — его надо решать через образование. Учить, показывать возможности, давать как можно больше всего начиная со школы. Это единственный путь к светлому будущему.

— Александр, в 21 год вы ехали в Чехию попробовать поработать. Прошло восемь лет — вы не вернулись. Уехали навсегда?

— Наверное, просто на какой-то длительный промежуток времени. Как получится в будущем, не знаю. Пока что я доволен своей жизнью здесь, в Чехии. Доволен, что время от времени могу вернуться домой и делать что-то для Беларуси. Я белорусский музыкант, как ни крути, сколько бы лет ни прожил в Чехии.

 
Теги: Брест, Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О переезде в Чехию, работу уличным музыкантом, учебе в Пражской консерватории, вкусах слушателей и отношениях с отделом по идеологии в Орше баянист Александр...
 
 
 


Архив (Новости Культуры)

21.by в социальных сетях


© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика