«…и 6-метровый Ленин с занесенным над головой кулаком». Что за статуи украшали Минск до войны. 21.by

«…и 6-метровый Ленин с занесенным над головой кулаком». Что за статуи украшали Минск до войны

14.03.2019 12:16 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

До войны статуи Александра Грубе стояли по всему Минску, но до наших дней они почти не сохранились. Разобрались, почему так произошло. А попутно вспомнили биографию Грубе и нашли изображения, которые позволяют увидеть Минск 1920−1930-х годов.


Александр Грубе, фото 1930-х годов. Источник: Белорусский музей архив-музей литературы и искусства.

«Ясным майскім ранкам 1914 года параход павольна прыстаў да пакатага берага. Я сыйшоў на пясчаную вотмель. Прыбярэжны лес, смарагдавы пад першымі промнямі сонца, поўніўся чароўнымі гукамі. Поклічныя, парывістыя рытмы змяняліся працяглымі мелодыямі, поўнымі смутку і журбы. Нехта сказаў: „Пастух іграе на бяроставай трубе, склікае статак“. Велічна, цудоўна! Дык вось яна якая — Беларусь…». Так описывал свои первые впечатления от нашей страны скульптор Александр Грубе.

Александр Грубе родился в 1884 году в деревне Григорьевка Уфимской губернии в семье агронома-садовода. Он происходил из немцев, переселившихся в Российскую империю в XIX веке. Про них говорили, что они способны на пустыне сотворить оазис. Александр получил хорошее образование и с ранних лет прекрасно разбирался в породах дерева. Он хорошо рисовал и в 1914 году поступил в Петербургскую академию искусства.

Параллельно с учебой и постоянными походами в Эрмитаж и Русский музей Грубе активно участвовал в общественно-политической жизни Северной столицы. В том году Российская империя вступила в Первую мировую войну. Университетская среда, и до войны отличавшаяся свободомыслием, бурно реагировала на все политические события. Администрация даже вызывала полицию для усмирения молодежи. Во время одного из студенческих собраний Александр Грубе был арестован и заключен в Спасскую тюрьму.

В 1915-м молодой художник был призван в армию. Он служил в составе студенческого батальона в Нижнем Новгороде, затем в школе прапорщиков в Старом Петергофе, а затем пошел фронт в составе маршевой роты. Так Александр Грубе оказался на линии фронта в районе Барановичи — Молодечно.

Февральская революция принесла на территорию уже бывшей Российской империи гражданские свободы и права. Под влиянием социалистов царская армия начала разлагаться. Грубе вначале поучаствовал в солдатском «самоуправлении», а затем дезертировал. К тому времени его семья уже жила на Могилевщине в деревне Краснополье, куда и отправился молодой человек.

Первые Ленин и Калиновский


Бюст Константина Калиновского работы Александра Грубе. Источник: Национальная библиотека РБ

В Краснополье будущий скульптор трудился разнорабочим, преподавал в местной школе, вел театральный кружок. Тяга к творчеству не оставляла его. В 1922 году Грубе поехал в Москву и вернулся с тяжелыми мешками с гипсом. Вскоре он сделал большую скульптуру Ленина, о которой стало известно правительству БССР. Позже ее перевезли в Минск и поставили в клубе Карла Маркса на углу улиц Карла Маркса и Энгельса (теперь на этом месте выход из станции метро «Купаловская»). А автора скульптуры пригласили в столицу. Он стал вести кружок искусств в Высшей партийной школе. Грубе получил мастерскую «напротив театрального сквера» (сейчас — район улицы Октябрьской).

Его затянул водоворот культурной жизни молодой Беларуси. Грубе вошел в богемные и творческие круги, подружился с Заиром Азгуром, Валентином Волковым, Анатолием Тычиной. А с финским гением Алексантери Ахола-Вало у него началось творческое соперничество, что позже вылилось в настоящий конфликт. Постепенно он овладел белорусским языком, начал изучать белорусскую историю и культуру и ваять ее героев в гипсе, дереве и камне.

В середине 1920-х БССР нужны были свои национальные герои. Символом восстания угнетенных белорусов против самодержавия стал Кастусь Калиновский. В те годы он воспринимался как предтеча социалистов и большевиков. Скульптор вспоминал, как его впечатлил спектакль в Первом белорусском театре (БДТ-1, теперь — Купаловский):

— Вось тут я ўспершыню пабачыў пастаноўку «Кастусь Каліноўскі» Е.А. Міровіча. У выкананні артыста Крыловіча вобраз Кастуся быў поўны гераізму. Я даведаўся, што існуе фатаграфія Кастуся. У дзяржаўнай бібліятэцы знайшлі гэту фатаграфію і далі мне для работы. Так я зрабіў скульптуру…

Работа с деревом


«Тачечник» работы Александра Грубе. Источник: Фотоальбом «Беларусь Савецкая»

Помимо гипса и бетона Александр Грубе продолжал экспериментировать с деревом. Он освоил специальную технику: скульптура состояла из деревянных частей, которые нанизывались на каркас и крепились клеем и деревянными колышками. Выходящие из-под его резца образы представляли синтез первобытной хтонической мощи и футуристических горизонтов. Его работы «Лирник», «Раб», «Труд» и «Тачечник», многочисленные фигуры пролетариев похожи на морлоков из книг Герберта Уэллса, на титанов, грозящих небу. Александр Грубе вспоминал, что вдохновлялся изделиями белорусских мастеров-самотужников:

— …Аднойчы ўбачыў вялізарныя начоўкі (продолговатая посудина для мытья белья и других хозяйственных дел. — Прим. TUT.BY), выразаныя з асіны. Дзядзька, што іх прадаваў, сказаў, што ў іхняй старане скрозь трапляюцца асіны, прыдатныя нават на чаўны. Я папрасіў яго прывезці мне гэткі камель (инструмент для поднятия судна с мели. — Прим. TUT.BY). Так з’явілася скульптура з асіны «Тачачнік»…

Новый Минск


Клуб пищевиков (современный кинотеатр «Победа»). Источник: Национальная библиотека РБ

В Минске Грубе поселился на улице Старожовской. В те годы столица Беларуси активно преображалась. К каждой значимой дате — годовщине революции, 11 июля (день взятия Минска войсками Красной Армии), 1 мая — фасады зданий украшались инсталляциями, лозунгами и временными скульптурами (последние зачастую были выполнены в направлении модного тогда конструктивизма).

Александр Грубе внес свой особый вклад в имидж нового города. Его деревянный барельеф «Ленин и Октябрь» украсил здание польского театра (современный Красный костел святых Сымона и Алены). Для построенного здания Коммунистического университета имени Владимира Ленина Грубе сделал скульптуру вождя, которую поставили на первом этаже у главного входа (бывшее Еврейское реальное училище, сейчас — улица Кирова, 21).

В 1930 году в Минске проходила Первая Всебелорусская сельскохозяйственная и промышленная выставка, приуроченная к 10-летию освобождения Беларуси от польских войск. Там посетителей встречала 6-метровая фигура Ленина с занесенным над головой кулаком. У многих она вызывала смешанные чувства, некоторых даже пугала. По воспоминаниям очевидцев, Ильич возводился в спешке, был гипсовым и вскоре стал разваливаться.


Статуя Ленина на Первой Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставке в Минске в 1930 году. Источник: собрание Антона Денисова

В 1930—1933 годах в Минске развернулась колоссальная стройка Дома правительства по проекту Иосифа Лангбарда. Наравне с именитыми российскими скульпторами в конкурсе на проект памятника Ленину участвовал и Грубе. Для конкурса он создал масштабную композицию, где вождь вел за собой мировой пролетариат. Однако победу одержал проект Матвея Манизера.

Сидящий в задумчивости Ленин появился у минского клуба пищевиков, построенного в 1929 году по проекту авангардиста Андрея Бурова (после войны был перестроен в кинотеатр «Победа»). В сентябре 1936 года на перекрестке улиц Кирова и Энгельса был торжественно открыт столичный Дворец пионеров и школьников имени Николая Гикало (назван в честь тогдашнего первого секретаря компартии БССР; теперь в этом здании — Белорусский республиканский театр юного зрителя).


Фигуры у входа в Минский дворец пионеров. Работы Александра Грубе. Источник: НАРБ

Для него Александр Грубе изготовил скульптуры пионера и пионерки. Такие же фигуры стояли у входа школы № 11 по улице Красноармейской, построенной в 1936 году по проекту архитектора Герасима Якушко (современная средняя школа № 4). Кроме того, фигуры атлетов и женщин украшали минский сад «Профинтерн» (современный парк имени Горького).

Отказ от авангарда


Статуя Ленина в Коммунистическом университете имени Владимира Ленина работы Александра Грубе. Источник: фотоальбом «Беларусь Савецкая»

В довоенные годы Александр Грубе являлся одним из самых авторитетных и признанных скульпторов БССР. Он был основателем Белорусской ассоциации художников, занимал руководящие должности в РАБИСе (профсоюзе работников просвещения), был организатором и постоянным участником Всебелорусских художественных выставок, затем в начале 1930-х вошел в состав «Рэвалюцыйнай арганізацыі мастакоў Беларусі» (РАМБ).

Но в начале 1930-х во всех сферах жизни Беларуси произошел крутой поворот. Конструктивизм, модернизм, смелые авангардные эксперименты были объявлены вредным буржуазным поветрием. Человек, который искал в прошлом корней белорусской нации, теперь воспринимался как националист и враг народа. В тот период были арестованы многие друзья и коллеги Грубе: Николай Щекотихин, Язеп Дыла, Николай Касперович, Лев Дашкевич. В прессе начались нападки на скульптора за эксперименты с деревом, за портрет Калиновского (которого к тому времени уже окрестили польским шляхтичем), искусствоведы выискали в его работах черты «мелкобуржуазного интеллигента». Режиму был нужен уже не Калиновский, а монументы вождей и ударников производства.

Мастеру пришлось отказаться от своих ранних находок и работать в стиле «социалистического реализма», одобренном Сталиным. В союзе с Абрамом Бразером он воздвиг памятник Феликсу Дзержинскому в Дзержинске (1933), на открытие которого приехала вдова главного чекиста страны, памятник Ленину в Борисове вместе с молодым Андреем Бембелем (1935).


Статуя Дзержинского в Дзержинске работы Александра Грубе. Источник. Владимир Прокопцов «В поисках красоты и гармонии» (Мн., 1988)

На первой Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставке среди экспонатов и достижений лесного дела демонстрировался 500-летний дуб. Дуб-волат. Александр Грубе выкупил ствол дуба за 500 рублей (будто по рублю за каждый год!), который весил больше тонны. Из этого особого материала скульптор решил изготовить огромную скульптуру «Трактористска». Там же, в одном из бывших павильонов выставки, он оборудовал себе новую, просторную студию.

— Цэлы год, як дзяцел, дзяўбу гэтую махину. Дуб супраціўляецца неверагодна. Першыя тыдні галава баліць ад грукату и напруджання… — писал скульптор.

В итоге эта работа получила приз на всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» 1937 года, проведенной в Москве по инициативе Серго Орджоникидзе. В этом же году Грубе был наконец принят в партию и получил звание заслуженного деятеля искусств БССР.

Из горящего Минска — в Москву


Барельефы «Праца» и «Пяцігодку ў 4 гады!» работы Александра Грубе. Источник: журнал «Мастацтва і рэвалюцыя»

Начало Великой Отечественной войны Александр Грубе встретил в Минске. Когда власти поспешно эвакуировались, он, как и большинство горожан, оказался предоставленным самому себе.

Выбравшись из охваченной огнем столицы, скульптор добрался до своей мастерской на Борисовском тракте. Переночевав на холодном полу, он встал с первыми лучами солнца, запер двери павильона-студии на ключ, надеясь вернуться в нее вновь, и двинулся на восток. Но когда спустя годы Грубе возвратился в эти края, то увидел лишь поросший травой пустырь…

Немецкие оккупанты стремились уничтожить большевистские символы, в первую очередь многочисленные статуи вождей. Поэтому многие работы Александра Грубе не пережили войну. Бесследно пропали и многие его скульптуры, находящиеся в музеях. Например, бюст Максима Богдановича, который Грубе изготовил после того, как прочитал его стихи и узнал от драматурга Шашалевича о трагической судьбе поэта. Во время оккупации эта работа была вывезена в Германию, где ее следы и потерялись.


Бюст Максима Богдановича работы Александра Грубе. Источник: М. Шчакаціхін «Сучаснае беларускае мастацтва» (Мн., 1929)

Теоретически утраченные работы скульптора можно было бы восстановить, как это сделали с памятником Ленину у Дома провительства. Но Грубе решил остаться в Москве. Там он получил студию и стал выполнять многочисленные заказы. В результате все довоенное наследие Александра Грубе так и ушло в историю, даже скульптуры на крыльце Дворца пионеров поставили новые. А над новыми художественными образами послевоенного Минска трудились уже другие мастера.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
До войны статуи Александра Грубе стояли по всему Минску, но до наших дней они почти не сохранились. Разобрались, почему так произошло. А попутно вспомнили биографию...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика