Stand-by step на пути к году "социальных побед". 21.by

Stand-by step на пути к году "социальных побед"

05.01.2010 02:00 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Коллаж РИА Новости
Коллаж РИА Новости
2009 год Беларусь реально существовала в кризисных условиях. Не допустить болезненного падения позволили поддержка Международного валютного фонда, некоторые инициативы белорусского Нацбанка и правительства. Однако случались со стороны чиновников и откровенные казусы. Как это было, например, с постановлением №991.

Оглядываясь сейчас на 2009 год мы понимаем, что кризисные отголоски будут слышны на протяжении всего нового года. Но руководство страны дало предвыборную вводную: экономика должна расти быстрыми темпами.
 
Радость от кредита и проблемы с госдолгом
 
Все перипетии экономической жизни 2009-го года прошли под бдительным присмотром МВФ. Шла ли речь о девальвации, ставке НДС, не растущих зарплатах бюджетников или наоборот растущих ценах на услуги ЖКХ – везде маячила рука МВФ, который щедро платил и, не стесняясь, заказывал музыку. Еще в январе руководство МВФ одобрило выделение Беларуси кредита stand-by в объеме около 2,5 млрд долларов под программу экономических реформ, рассчитанную до апреля 2010 года. В июне сумма поддержки возросла до 3,52 млрд долларов. Лимит внешнего госдолга на 2009 год еще в мае был предусмотрительно увеличен с 6 до 8 млрд долларов.
 
И пока население переживало последствия девальвации, подсчитывая сократившиеся в долларовом эквиваленте зарплаты, и переводя депозиты в резко подорожавшие доллары и евро, экономисты прикидывали запас прочности белорусской экономики. Опасения экспертов громко озвучил российский министр финансов Алексей Кудрин.
 
"Кредитная накачка ведет к увеличению обслуживания государственного долга, к такому масштабу обслуживания, который уже через год-два станет непосильным для белорусской экономики, - заявил министр. - По уже взятым кредитам прирост погашения в 2011 году уже составит больше миллиарда долларов. Это все к тому, что золотовалютные резервы должны обслуживать текущий торговый баланс, а это уже невозможно - идет диспропорция, нехватка валюты". По его словам, "в первом квартале власти Беларуси использовали треть золотовалютных резервов, направив более 2 млрд долларов на поддержку курса национальной валюты. Если ЗВР Беларуси будут и дальше тратиться такими же темпами, то очень скоро от них ничего не останется". "По сути, мы можем столкнуться с неплатежеспособностью экономики в связи с недостаточностью ЗВР уже в конце этого года и еще больше - через год", - резюмировал А.Кудрин.
 
Отпор российскому эксперту дал сам Александр Лукашенко, заявив, что Кудрин дал пресс-конференцию, "суть которой посеять панику в Беларуси". Не стесняясь в выражениях, президент заявил, что таким образом А.Кудрин "полностью консолидировался с нашими отморозками (оппозицией) и начинает нас учить работать". На защиту своего министра встал Дмитрий Медведев, и обмен "любезностями" продолжался еще несколько месяцев.
 
Девальвация или "Я об этом говорил"
 
Первое января 2009 г запомнится белорусам не тем, чем обычно запоминается первое января. Девальвацией. На робкие попытки указать на необходимость заранее сообщать о грядущих катаклизмах с рублем, Александр Лукашенко ответил безапелляционно: "Слушайте, какой абсурд. Представьте, я объявил бы это до нового года. Народ бы вместо новогодних праздников ломился бы в какие-то двери. Нигде об этом никто не объявляет. Тем более если кто-то умеет меня слушать, я об этом говорил в интервью с нашими журналистами. Я, правда, примерно сказал: ну и что, если там на 10 [процентов], чуть больше мы девальвируем нашу валюту. Это что, такие большие потери? Возьмите мое выступление. Даже здесь я намекнул на то, что мы держать не будем".
 
Полностью ограничиться однократной девальвацией не удалось. Рубль уже в июне впервые вышел за пределы выделенного ему пятипроцентного коридора. Нацбанку пришлось расширить этот коридор до плюс/минус 10 процентов к корзине валют, и заместитель председателя правления Нацбанка Николай Лузгин признал, чтодевальвация – "это необходимое зло, и одна из мер, которая регулирует сальдо торгово-платежного баланса и способствует сохранению золотовалютных резервов". Платежному балансу это не помогло, а рубль продолжил сползание: на 30 декабря по сравнению с установленной на начало года величиной курс рубля к корзине валют снизился на 8,15%.
 
Борьба с долларом
 
Население наращивало валютные депозиты, отрицательное сальдо внешней торговли росло, и правительство вновь обратило самое пристальное внимание на дедолларизацию и импортозамещение. Еще в конце января глава Нацбанка Беларуси Петр Прокопович заявил, что "в короткий период времени мы должны сделать так, чтобы в Беларуси был востребован только белорусский рубль, а иностранная валюта должна быть нужна, когда наши предприятия закупают что-то за пределами страны, а граждане выезжают за границу".
 
Внес свои предложения и председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович. Он считает, что дедолларизация белорусской экономики подразумевает ужесточение требований к проведению операций с валютой, полное вытеснение валюты из внутренних расчетов, введение запретительных штрафов и ограничений по конвертации валюты для розничной торговли, связывание валютных накоплений населения.

Серьезным шагом в борьбе с любовью населения к иностранной валюте стало июльское решение Нацбанка о запрете выдачи физлицам кредитов в инвалюте с целью снижения валютных рисков. Формально срок действия запрета - до1 января 2011 года, но уже сейчас представители Нацбанка уверяют, что мера эта не антикризисная, а постоянная. Впрочем, до замораживания валютных вкладов, чего особо опасалось население, дело не дошло.

Банкиры комментировали запрет на выдачу валютных кредитов физлицам сдержано. Председатель правления ЗАО "МТБанк" Андрей Жишкевич, к примеру, заявил: "Безусловно, это не рыночное действие. Каждый человек, каждый субъект хозяйствования должен иметь право выбора, соизмеряя свои риски и выгоду. Ставки по валютным кредитам ниже, валютные риски - выше. Нацбанк в данном случае признал, что население неспособно делать рациональный выбор и поэтому взял на себя функцию своеобразного социального защитника, лишив при этом людей права делать самостоятельный выбор валюты кредитования. Таким образом, для населения это жесткий, но такой своеобразный инструмент защиты от потенциально ошибочного решения. Для банковской системы при этом объективно валютные риски увеличились. Очевидно, банки моментально не избавятся от валютных депозитов - прежде всего, поскольку именно в этом виде желает пока сохранять свои сбережения значительная часть вкладчиков".
 
На войне как на войне
 
Напряжение в отношениях с Россией в июне пролилось "молочной войной". Причиной запрета на поставку Минском более 1000 наименований молочной продукции Роспотребнадзор назвал непереоформление белорусскими предприятиями разрешительных документов в соответствии с новым российским техрегламентом. Конфликт, возникший на такой узкоспециальной почве, казалось, будет коротким и не слишком эмоциональным. Однако уже через пару дней в него включилась тяжелая артиллерия в виде президентов двух стран. Стало очевидно, что проблемы не только в молоке. Истинными причинами эксперты называли конфликт с недополученными 500 млн долларов российского кредита и отказ Беларуси продать российским компаниям 12 молочных заводов.
 
Комментируя конфликт, Александр Лукашенко заявил, что "вопрос в том, что якобы не в том месте получили документы на поставку молочной продукции". "Разве так можно? Взяли в один день и остановили на границе 60 рефрижераторов с молоком. Это же скоропортящийся продукт. Значит, хотели побольнее ударить", - заявил президент Беларуси. Обращаясь к послу России в Беларуси Александру Сурикову, Лукашенко заявил: "Сан Саныч, я никогда и нигде не обещал взамен чего-то отдать 12 молокоперерабатывающих заводов". Это сразу вызвало подозрения, что пусть не 12, но пару-тройку заводов Беларусь все-таки отдать пообещала.
 
"Советская Белоруссия" активно встала на защиту белорусского молока и белорусского достоинства: "Полагаем, что ни в Кремле, ни в окрестностях невозможно найти идиота, который действительно считает белорусское молоко плохим, некачественным и вредным, т.к. все прекрасно знают, что недорогие и вкусные белорусские молочные продукты - любимые и желанные гости миллионов российских домохозяек. Так зачем же врать и вводить в заблуждение людей?"
 
В качестве симметричного ответа Беларусь решила с 17 июня ввести усиленный режим контроля за перемещением грузов на основных российско-белорусских магистралях. Впрочем, у Москвы тоже нашелся козырь – оплата газа.

Уже к вечеру 17 июня в результате переговоров руководителей министерств сельского хозяйства и продовольствия и здравоохранения Беларуси с главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко проблема поставок белорусского молока в Россию разрешилась. ГТК Беларуси в свою очередь решил воздержаться от усиления контроля за перемещением грузов из России в Беларусь.
 
Нельзя сказать, что на этом конфликт полностью выдохся, но дальше полемика велась уже в "молочной" плоскости.
 
Все на разгрузку складов
 
Борьба со складскими запасами в 2009 году вышла в Беларуси на новый уровень. Не по результатам – по уровню участников. Кконтролю за запасами готовой продукции на складах подключили Администрацию президента и СМИ. "Бывая на предприятиях и беседуя с руководителями, убеждаешься, что это порядочно встряхнуло директорский корпус", - заявил в августе куратор разгрузки складов помощник президента Сергей Ткачев.
 
Подводя итоги борьбы со складскими запасами в конце декабря на страницах "Советской Белоруссии" Ткачев заявил: "Надо честно отметить, что в последнее время буквально повсеместно на всех уровнях государственного управления уделялось внимание решению проблемы разгрузки складов готовой продукции промышленных предприятий. Совещания, накачки... Никто также не будет спорить, что вынесение этого вопроса в качестве краеугольного условия обеспечения социально–экономического развития страны является объективно оправданным. Однако если оценивать полученные итоги с позиций соотношения достигнутых результатов и затраченных усилий, то они должны были быть выше".
 
На 1 декабря 2009 г запасы готовой продукции на складах промышленных предприятий составили 6,05 трлн рублей против 5,23 трлн год назад. Причем помощник президента признал, что в 2009 году показатель соотношения запасов к среднемесячному объему производства рассчитывается на базе более низких объемов производства по сравнению с прошлым годом. "Более того, после июля так и не изменилась ситуация с запасами у "лидеров": Минпрома, концернов "Беллегпром" и "Беллесбумпром", - добавил Ткачев.
 
"Напомню о недавнем уповании на подключение к реализации отечественных товаров частного бизнеса. Президентом был принят указ от 25 сентября 2009 г № 477, который создал еще более упрощенную систему для работы предпринимателей, экспортирующих белорусские товары. То, что предпринимателям–экспортерам государством был предоставлен ряд льгот, бесспорно, правильное решение. Однако посмотрим, как этот документ в жизни помог развитию экспорта и разгрузке складов. Очень точно на этот счет подвела итоги "СБ". В номере за 20 ноября 2009 г в статье под названием "Предприниматели в засаде. Почему?" замечательно передан смысл происходящего: "Товар для продажи в России берут три предпринимателя, два из них пришли к нам именно после появления Указа № 477". Конечно, отчитаться о проделанной работе уже можно по поводу того, что, мол, смотрите, число предпринимателей, участвующих в реализации на экспорт белорусских товаров, возросло в 2 раза. Но вот по жизни это смешно. Нам явно не удалось создать аналог "Черкизона"... Значит, что–то не сработало", - резюмировал Ткачев.
 
Указ был рассчитан, в первую очередь, на разгрузку складов предприятий легкой промышленности. Однако легкая промышленность в Беларуси представлена предприятиями уж очень разного уровня, и не все ждали господдержки. Подводя итоги кризисного года, генеральный директор СП ЗАО "МилавицаДмитрий Дичковский заявил: "Из кризиса мы вынесли два главных урока. Первый урок состоит в том, чтобы тратить как можно меньше времени на успокаивание себя, что вот-вот все пройдет и будет все как раньше, а больше - на трансформацию бизнес-модели, как основу будущего роста. Кроме того, мы поняли, что так называемый кризис – это серьезное изменение на рынках, изменение спроса и поведения клиентов. Самое сложное – отказаться от того, к чему мы привыкли, с чем ассоциируется наш успех. Теперь мы работаем по-другому. В рамках своей бизнес-модели мы поменяли практически все компоненты, в том числе и планирование, и логистику".
 
"Кризис нам показал, что зацикленность на одном рынке, каким бы благоприятным и желанным он ни был, - это не правильно с точки зрения долгосрочной стратегии предприятия. Мы были завязаны на быстрорастущий российский рынок, все наши мощности были направлены на удовлетворение спроса российского рынка – и в этом была опасность. И сейчас, адаптировавшись к сложившейся ситуации, мы понимаем, что нам нужна диверсификация на рынки Европы", - добавил гендиректор "Милавицы".
 
История одного постановления
 
Документом года стало постановление № 991, которое было принято 28 июля и отменено 4 августа после вмешательства президента. Постановление о некоторых вопросах приобретения товаров на территории страны, которое тогдашний министр экономики Николай Зайченко назвал "антикризисной мерой", могло парализовать торговлю всей страны и вызвало резко негативную реакцию бизнес-сообщества.
 
Александр Лукашенко назвал постановление "бестолковым". "Вот, к примеру, недавно выпустили постановление №991 <…> и фактически запретили субъектам хозяйствования торговать. Да пусть руководитель сам решает, как действовать, а спрашивать надо за прибыль и рентабельность! - приводит слова Лукашенко пресс-служба президента. - Зачем кому-то указывать: с кем торговать, работать с посредниками или нет? Стали разбираться, кто постановление готовил. Оказалось, один "деятель" по указке премьер-министра подготовил этот документ, бросил ему на стол и назавтра уехал в отпуск. Спросить даже не с кого!"
 
"Да, посредничество - это плохо, и мы должны его избегать, - продолжил Лукашенко. - Но с какой целью? Чтобы цена была ниже, а качество - хорошее. Зачем вздыбили всю страну? Это дело частника, где и как закупать, он же понимает, что это его деньги, он никогда не купит дороже и с худшим качеством. Значит, вопросы к государственным предприятиям. Так давайте поставим задачи, а потом через месяц проверим, виновные ответят. Вот и все, и не надо никакого шума. Иначе возникают вопросы: где же та либерализация экономической деятельности, о которой мы говорим, где самостоятельность руководителя, если мы ему пишем, что у кого купить".
 
Успехи в Doing Business
 
Цель войти в 30-ку лучших стран в мире по условиям ведения бизнеса Беларусь озвучила в 2007 году, когда страна занимала в этом рейтинге 115-е место. Теперь Беларусь взошла на 58-е место, дважды став четвертой в десятке мировых лидеров по проведению реформ. 2009 год стал для Беларуси годом заметных позитивных сдвигов.
 
Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский особо подчеркнул существенное улучшение условий вхождения на рынок и регистрации предприятий. Так, по регистрации предприятий Беларусь занимает 7-е место среди 183 стран, охваченных обзором Всемирного банка, поднявшись за год с 91 места. "Для открытия бизнеса необходимо пройти всего 5 процедур, затратив на это максимум 6 дней - затраты времени снижены в 3 раза. С 2010 года мы введем электронную регистрацию предприятий через специальный интернет-ресурс. Мы идем на это сознательно, отказываясь от многих административных процедур", - заверил С.Сидорский.
 
По словам заместителя министра экономики Андрея Тура, в 2010 году особое внимание будет уделено тем показателям, которые пока представляют наибольшую проблему. "В первую очередь, это касается налогообложения, по которому Беларусь занимает 183 позицию. Предусмотрено уменьшение объема совокупных налоговых изъятий, уменьшение количества платежей налогов с 80 до 24 в год, снижение затрат рабочего времени на уплату налогов и предоставление налоговой отчетности (в первую очередь, за счет упрощения порядка применения НДС и налога на прибыль), развитие системы электронного декларирования, и обеспечение ее применения не менее, чем у 50% плательщиков", - подчеркнул А.Тур.
 
Борьба за НДС
 
Одним из самых сложных и долго обсуждаемых решений года стало увеличение ставки НДС. Первоначально речь шла об увеличении НДС с 18% до 22%, причем еще с 1 июня. Однако у такого увеличения нашлось немало высокопоставленных противников. К примеру, замглавы Администрации президента Леонид Анфимов высказывался против повышения НДС, отмечая, что увеличение ставки требует больших оборотных средств, которые у многих предприятий отсутствуют. Другие побочные действия повышения НДС - падение рентабельности у предприятий, ориентированных на внутренний рынок.
 
В результате долгих согласований ставку НДС было решено увеличить до 20 процентов, и действовать она начнет с 2010 года. Сейчас полемика вокруг проблемы взимания и возврата предприятиям НДС, особенно при экспорте продукции в Россию, не утихает. Помощник президента Сергей Ткачев в декабре потребовал подойти к вопросу очень продумано. "А ведь правительство настояло на повышении с будущего года ставки по НДС до 20 процентов. Рост ставки по НДС окажет существенное финансовое влияние на белорусских производителей, использующих импортное сырье и комплектующие, особенно на первом производственном цикле. Им придется заплатить ввозной НДС по новым ставкам. Для уплаты нового НДС потребуются дополнительные кредиты. При ставках банковских кредитов 20-25 процентов будет необходимо одновременно добиваться увеличения рентабельности. То есть реальный сектор экономики будет вынужден заимствовать у банков под недопустимо высокие проценты, по существу, свои собственные средства, которые он в качестве авансовых платежей вынужден еще до реализации готовой продукции перечислять в банк и бюджет. Более того, тем самым будут созданы более льготные условия для тех же "индивидуалов" на внутреннем рынке, которые по законодательству вообще не платят НДС. Значит - импорт в стране, который они ввозят, станет еще более конкурентоспособным", - заявил он.
 
Так что, возможно, от инициаторов увеличения ставки НДС еще потребуют принятия неких компенсирующих мер, ведь оборотных средств у предприятий не густо и проблемы могут обостриться уже в начале года.
 
Автолюбители Таможенному союзу не помеха
 
В 2009 году, 27 ноября, Беларусь, Россия и Казахстан подписали Единый таможенный тариф, который предусматривает одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. С 1 января 2010 г Единый таможенный тариф вступит в силу. С 1 июля 2010 г. начнет функционировать единая таможенная территория Беларуси, Казахстана и России. А не позднее 1 января 2012 г. должно быть сформировано единое экономическое пространство.
 
По мнению ряда экспертов, в среднем принятие единого тарифа может привести в России к снижению средневзвешенной ставки на импорт на 1%, в Казахстане ставка вырастет на 2%, а в Беларуси существенно не изменится. Однако одно, причем весьма неприятное для белорусов, изменение все-таки произойдет. С 1 января 2010 года Беларусь вводит заградительные ставки таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей юридическими лицами. С началом действия новых размеров таможенных пошлин ставки пошлин в некоторых случаях вырастут в 10 раз. Так, например, стоимость растаможки автомобиля 2003 года с дизельным двигателем объемом 2 л сейчас составляет 800 евро, а по новым ставкам составит 8 тыс евро. Стоимость растаможки новых автомобилей увеличится не так значительно.
 
Для физических лиц пока не определены новые правила ввоза товаров в рамках Таможенного союза. Они будут вырабатываться до 1 июля 2010 г. То есть до этого времени физлица смогут ввозить на таможенную территорию Беларуси автомобили по старым ставкам, пояснил агентству ПРАЙМ-ТАСС источник, близкий к переговорам. При этом он напомнил, что один человек может ввезти на таможенную территорию Беларуси по низким ставкам в течение одного года только один автомобиль.
 
В качестве утешения можно отметить, что с 1 января 2010 г. собираемые в России автомобили смогут беспошлинно ввозиться в Беларусь и Казахстан, если уровень локализации их производства достиг 30%. В правительстве полагают, что это должно компенсировать повышение пошлин на иномарки.
 
В ответ на такую сговорчивость Беларуси по ставкам на легковые автомобили, Россия приняла белорусское предложение о повышении пошлин на седельные тягачи, грузовые автомобили и комбайны, станочное оборудование, электродвигатели.
 
В новый год – с оптимизмом
 
Год большого кризиса должен смениться годом социальных побед, ударного роста ВВП (+11-13%) и увеличения зарплат до 500 долларов.
Самым реалистичным представляется "победа" над низкими зарплатами. Выйти на среднюю зарплату в 500 долларов не так сложно, как кажется. К примеру, декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев, хотя и назвал такой рост зарплаты сложной задачей, предложил вполне реальный путь выхода на этот "знаковый" рубеж: прирост зарплаты в среднем по стране может быть обеспечен в том числе за счет большего роста дифференциации зарплат в различных отраслях экономики, в первую очередь, за счет снятия ограничений по зарплате в отраслях с традиционно высокой зарплатой – в банковском секторе, в энергетике и т.д.
 
А вот рост ВВП обеспечить будет гораздо сложнее. Так, председатель правления ОАО "Белгазпромбанк" Виктор Бабарико, оценивая вероятность прироста ВВП на 11-13%, назвал этот прогноз очень оптимистичным. "Безусловно, нельзя забывать фразу "Не важно, как они голосуют, важно, как мы считаем". Возможно, этот прогноз будет достигнут, но с учетом уже признанного успеха этого года, я думаю, было бы намного лучше, чтобы ожидания пяти-семи процентов были бы заложены в бюджет: чрезмерный рост точно так же опасен, как и чрезмерное отставание. Я считаю, что прогноз в 12% - очень оптимистичен: невозможно за год резко подняться с нулевого темпа роста, когда только просыпаются наши основные рынки сбыта. Я не говорю, что эти показатели недостижимы, но реальным, с моей точки зрения, был бы рост в пять-семь процентов", - добавил В. Бабарико.
 
Однако не выполнить доведенные показатели в 2010 году будет не просто. В проблемный для белорусской экономики 2009 г, когда невыход на запланированные темпы роста был явно обусловлен общемировой конъюнктурой, своих постов лишились не только некоторые руководители предприятий, но и ряд ключевых министров экономического блока. Это и министр экономики Николай Зайченко, и министр по налогам и сборам Анна Дейко, и министр промышленности Анатолий Русецкий, и министр транспорта и коммуникаций Владимир Сосновский и др. Невыполнение задания в "году социальных побед" чревато и более громкими отставками.
 


 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Оглядываясь сейчас на 2009 год, мы понимаем, что кризисные отголоски будут слышны на протяжении всего нового года. Но руководство страны дало предвыборную вводную: экономика должна расти быстрыми темпами.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика