Проект Директивы № 4: «голуби» против «ястребов». 21.by

Проект Директивы № 4: «голуби» против «ястребов»

15.05.2010 17:33 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Такой жесткой кулуарной борьбы, как вокруг Директивы № 4, пожалуй, еще не было в Беларуси. Подготовленный текст проекта документа поистине сенсационен. Но в схватке сошлись сторонники нового и старого курсов развития страны, «голуби» против «ястребов».

Первые готовы начать широкомасштабные реформы, начать полноценную либерализацию, создание надежных институтов частного рынка. Другие настаивают на сохранение жесткой «вертикали», механизмов госплана и госснаба.
 Не известно, чем закончится борьба социалистов с либералами. Были случаи, когда подготовленные проекты документов блокировались на самой последней стадии. Нам в руки попал проект Директивы № 4 «О мерах по либерализации экономики и улучшению делового климата в Республике Беларусь». Его текст, очевидно, подготовлен сторонниками перемен.
Проект Директивы учитывает многие пожелания делового сообщества и независимых экспертов. Если он будет принят в таком виде, Беларусь, наконец, начнет модернизацию не только экономики, но и всех важнейших институтов суверенного государства, считают представители общественной инициативы «За свободное развитие предпринимательства».
Проект
ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«__» мая 2010 № 4
О мерах по либерализации экономики и улучшению делового климата в Республике Беларусь
Экономическая свобода, защита прав собственности, открытая конкуренция и надежные институты рынка - главные факторы устойчивого роста благосостояния страны, модернизации экономики и повышения качества жизни граждан.
Глобальный и внутренний кризис обострил необходимость активизации структурных реформ. Ресурс старых схем и механизмов государственного инвестирования, производства и распределения ресурсов истощен. Преодоление кризисных явлений требует гибкости институтов и быстроты принятия решений.
Правительство вовремя не провело детальный анализ сложившихся в последние десятилетие экономических связей и отношений. Слишком сильной остается централизация процесса принятия инвестиционных, производственных и сбытовых решений. Коммерческие организации лишены необходимой самостоятельности при организации производства товаров и услуг. Министерства и концерны не справляются с задачей проведения качественного анализа состояния внешних рынков. Они не предоставляют коммерческим организациям точной маркетинговой информации и еще больше увеличивают риски «омертвления» капитала.
Ускорился процесс накопления инвестиционных ошибок. Льготное кредитование бюджетных программ, поддержка ликвидности государственных банков, интервенции на валютном рынке, использование внешних кредитов - все эти меры формально позволили приостановить падение производства, но одновременно произошло резко ухудшение финансовых показателей предприятий и бюджета.
Снижается рентабельность производства и продаж. Ухудшается платежеспособность государственных коммерческих организаций. Заметно упала платежная дисциплина, что привело к увеличению темпов роста кредиторской и, особенно, дебиторской задолженности. При этом существующие механизмы санации и банкротства не способны ликвидировать инвестиционные ошибки и защитить права добросовестных кредиторов и поставщиков товаров и услуг.
Несмотря на существенную государственную поддержку сложным остается положение банковской системы. Национальный банк вынужден постоянно предоставлять ликвидность для стабилизации работы крупных государственных банков. Ухудшение финансового положения предприятий - клиентов банков создает дополнительные угрозы для выполнения обязательств перед вкладчиками.
Практика доведения до предприятий всех форм собственности валовых показателей роста вне контекста реального спроса внутреннего и внешнего рынков доказала свою неэффективность. Меры по защите рынков районов и городов от конкуренции со стороны даже внутренних производителей не привела к стабилизации местных бюджетов и финансового положения предприятий.
Необходимо отметить негативное влияние на отношение между государством и бизнесом бюджетного планирования поступлений от штрафов. Такая практика вносит сильные искажения в мотивацию государственных служащих, особенно контрольных, налоговых и таможенных органов. В новых условиях торговли с Россией, ужесточения конкуренции на рынках стран ЕС и Украины бюджет страны столкнулся с необходимостью сокращения расходов государства для сохранения сбалансированности бюджетов всех уровней.
 Жесткое государственное регулирование цен не стабилизировало цен. Инфляция по-прежнему остается неприемлемо высокой, что предопределяет высокие процентные ставки по кредитам. В условиях сохранения высокого дефицита торгового и платежного балансов, дефицита притока капитала, резкого ухудшения условий внешней торговли энергетическими товарами, с учетом высокого спроса на валюту на внутреннем рынке сохраняется угроза девальвации национальной валюты.
Политика полной занятости на государственных предприятиях становится серьезным препятствием для их модернизации и адаптации к новому реальному спросу. Не оправдали себя меры по ограничению занятости индивидуальными предпринимателями. Сложные бюрократические процедуры получения разрешений, лицензий и сертификатов сдерживают развитие динамичного рынка труда и не стимулируют самозанятость населения. Единая тарифная сетка продолжает блокировать возможность выплаты адекватного вознаграждения талантливым и особо ценным работникам в частном секторе. Высокие налоги на фонд зарплаты, перегруженность государственных предприятий объектами непроизводственного назначения, высокий уровень изношенности машин и оборудования - все это уменьшает конкурентоспособность белорусских производителей и, в конечном итоге, увеличивает угрозу разрушения рабочих мест.
Экономический, социальный и инновационный потенциал национального предпринимательства блокируется. Принятые меры по снижение административной и налоговой нагрузки оказались недостаточными и малоэффективными. Арендные платежи остаются чрезвычайно высокими. До сих пор не только государственным, но и частным коммерческим организациям доводят объемы выпуска продукции. Рекомендации по стабилизации цен часто носят директивный характер и сопровождаются угрозами отзыва лицензии. Размер штрафов на предпринимателей никак не связан с размером ущерба, нанесенного государству или коммерческим организациям.
До сих пор не введен в полноценный коммерческий оборот такой ценный экономический ресурс, как земля. Это является большим препятствием модернизации всей экономики в целом и аграрного сектора в частности. Государственная поддержка исключительно сельскохозяйственных организаций поставила в сложное положение фермеров, которые оказались в неравных условиях хозяйствования.
Очень медленно идут имущественные преобразования и приватизация. Бесхозными остаются тысячи объектов недвижимости. Доходы бюджета от акций и активов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности, чрезвычайно низки. Вместо того чтобы сконцентрироваться на социальных программах, повышении качества государственных расходов, правительство распыляет бюджетные средства. Поддержка тысяч государственных предприятий стала хронической, породила иждивенчество, создало порочные коррупционные связи вокруг государственных программ, снабжении госпредприятий и продажи готовой продукции.
В целях модернизации экономики, раскрепощения потенциала национального предпринимательства и улучшения делового климата:
1. Провести либерализацию цен и тарифов. Для этого:
1.1. упразднить Комитет по ценам при Министерстве экономики Республики Беларусь, передать функцию регулирования тарифов естественных монополий следующим министерствам:министерству жилищно-коммунальных хозяйств - по тарифам на жилищно-коммунальные услуги, министерству энергетики - по электрической энергии и газу, министерству информации и связи - по тарифам на услуги традиционной телефонии, министерству транспорта - по ценам на услуги общественного транспорта.
1.2. Отменить ценовое регулирование импортных товаров и услуг.
1.3. Отменить ценовое регулирование на все товары, услуги и работы, за исключением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, газ, общественный транспорт, услуги телефонной связи (за исключением мобильной), а также услуги, предоставляемые государственными организациями в сфере здравоохранения и образования.
1.4. Провести международный аудит затрат на производство электрической, тепловой энергии, газа, услуг общественного транспорта, водоснабжения, телефонных услуг, опубликовать данные аудита и принять план перехода на бездотационный характер продажи данных товаров и услуг с учетом увеличения инвестиционной привлекательности
1.5. Ликвидировать практику административного установления для производителей разных цен на товары на внутренний и на внешние рынки, в том числе по калийным и азотным удобрениям, древесине, топливно-энергетическим ресурсам.
1.6. Отменить практику присвоения органами государственного управления наценочной категории и предельной наценки объектам общественного питания.
1.7. Отменить необходимости составления экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги).
2. Провести либерализацию лицензирования, сертификации и выдачи разрешений. Для этого:
2.1. Сохранить государственное регулирование в виде лицензирования, обязательной сертификации только в тех сферах, где существует непосредственная угроза жизни и здоровью человека.
2.2. Лицензированию подлежат следующие виды деятельности: банковская деятельность, ветеринарная деятельность, деятельность в области авиации, деятельность в области промышленной безопасности, в сфере игорного бизнеса, по обеспечению безопасности физических и юридических лиц, по обеспечению пожарной безопасности, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, деятельность, связанная с продукцией военного назначения, деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, медицинская деятельность, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней, страховая деятельность, фармацевтическая деятельность. Лицензирование всех остальных видов деятельности отменить.
2.3. Признать на территории Республики Беларусь действительными сертификаты, выданные признанными в международной торговле органами сертификации России, стран ЕС, Украины, США, Японии, Южной Кореи без получения сертификата, выдаваемого органами сертификации Республики Беларусь.
2.4. Осуществить переход от обязательной к добровольной сертификации товаров и услуг.
2.5. Разработать программу полного перехода белорусской продукции на международные стандарты качества ISO. Осуществить переход от ГОСТов на ISO на все товары и услуги до 2014 года.
2.6. Провести анализ процедуры выдачи разрешений, принять единый порядок их получения с четким определением требований и сроков. Перейти на режим получения разрешений через интернет к 2012 году.
2.7. Предоставить предприятиям права проводить обязательную аттестацию специалистов для осуществления лицензируемых и сертифицируемых видов деятельности в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, непосредственно на предприятии.
3. Принять меры по безусловной защите прав собственности и развития свободной конкуренции. Для этого:
3.1. Исключить из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих конфискацию имущества у субъектов хозяйствования, не являющихся его собственником, если это имущество не находится у предприятия на правах хозяйственного ведения, пока в судебном порядке не будет установлено, что это имущество приобретено незаконным путем.
3.2. Ликвидировать практику внесудебного применения ареста денежных средств на счетах и бесспорного списания их на основании предписаний государственных органов.
3.3. Исключить из нормативных документов возможности конфискации имущества не у лица совершившего правонарушение, а у добросовестного покупателя.
3.4. Обеспечить безусловное и быстрое исполнительное судопроизводства по взысканию долгов у субъектов хозяйствования.
3.5. Отменить монополию национального оператора электросвязи на пропуск международного Интернет трафика, а также трафика между другими отечественными операторами электросвязи.
3.6. Принять законодательные нормы, противодействующие вмешательству в деятельность частных субъектов хозяйствования, дискриминации их коммерческими структурами, созданными органами государственного управления.
3.7. Ввести запрет представителям государственных органов, непосредственно регулирующих определенный сегмент рынка, управляющих на нем государственными активами и имуществом, участвовать в организации аукционов и тендеров на подчиненных предприятиях.
3.8. Ускорить процесс вовлечения в коммерческий оборот зданий, сооружений, земли и объектов инфраструктуры.
3.9. Ввести четкие критерии ответственности органов государственной власти различного уровня за качество и эффективность управления государственными активами, в том числе пакетами акций в акционерных обществах.
3.10. Ввести институт частных судебных исполнителей.
3.11. Внести изменения в закон о приватизации с целью ускорения процесса трансформаций собственности. К 2013 году, как минимум, 75% всех активов страны должны находиться в частной собственности.
3.12. Обеспечить в течение 2010 года продажу арендаторам арендованных у республиканских и местных органов власти помещений, зданий, сооружений и других объектов по остаточной стоимости, если они арендуют их более 2 лет. В случае отказа арендаторов от приобретения арендуемых ими объектов, они продаются через открытый аукцион по цене, которая сложится на день его проведения.
3.13. Учредить Антимонопольный комитет с широкими полномочиями контроля над действиями коммерческих организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, проведением аукционов, размещением государственных заказов.
3.14. Ликвидировать инновационные фонды и внебюджетные фонды, создаваемые местными органами власти.
3.15. Внести в служебные обязанности каждого государственного служащего обязанность содействия развитию конкуренции, предоставления полной информации об актах законодательства, планах органов государственного управления, программах, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов.
4. Провести либерализацию внутренней и внешней торговли. Для этого:
4.1. Отменить ограничение срока (90 дней) для проведения внешнеторговых операций.
4.2. Отменить требование обязательного внесения в договора указания на цели покупки товаров.
4.3. Отменить требования по ассортиментному перечню товаров для объектов розничной торговли и общественного питания.
4.4. Отменить для предприятий частной формы собственности требования обязательной сдачи наличной выручки в банк.
4.5. Отменить обязательное установление лимита остатка денежных средств в кассе предприятия.
4.6. Принять нормы, согласно которым порядок подтверждения происхождения товаров допускает использование в качестве декларации о происхождении товаров грузовые, транспортные или иные товаросопроводительные документы, содержащие сведения о стране происхождения товара.
4.7. Отменить статистическую таможенную декларацию при проведении экспортно-импортных операций в торговле между Беларусью и Россией.
4.8. Завершить приватизацию всех объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания до 2012 года.
4.9. Унифицировать таможенные ставки, снизить размер средневзвешенной таможенной пошлины до 3%.
4.10. Внести необходимые изменения в акты законодательства для приведения их в соответствие с нормами и стандартами ВТО. Принять программу действий правительства по вступлению в ВТО к 2012 году.
5. Провести либерализацию рынка труда и трудовых отношений. Для этого:
5.1. Предоставить индивидуальным предпринимателям, работающим по общей схеме налогообложения, права найма любого количества работников, уплачивающим единый налог - до 5 работников вне зависимости от родственных связей.
5.2. Отменить обязательность применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для предприятий и организаций с долей государства в уставном фонде менее 50%.
5.3. Установить, что единственным обязательным документом, письменно оформляющим трудовые отношения между работником и нанимателем, является трудовой договор (контракт).
5.4. Предоставить право нанимателю и наемному работнику самостоятельно определять режим, время и условия работы, а также условия, формы оплаты труда.
5.5. Предоставить коммерческим организациям право оптимизировать занятость в зависимости от реального спроса на товары, работы и услуги.
5.6. Увеличить пособие по безработице до суммы, эквивалентной $120 в месяц.
5.7. Предусмотреть в республиканском бюджете ресурсы для финансирования программ по переобучению и переквалификации безработных.
5.8. Разработать и принять законодательство о введении системы страхования по временной нетрудоспособности.
5.9. Создать благоприятные условия для самозанятости населения, предусмотреть возможность ведения коммерческой деятельности физическими лицами без регистрации индивидуальными предпринимателями, но с уведомлением органов власти о начале такой деятельности и уплатой подоходного налога.
6. Провести либерализацию арендных отношений, улучшить систему контроля над деятельностью коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Для этого:
6.1. Уменьшить ставки арендной платы за помещения, производственные площади, принадлежащие органам республиканской или местных властей, в 2 раза. Упразднить повышающий коэффициент «3» для арендуемых офисных помещений.
6.2. Ввести понижающий коэффициент - 0,2 для всех предприятий малого бизнеса, арендующих недвижимость у органов республиканской или местных властей.
6.3. Прекратить практику административной фиксации арендных ставок частной коммерческой недвижимости.
6.4. Ликвидировать практику привязки ставок арендной планы, тарифов на услуги государственных организаций, государственных и таможенных пошлин, налогов и сборов к иностранной валюте и «базовым величинам»; отменить привязку размера базовой величины к ставке первого разряда.
6.5. Ввести мораторий на проведение всех видов проверок субъектов малого бизнеса до 1.01.2013г.
6.6. Привести штрафы за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствие с параметрами, характеризующими их тяжесть, а также учитывающими реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и должностных лиц.
6.7. Ликвидировать законодательной нормы исчисления штрафа в размере кратной стоимости предмета правонарушения.
7. Улучшить качество налогового администрирования, снизить налоговую нагрузку. Для этого:
7.1. Снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость до 15%.
7.2. Заменить отчисления в Фонд социальной защиты населения и подоходный налог единым социальным налогом 15%.
7.3. Включить в затраты, учитываемые при налогообложении процентов по просроченным займам и кредитам, а также займам и кредитам, связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов.
7.4. Перейти на квартальный режим уплаты налога на добавленную стоимость субъектами малого предпринимательства.
7.5. Обязать зачислять все платежи за административные процедуры, осуществляемые государственными и иными уполномоченными ими организациями, исключительно в бюджет.
7.6. Снизить общую налоговую нагрузку, включая взносы в Фонд социальной защиты населения и местные налоги, до 30% ВВП.
8. Совету Министров Республики Беларусь привести акты законодательства Республики Беларуси в соответствие с настоящей директивой до 1 сентября 2010 года.
Только совместными усилиями, организованностью, через частно-государственное партнерство белорусский народ проведет модернизацию экономики, раскрепостит большой потенциал национального предпринимательства и обеспечит процветание независимой Беларуси.
 
Президент Республики Беларусь  А. Лукашенко
 
 
 
 

 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Такой жесткой кулуарной борьбы, как вокруг Директивы № 4, пожалуй, еще не было в Беларуси. Подготовленный текст проекта документа поистине сенсационен. Но в схватке...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика