Большая переоЦЕНка. 21.by

Большая переоЦЕНка

27.10.2011 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Большая переоЦЕНка.

Чтобы справиться с негативными процессами в экономике, необходимо обуздать инфляцию, нарастить экспорт и дать простор для развития бизнеса

Чем опыт послевоенной Германии полезен современной Беларуси? И почему стоит временно заменить шопинг в гипермаркетах закупками на рынке? Своим мнением по актуальным вопросам современной экономики с корреспондентом “НГ” поделился кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и истории экономического учения БГЭУ  Владимир ПОПЛЫКО.

Уникальная возможность для развития

— Владимир Иванович, как известно, цены на тот или иной товар обычно растут при наличии его дефицита. В Беларуси же ситуация в последние годы иная: дефицита товаров нет, но ряд из них имеет импортное происхождение. Однако цены растут и на импортные товары, и на отечественные. Почему?

— В феврале начался процесс свободного ценообразования. И именно на этот период пришлись негативные макроэкономические явления. Первое — отрицательное сальдо. Второе — эмиссия. Кстати, в нынешнем году, по данным Нацбанка, денежная масса увеличилась в 1,75 раза. А ведь управлять  темпами инфляции можно, минимизировав ее монетарную составляющую. Если за девять месяцев текущего года рост ВВП составил около 8 процентов, то и денежную массу следует увеличивать не более чем на 8 процентов. Иначе формируется  ажиотажный спрос на дешевые товары. Про третий фактор — исчезновение валюты из свободного оборота в начале нынешнего года — я уже и не говорю...

— Ситуацию на валютном рынке вы затронули последней. То есть она в нынешнем росте цен далеко не определяющая?

— Не совсем так. Не зря первым определяющим фактором я назвал именно отрицательное сальдо, показывающее, что у нас величина импорта выше, чем экспорта. А учитывая подписанные в рамках Таможенного союза соглашения и тот факт, что нефть и газ мы импортируем, мы, по сути дела, импортируем ныне и инфляцию из соседних государств. Цены на нефть и газ растут, а с ними дорожает и остальная продукция.

— И все же любую ситуацию нельзя рассматривать лишь под одним углом зрения. Во всем есть как отрицательные, так и положительные стороны. Не зря в переводе с китайского языка слово “кризис” означает как опасность, так и благоприятные возможности...

— Поскольку национальная денежная единица была девальвирована, в выигрышном положении оказались экспортеры. Импортеры терпят убытки. Сегодня появилась просто уникальная возможность активно развивать свой национальный бизнес. Вспомните российский дефолт 1998 года: оживились внутренний рынок и собственное производство, в результате чего Россия попросту отказалась в значительной степени от импорта, начав выпускать импортируемую ранее продукцию сама. Думаю, нам тоже надо следовать по этому пути, создавая условия для развития собственного производства.

— Премьер-министр Михаил Мясникович после недавней встречи с Президентом заявил о планах правительства выходить на бездефицитный бюджет 2012 года. А будущий год назвал не иначе как годом экономического роста и сбалансированного развития. За счет чего это возможно?

— Прежде всего следует установить ставку рефинансирования (ныне она — 35 процентов) на уровне инфляции или выше. Это позволит и субъектам хозяйствования, и населению вернуться к практике сбережений и инвестиций. Кроме того, ни в коем случае нельзя — по крайней мере, пока мы не погасим инфляцию — повышать зарплаты, особенно в бюджетной сфере. Как только это происходит, тут же увеличивается денежная масса, часть которой выплескивается на валютный рынок. Нацбанку при этом будет весьма непросто удерживать курс рубля — придется или тратить золотовалютные резервы, или вновь девальвировать рубль. Думаю, надо дать возможность национальному бизнесу эффективно развиваться, свести к минимуму различные сдерживающие факторы. Председатель столичного союза предпринимателей Владимир Карягин не зря любит вспоминать свою стройотрядовскую молодость: даже в сложных условиях Сибири именно белорусы всегда показывали лучшие результаты. Главное было одно — не мешать им, создать условия для работы.

Пример Людвига Эрхарда

— Есть ли вообще мировой опыт сдерживания цен? Какой рецепт вы видите для Беларуси?

— Мне весьма импонирует опыт послевоенной Германии и ее модель социально-рыночного хозяйства. В 1946 году министр экономики Баварии Людвиг Эрхард настаивал на проведении реформ, которые были объявлены летом 1948 года. Эрхард отменил централизованное ценообразование на большую часть товаров, предоставив немецким предприятиям полную свободу деятельности. Со временем стабильная экономика с дешевой рабочей силой стала наполнять мировой рынок, остро нуждающийся в товарах, своей продукцией. Благодаря низким налогам темп роста германского ВВП в пятидесятые годы оказался самым высоким среди развитых стран, а темпы роста цен — самыми низкими. А сегодня Германия и вовсе (вместе с Францией) — локомотивы Евросоюза. Полагаю, этот опыт весьма актуален для Беларуси. Его лишь надо глубоко и творчески переосмыслить.

— Тем более что в Беларуси, похоже, срабатывают пока должным образом не все общепринятые экономические механизмы. Почему производители продолжают взвинчивать цены, мало реагируя на снижение покупательской способности граждан?

— Одна из причин — наличие в нашей экономике структур, не использующих механизм рыночной конкуренции. Кроме того, до недавнего времени белорусским производителям было выгодно поставлять продукцию на внутренний рынок и невыгодно на экспорт. После девальвации рубля ситуация зеркально изменилась. Сегодня предприятия выживают именно благодаря максимальному наращиванию экспорта. Продажи же на внутреннем рынке осуществляются на уровне примерно нулевой рентабельности, несмотря на увеличение цен. Но выход на единый валютный курс создает отличные от прежних условия хозяйствования. И предприятиям уже не нужно закладывать в цену спекулятивные валютные ожидания. К тому же при более масштабных запусках рыночных механизмов производители будут вынуждены бороться за покупателя. В том числе и с помощью цены и качества.

Жить по средствам

— Но замораживание уровня зарплат на фоне растущих цен неминуемо приведет к падению покупательской способности и снижению жизненного уровня населения. Как же найти “золотую середину” между экономикой и социальной сферой?

— Наше население в большинстве своем всегда жило по средствам, в последние же пять—восемь лет сектор домашних хозяйств в какой-то мере был развращен дешевыми кредитами. Сегодня задача простая: научиться всем снова жить по средствам и тщательно оценивать свои возможности. Например, заменить шопинг в гипермаркетах закупками на рынке. В целом ситуация на отечественном продовольственном рынке стабильная. Урожай в нынешнем году хороший, сельское хозяйство демонстрирует неплохие показатели. Более того, как показывают данные Белстата, произошли любопытные перемены: за восемь месяцев нынешнего года доля мяса и мясопродуктов в структуре стоимости минимального набора продуктов питания населения составила 28 процентов, тогда как в прошлом году она была 23,4 процента.

— Ваш прогноз относительно экономического развития страны?

— Все у нас должно получиться, все зависит только от нас. И от того, какие действия будут предприниматься правительством и Нацбанком. Сможем победить инфляцию, ликвидировать перекосы во внешней торговле и дать свободу бизнесу — все получится. Я смотрю в будущее с оптимизмом.

 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чтобы справиться с негативными процессами в экономике, необходимо обуздать инфляцию, нарастить экспорт и дать простор для развития бизнеса Чем опыт послевоенной...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика