«Глаза» и «уши» . 21.by

«Глаза» и «уши»

Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Республика

С лета нынешнего года магазины и рынки республики оказались под пристальным вниманием специалистов Управления контроля потребительского рынка.

Они ратуют за порядочную и честную работу торговли, то и дело «нечаянно» отыскивая нерадивых завмагов, заведующих отделами и продавцов. Чтобы придать рейдам целевую направленность, в сентябре в Минторге заработал «телефон доверия». Теперь неравнодушные граждане могут рассказать специалистам о грубых нарушениях в ритейле. По следам таких звонков и была проведена внеплановая проверка двух магазинов Фрунзенского района Минска, куда вместе со специалистами отправилась и корреспондент «Р».

Пока мы направляемся к месту назначения, замначальника Управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Кирилл Слабко рассказывает нам о поступающих звонках.

— За все время мы получили семь десятков обращений, непосредственно касающихся нарушения правил торговли. Случаи, когда покупатели жалуются на хамство, мы не фиксируем, ведь решение этой проблемы не в нашей компетенции. Что касается звонков по делу, пока в 5 % случаев нам так и не удается установить объект-нарушитель. Например, покупатель говорит, что магазин «Продукты» на Партизанском проспекте плохо работает. Мы фиксируем это обращение, но при детальном рассмотрении оказывается, что на этом проспекте, скажем, 15 магазинов с таким названием, а в каждый с проверкой не пойдешь. Ведь нам для этого нужны сведения об учредителе, УНП, на что граждане редко обращают внимание. Или, например, называют: «Продукты». Приезжаем, а там — «Медок». В этой части нам еще предстоит поработать, чтобы полученная информация была как можно более достоверна, — говорит специалист.

К слову, о достоверности. Как быть, если звонивший категорически отказывается представляться, ссылаясь на то, что его имя «слишком известно в узких кругах» или «тетя Катя обидится, она же моя соседка»? На долю таких анонимок приходится еще 5 % всех обращений. Кирилл Слабко поясняет, что торгинспекция имеет право не рассматривать подобные обращения. Решение — за дежурным специалистом. Он по голосу, интонации собеседника определяет, что это: боязнь получить леща от соседки или козни конкурентов.

— Если сигнал довольно убедительный, мы все равно берем его на заметку, добавляем в свой «черный список». Случись проверка где-нибудь неподалеку, мы непременно заглянем и туда. Но, надо сказать, без «нехороших» итогов такие проверки не обходятся. Наряду с указанным фактом, а то и вместо него находим много других нарушений. Все из-за того, что практически все они — системные. К примеру, любого продавца можно обвинить в торговле просроченным товаром, и такие продукты непременно найдутся. Причем найдутся, даже если руководство объекта заранее предупреждено о визите, — замечает замначальника торгинспекции.

Изменится подход к формированию «черного списка», когда анонимки начнут не подтверждаться. Ведь встречный иск по защите чести и достоинства оклеветанной организации подать будет некому. То ли дело письменные обращения, когда «жалобщик» предупрежден о возможности стать свидетелем в суде, если факт подтвердится, или ответчиком — в противном случае. Стараясь максимально перестраховаться, в торгинспекции интересуются контактными данными собеседника. Но опять же — верят на слово. На проверку этих сведений у сотрудников управления нет ни людей, ни времени.

Отчасти из-за этого реакция на звонок не сиюминутная. Рейд может появиться в дверях названного торгового объекта через месяц-полтора. Объясняется такая неторопливость преимущественно тем, что неравнодушный гражданин зачастую уже заявил о рассказанном контрольному ведомству ранее, в беседе с завотделом или оставив запись в книге замечаний и предложений. Торговля на единичные факты нарушений реагирует моментально, исправляет огрехи, но спустя некоторое время снова возвращается к привычному режиму работы. Тут-то и появляется торгинспекция, задачи которой не столько наказать по конкретному факту, а выявить негативные закономерности.

Вот и сегодня в первом объекте в корзине с просроченными товарами продуктов примерно на Br 300 тыс., в том числе копченая колбаса, полуфабрикаты, тушки цыплят в надорванной упаковке, приправы и пончики. Хранятся последние всего 16 часов, а значит, залежались лишние полдня. Кроме того, нет единообразия в оформлении ценников: на одних не указана страна происхождения, на других нет необходимой подписи ответственного лица, третьи и вовсе отсутствуют — вместо них лишь небольшая наклейка с цифрами на продукте. Неудивительно, что на одну и ту же бутылку водки обнаружилось сразу два ярлыка, цифры на которых отличалась на Br 70 тыс. Вопреки ассортиментному перечню неизвестно откуда в магазине появились игрушки, пластиковая посуда, моющие средства. Хотя заявлена только спиртосодеражащая и парфюмерно-косметическая продукция. Заведующая магазином Татьяна Василевская разводит руками, мол, штат небольшой, за всем не уследишь.

В другом торговом объекте все еще серьезнее. Постоянный посетитель пожаловался на засилье импорта на полках. Проверка звонок подтвердила. Так, например, на полках вообще нет маргариновой продукции белорусского производства, сухариков, дрожжей. Меньше, чем заявлено в ассортиментном перечне, пирожных и тортов, сдобных изделий, бобовых концентратов, детского питания, поваренной соли. Здесь же на распродаже стоит алкоголь, что делать категорически нельзя. Захочешь узнать, сколько стоит кетчуп, придется поискать информацию среди «скучковавшихся» ценников внизу витрины. Внимательнее надо быть при покупке маленьких пакетов с соком, мясных изделий, печенья — просроченные товары, отобранные контролерами в корзинку, «потянули» более чем на Br 500 тыс. Налицо халатное отношеник к своим обязанностям, констатируют проверяющие.

Специалисты торгинспекции «выводят» портрет среднестатистического гражданина, обращающегося в торговую инспекцию по «телефону доверия». Оказывается, в Минске чаще всего обращаются молодые люди, а в регионах — люди среднего возраста.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
После звонков на «телефон доверия» магазины проверил Минторг
 
 
 


Архив (Новости Экономики)

21.by в социальных сетях



Партнёры

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика