Банкиры недоумевают от претензий КГК: Наверное, надо берущим кредит за это еще доплачивать. 21.by

Банкиры недоумевают от претензий КГК: Наверное, надо берущим кредит за это еще доплачивать

12.10.2017 12:58 — Новости Экономики | Tut.by  
Размер текста:
A
A
A

Комитет госконтроля Беларуси считает необходимым детально законодательно регламентировать порядок розничного кредитования. Однако в банковском сообществе с претензиями контролеров не согласны — проблемы, которые действительно были еще несколько лет назад, в эпоху высокой инфляции и соответственно запредельно высоких ставок, сегодня не актуальны, особенно с учетом высокой конкуренции среди банков.




«Законодательно урегулировать абсолютно все вопросы взаимоотношений банков с клиентами невозможно. И новые рекомендации и запреты регулирующих органов — не всегда универсальное средство, позволяющее избежать абсолютно всех претензий к банкам. Но в данном случае существует достаточно очевидный выход для граждан: более ответственно подходить к выбору банка и внимательно изучать все условия кредитования до заключения кредитного договора. Скрытых платежей и страховок по кредитам у нас в банке нет», — заверил TUT.BY заместитель председателя правления Банка БелВЭБ Анатолий Павлович.

В Ассоциации белорусских банков подчеркнули, что Нацбанк на протяжении последних лет принял жесткие меры по повышению качества банковских услуг, в том числе обеспечения полной прозрачности розничного кредитования. «В частности, банки уже более полутора лет не используют в своей практике нередко сопутствующие кредитам „пакеты услуг“ либо иные сублимированные формы скрытых платежей по кредиту», — отметили в ассоциации.

«Наверное, с точки зрения Госконтроля правильная идеология — чтобы тем, кто берет кредит, за это доплачивали. Видимо, это их цель. Когда ставки были 100% они говорили это, и это же говорят, когда ставки стали 10%. Я и тогда и сейчас говорю одну вещь — сегодня рынок банковских услуг настолько конкурентен, настолько многообразен, а население Беларуси настолько не идиоты, что их поведение абсолютно нормальное и разумное. Если они в силу каких-то причин берут кредит по ставке, которая кому-то кажется обманом, это неправда. Просто ситуация, в которой они находятся почему-то их на такой шаг вынуждает. Я не вижу здесь сговора со стороны продавцов», — отметил председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико.

Белорусские банки при осуществлении потребительского кредитования сейчас руководствуются рекомендациями Нацбанка, изложенными в письме «Об осуществлении розничных операций». Причем в безусловном порядке, отмечают в Ассоциации. Это помогает избежать случаев, имевших место в недалеком прошлом, когда отдельные банки для повышения рентабельности потребительского кредитования в условиях высокой цены привлекаемых ресурсов увязывали предоставление кредитов с оформлением клиентами так называемых «пакетов услуг», стоимость обслуживания которых была сопоставима со стоимостью обслуживания ставки по кредиту.

Формально, в Беларуси многие нормы действительно носят рекомендательный характер. Хотя, к примеру, в России многие лазейки закрыты законодательно, отмечают в КГК. В частности, все операции по счету, используемому для обслуживания кредита, должны быть бесплатными; сумма страховой премии по договору добровольного страхования включается в расчет полной стоимости кредита и т.п.

«Рекомендательный характер норм Нацбанка, с одной стороны, предоставляет банкам определенную степень свободы при принятии управленческих решений, а с другой стороны, всегда воспринимается белорусскими банками как руководство к действию. Поэтому, на наш взгляд, систему регулирования банковской деятельности коренным образом менять не стоит», — считает Павлович.

Он подчеркивает, что в сегменте розничного кредитования высокая конкуренция среди банков существует уже достаточно давно, и 2017 год не стал исключением. «В течение всего года наблюдался рост кредитного портфеля физических лиц как в целом в Беларуси, так и в Банке БелВЭБ. Спроса физических лиц рос как на кредиты на недвижимость (объем выдачи таких кредитов в Банке БелВЭБ в январе-сентябре более чем в 13 раз превысил аналогичный показатель, сложившийся по итогам 2016 года), так и на кредиты на потребительские нужды», — отмечает зампред Банка БелВЭБ.


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

В Ассоциации белорусских банков также обращаюит внимание на то, что уже значительно снизилось количество претензий розничных клиентов к банкам: в 2016 году иих было 754 против 1361 в 2015-м. При этом количество обращений по вопросам кредитования населения уменьшилось с 801 до 563.

«В то же время, классические банковские услуги трансформируются, интегрируются с другими финансовыми продуктами, банки переходят к комплексному обслуживанию клиентов. В таких случаях взимаемая банками плата относится не к кредитному договору, а к дополнительным услугам, которыми клиенты пользуются по своему собственному выбору», — напоминают в Ассоциации.

«Надо понимать, почему вообще возникли банки и почему их никогда не любили. Потому что они всегда паразитировали на счастье другого. Банк — это инструмент расширенного воспроизводства. То есть когда все прет, все хорошо, но не хватает денег я вынужден приходить к этим банкирам и делиться своим счастьем. И я его за это ненавижу. Второй случай — кассовый разрыв. То есть у меня тоже все хорошо, но есть разрыв. А у нас сейчас кредиты — инструмент выживания», — резюмировал Бабарико. Но это точно не из-за банков.

Объем выданных банками кредитов физлицам вырос с начала года на 14% до 8,1 млрд рублей на 1 сентября, в том числе объем кредитов, выданных на потребительские нужды, увеличился на 41% до 2,4 млрд. Средняя процентная ставка по новым кредитам, предоставленным физическим лицам в национальной валюте, снизилась с 19,3% годовых в декабре 2016 г. до 11,4% в августе 2017 г.

Эксперты напоминают: трактовать условия договоров вправе только стороны договора. Если стороны не приходят к общему мнению, только суд занимается их толкованием и только суд может признать договор недействительным, обязать сторону к исполнению обязательств и призвать к ответственности, в том числе обязать компенсировать убытки и моральный вред.

Поэтому особо важно наличие здравого смысла и финансово грамотного подхода у отдельных заемщиков и их ответственность как кредитополучателей.

Граждане перед подписанием кредитных и других договоров должны внимательно их прочитать, ознакомиться с условиями договоров, проанализировать все составляющие этих договоров, задать интересующие вопросы работникам банка и найти их подтверждение в договорах. Обязательно следует ознакомиться с той информацией, на которую содержится ссылка в договоре (например, если она расположена на сайте банка или информационном стенде).

Если возникают проблемные вопросы по кредитным договорам, гражданам следует в первую очередь обращаться в банки-кредитодатели, которые, как показывает практика, стараются индивидуально подойти к клиенту при разрешении возможных разногласий.

Как ранее сообщалось, в КГК полагают, что норма статьи 137 Банковского кодекса о запрете взимания с кредитополучателя каких-либо дополнительных платежей за пользование кредитом не позволяет в полной мере обеспечить защиту прав кредитополучателей. Не спасают ситуацию и рекомендации регулятора банкам: граждане, столкнувшиеся с нарушением своих прав при выдаче кредитов, не могут отстоять свою позицию в суде, так как письма Нацбанка являются рекомендательными и игнорирующий их банк невозможно привлечь к ответственности.

В настоящее время Нацбанк разрабатывает концепцию проекта закона о защите прав потребителей финансовых услуг, и в КГК рассчитывают, что это должно повысить защищенность клиентов и доверие к финансовой системе страны.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Комитет госконтроля Беларуси считает необходимым детально законодательно регламентировать порядок розничного кредитования. Однако в банковском сообществе с...
 
 
 


Архив (Новости Экономики)

21.by в социальных сетях

Свежие газеты

20.06.2018
Mir24.TV Belarus
Івацэвіцкі веснік
Кобринский вестник
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Варяг-пресс
Новости Докшицы
Поставский край
Клiч Радзiмы
Газета Авангард
Новости Ветки
Народны голас
Лоевский край
Mlife
Чырвоны Кастрычнiк
Петрыкаускiя навiны
Хойницкiя навiны
Чачэрскi веснiк
Новости Волковыска
Вороновская газета
Газета Праца
Ивьевский край
Полымя
Lida.Info
Лидская газета
Заря над Неманам
Свислочская газета
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Инфа-Курьер
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Soligorsk News
Прамень
Раёны весник
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Кировец
Кричевская жизнь
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)
Святло кастрычнiка (Мстиславль)
21.06.2018
Mir24.TV Belarus
Івацэвіцкі веснік
Полесская правда
Пинский Вестник
Варяг-пресс
Двинская правда (Верхнедвинск)
Новости Докшицы
Чырвоны прамень
Клiч Радзiмы
Герой працы
Газета Авангард
Новости Ветки
Народны голас
Лоевский край
Чырвоны Кастрычнiк
Петрыкаускiя навiны
Хойницкiя навiны
Чачэрскi веснiк
Новости Волковыска
Вороновская газета
Ивьевский край
Полымя
Лидская газета
Заря над Неманам
Свислочская газета
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Инфа-Курьер
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Прамень
Раёны весник
Маяк Преднепровья
Радзiма
Савецкая вёска
Кировец
Голас Касцюкоушчыны
Асiповiцкi край
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)
Перамога (Дятлово)

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика