Бюджет-2019: что с ним не так. 21.by

Бюджет-2019: что с ним не так

11.01.2019 09:31 — Новости Экономики | Tut.by  
Размер текста:
A
A
A

Праздники закончились, новый год начался, и будет он нелегким. Это первые слова, которые произнес президент, открывая первое же в 2019 году совещание по экономическим вопросам. И глава государства прав — испытания впереди. В том числе и для бюджета.


Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Рост расходов на фоне выпадения доходов

На первый взгляд, кажется, что ситуация в сфере госфинансов остается благополучной, поскольку государство не только сокращает, но и увеличивает в 2019-м социальные расходы.

Согласно оценкам Минфина, в 2019 году ассигнования на оплату труда работников бюджетной сферы вырастут по сравнению с 2018-м на 12,8%. Как следствие, соотношение уровня зарплат бюджетников к средней зарплате по стране увеличится до 80%. Кроме этого, вырастет поддержка многодетных семей — на 9,8%.

При этом весьма показательно, что официальные планы по росту расходов заметно превышают официальный прогноз по росту доходов казны.

Расходы консолидированного бюджета в 2019 году ожидаются в размере 35,3 млрд рублей и вырастут на 4,7% по сравнению с 2018-м. Расходы республиканского бюджета ожидаются на уровне 22 млрд рублей с ростом на 5,1% к уровню 2018 года.

В то же время поступления казны вырастут на символическую сумму. Доходы консолидированного бюджета Минфин ожидает в 2019 году на уровне 36,7 млрд рублей (на 2,1% больше по сравнению с 2018-м). Доходы республиканского бюджета в 2019-м составят 22,7 млрд рублей и вырастут всего на 0,8% по сравнению с 2018-м.

Таким образом, по факту мы имеем на этот год бюджет, предусматривающий с одной стороны рост расходов, а с другой — стагнацию доходов. С чем это связано?

Нефтяные доходы идут вниз

Одна из основных статей, благодаря которой наполняется белорусская казна, — налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Эти поступления полностью зачисляются в республиканский бюджет, и в 2018 году они существенно увеличились.

По итогам прошлого года, согласно предварительной оценке Минфина, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности составят 5 млрд рублей и увеличатся на 41% по сравнению с 2017-м.

Выросли эти доходы за счет того, что цены на нефть и нефтепродукты в прошлом году пошли вверх и, соответственно, нефтяные доходы резко увеличились. Если в 2017-м поступления казны от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты составили 1,31 млрд рублей, то по итогам 2018-го, как ожидается, достигнут 2 млрд рублей.

Однако в 2019 году, скорее всего, будет наблюдаться обратная картина, и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности сократятся, по предварительным расчетам, на 13,4% (по сравнению с 2018-м) до 4,36 млрд рублей. Почему?

В 2019 году власти прогнозируют снижение поступлений от вывозных таможенных пошлин на калийные удобрения на 15,8% до 846 млн рублей, Кроме этого, ожидается, что вывозные таможенные пошлины на нефть, которую Беларусь добывает на своей территории, принесут в бюджет только 316,5 млн рублей (на 22,1% меньше по сравнению с 2018-м). Наконец, поступления бюджета от пресловутых вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты оцениваются в 2019 году в 1,39 млрд рублей (минус 31,3%).

Столь существенное сокращение нефтяных доходов, как уже неоднократно говорилось, связано с реализацией налогового маневра в России.

Белорусский Минфин подсчитал, что потери бюджета от вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты из-за налогового маневра составят в 2019 году 513,1 млн рублей, или 231,6 млн долларов.

Мало этого, для частичной компенсации нефтеперерабатывающим заводам роста цены на нефть в условиях реализации налогового маневра в бюджете на 2019 год снижены на 25% акцизы на автомобильное топливо. Потери казны из-за этого оцениваются в 170,7 млн рублей.

Таким образом, суммарный негативный эффект налогового маневра на бюджет составит 683,8 млн рублей. То есть республиканский бюджет из-за этого маневра уже в 2019-м лишился более 3% доходов. А что будет дальше?

Налоговые льготы станут резать?

Выступая 10 января на совещании по экономическим вопросам, Александр Лукашенко еще раз напомнил, что из-за реализации налогового маневра в 2019-2024 годы совокупные потери страны могут составить более 10 млрд долларов.

При этом глава государства поставил перед правительством задачу «не гиперболизировать проблемы, связанные с потерями белорусского бюджета из-за налогового маневра в России, а искать другие надежные источники, которые компенсируют эти негативные моменты».

Закономерный вопрос: где найти эти «надежные источники», которые способны компенсировать столь серьезные потери бюджета?

Один из возможных вариантов — сокращать налоговые льготы. По информации БелаПАН, объем налоговых льгот, которые государство предоставит в 2019 году, составит 5,7% ВВП (в денежном выражении это 7,4 млрд рублей). Примерно половина их приходится на льготы по уплате НДС, еще 1,6% к ВВП — это льготы по имущественным налогам и налогу на прибыль.

Белорусские экономисты считают, что налоговые льготы сейчас в одних случаях эффективны, а в других нет.

«Если говорить о налоговых льготах, которые предоставлены IT-сектору, можно сказать, что они достаточно эффективны. Экспортная выручка IT-отрасли растет на десятки процентов в год, сюда постоянно приходят прямые иностранные инвестиции», — отметила научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Налоговые льготы должны быть хорошо таргетированы, чтобы принести ощутимый эффект для экономики, полагает академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.

«Пример — Парк высоких технологий. Резидентам предоставлена существенная льгота по уплате взносов в Фонд социальной зашиты населения, которая позволяет выплачивать высокие зарплаты работникам и не делать значительные отчисления в наш пенсионный фонд. Без этой льготы IT-компании, в том числе иностранные, вряд ли бы охотно становились резидентами парка», — подчеркивает Катерина Борнукова.

Вместе с тем, в эффективности ряда прочих налоговых льгот экономисты сомневаются.

«Пример — свободные экономические зоны. Созданы они давно, появились они в каждой области, перед ними ставилась задача существенно увеличить экспорт, но серьезного эффекта белорусская экономики до сих пор от них не получила. Поэтому говорить об эффективности налоговых льгот, когда мы имеем в виду СЭЗы, довольно сложно», — отмечает Ирина Точицкая.

По мнению экспертов, в том случае, если Беларуси придется изыскивать внутренние источники для компенсации потерь в связи с налоговым маневром, может встать вопрос о сокращении налоговых льгот либо повышении ставок налогов.

«В связи с реализацией налогового маневра, возможно, придется урезать расходы. В долгосрочной перспективе, если мы не получим компенсацию со стороны России и существенно не сократим налоговые льготы, возможно, понадобится повышать налоги для сохранения сбалансированности бюджета», — предполагает Катерина Борнукова.

Еще вариант — продолжать сокращать расходы на оказание господдержки реальному сектору экономики. МВФ оценивает такую поддержку (в ежегодном выражении) в 1,5-2% ВВП.

«Если Беларуси придется решать бюджетные проблемы самостоятельно, и компенсации со стороны России за налоговый маневр в полном объеме не последует, то вряд ли государство будет резать социальную сферу. Расходы на здравоохранение и образование у нас и так небольшие. Можно и нужно говорить о сокращении бюджетных расходов за счет урезания господдержки для реального сектора», — полагает Ирина Точицкая.

В общем, судя по всему, если Кремль в ближайший год Беларуси компенсацию за налоговый маневр не выплатит, придется идти на какие-то непопулярные меры.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Для белорусской казны начинаются нелегкие времена: растут расходы и выпадающие доходы.
 
 
 


Архив (Новости Экономики)

21.by в социальных сетях

Свежие газеты

18.01.2019
Mir24.TV Belarus
Кобринский вестник
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Днепровская правда (Дуюровно)
Лепельский край
Міёрскія навіны
Новости Новолукомля
Голас Сененшчыны
Патриот (Ушачи)
Клiч Радзiмы
Герой працы
Газета Авангард
Новости Волковыска
Вороновская газета
Ивьевский край
Полымя
Заря над Неманам
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кировец
Голас Касцюкоушчыны
Кричевская жизнь
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)
Святло кастрычнiка (Мстиславль)
19.01.2019
Mir24.TV Belarus
Полесская правда
Пинский Вестник
Новости Докшицы
Чырвоны прамень
Газета Авангард
Новости Волковыска
Вороновская газета
Полымя
Заря над Неманам
Светлы шлях
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Soligorsk News
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска


Партнёры

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика