На волосок от счастья

12.08.2011 — Новости Здоровья |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На волосок от счастья

Чтобы эффективно бороться с облысением, надо понять, как растут наши волосы и почему выпадают...

Глядя на себя в зеркало летним утром, испытываю осеннюю грусть. Как и многие сверстники. Все дело в прическе, которая прогрессивно редеет. С другой стороны, понимаешь, что бег времени нельзя остановить, а природу — обмануть. Ведь у нас, мужчин, в норме шевелюра несет потери чаще, чем у женщин. У нас длина волос достигает 25 см, у них — порой и больше 70 см. Но в целом, по статистике, из 100 волос выпадут 12, хотя густота все равно будет разной. У блондинов — в среднем по 140 тысяч волос на голове, у брюнетов — 70 тысяч и лишь 50 — 60 тысяч у рыжих.


Чтобы эффективно бороться с облысением, надо понять, как растут наши волосы и почему выпадают. Рост — это циклический процесс. Каждый волосок проходит через три основные фазы: анаген (фаза роста), катаген (фаза остановки) и телоген (фаза покоя, именно во время нее шевелюра редеет). В среднем от 10 до 15% нашего волосяного покрова пребывает в стадии покоя. 50 — 100 волосков, потерянных за день, — норма.


А если больше? Тогда это может быть связано или с наследственной предрасположенностью, или с влиянием внешних и внутренних факторов.


Наследственность? Гормоны?


Мудреный медицинский термин «андрогеннозависимая алопеция» обозначает самый распространенный вид облысения у мужчин: 95% случаев! Его еще называют «облысение по мужскому типу». Волосы редеют на макушке, в лобной и теменной областях, в то время как на затылке и с боков остаются «запасы». Дело в том, что для роста волосам нужна слаженная работа гормона тестостерона и специфических рецепторов. Стоит измениться генам, отвечающим за этот баланс и передающимся по наследству, как происходят преждевременные изменения, вплоть до полного облысения. Тестостерон, воздействуя на фолликулы волос, надолго переводит их из фазы роста в фазу покоя, в результате чего луковицы хиреют и погибают.


Такое облысение может проявиться уже в 18 лет и имеет тенденцию к сезонности. Однако имейте в виду, что потеря волос зависит от одновременного действия двух факторов — наследственности и гормонального фона. Если налицо только один из них, увидеть «бильярдный шар» в зеркале вам вряд ли грозит.


Что интересно, андрогеннозависимая алопеция нередка и у женщин, составляя до двух третей всех проблем.


Кроме того, волосы могут редеть из–за стрессов, железодефицитной анемии, химиотерапии, белкового голодания, отравления токсическими веществами, гормонального дисбаланса на фоне заболеваний щитовидной железы, а у женщин — на фоне некоторых гинекологических заболеваний и климакса.


Пестрая картина


Вообще, у облысения — масса видов, у каждого из которых свое объяснение. Скажем, очаговая алопеция — быстрый процесс, который часто затрагивает небольшие участки или одну сторону головы больше, чем другую. Причина — нарушения в работе иммунной системы. Совсем другое дело, когда волосы во время активной фазы роста теряются сразу пучками. Тогда, по–видимому, речь идет о последствиях химиотерапии или употребления некоторых других лекарств, лучевой терапии, белковой недостаточности (вследствие диет и голодания), себорейном дерматите, гипервитаминозе А, железодефицитной анемии. Как правило, стоит устранить «пусковой механизм», как волосы спонтанно отрастают в течение 3 — 6 месяцев.


Стержни волос отделяются от фолликул, из–за чего буквально за считанные недели образуется щетина длиной 1 — 2 см. Здесь можно заподозрить «вклад» различных инфекций, дефицита белка, бета–блокаторов и антидепрессантов, сильного стресса. Но это тоже дело поправимое. А вот рубцовая алопеция, также известная как «атрофическая», — случай редкий и тяжелый: волосяные фолликулы заменяются рубцом. Причем этот процесс может идти как резко и выраженно, так и медленно и бессимптомно.


Иногда кто–то сам прикладывает к проблеме облысения руку в прямом смысле слова. Скажем, есть такой термин «трихотилломания» — когда в своей тяге к самоповреждению человек непрерывно натягивает или выщипывает волоски то тут то там. Это уже пациент психоневролога. Другой вариант — «тракционная алопеция» — беда любительниц «конских хвостов» и африканских косичек, в которых волосы длительно натягиваются. Впрочем, и у мужчин такое случается, но сразу проходит, как только прическа меняется на более свободную.


В поисках панацеи


Надо признать: существующие косметические и терапевтические методы (шампуни, спреи, таблетки, мезотерапия и др.) не в состоянии полностью и однозначно ликвидировать проблему. Данные методы в самом лучшем случае могут лишь приостановить выпадение волос. Только опытный специалист правильно определит типы облысения и назначит курс лечения.


Из лекарств на сегодня только два клинически доказали свою эффективность и безопасность при лечении андрогенетической алопеции. Однако и эти препараты помогают не всем и только дают возможность поддерживать статус–кво, пока терапия применяется. Прекращается прием препаратов — волосы возвращаются в исходное состояние в срок от нескольких месяцев до года.


Как спасаются от этой беды в Европе? Большой популярностью пользуется препарат на основе природных трикосахаридов. Низкоинтенсивное лазерное излучение также доказало свою эффективность. Для лечения андрогенетической алопеции в домашних условиях используют лазерную расческу. Но наиболее эффективный метод — безоперационная пересадка волос методом HFE, позволяющая многократно трансплантировать здоровые фолликулы с затылочной области, не подверженной генетическому облысению, в участки облысения по мере выпадения волос. Генетический тест позволяет уточнить предрасположенность к облысению, что делает процедуру еще более действенной. Однако не все подходят для этой операции и не всегда ее отдаленные результаты так уж убедительны.


Зато все больше надежд на технологии клонирования волос и стимуляции их роста. Суть первой в том, чтобы взять из андрогеннозависимых зон волосяные фолликулы, клонировать и полученные клоны внедрить в облысевшие участки. А вторая технология основывается на установленном факте, что при заживлении ран на участках кожи с волосами активизируется особый белок, который каким–то образом подстегивает развитие новых волосяных луковиц. Ученые считают, что можно заставить этот белок производить все новые и новые фолликулы и на неповрежденной коже. Словом, друзья, пока рано плакать по волосам.

 

Автор публикации: Владимир ТРЕТЬЯКЕВИЧ

 
 
 

РЕКЛАМА