Не щадим живота своего. 21.by

Не щадим живота своего

25.01.2013 — Новости Здоровья |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Чудак человек! Заболел у него зуб — в любое время дня и ночи мчится к стоматологу. А вот прихватил живот — тут и начинаются философские размышления: «Может, отравился? Может, объелся? Или это у меня на нервной почве?» Тянет время, опустошает домашнюю аптечку, обкладывается грелками. И очень часто дело заканчивается тем, с чего, собственно, и надо было начинать: звонком в «скорую». В результате в хирургическое отделение 3-й минской клинической больницы имени Е.В.Клумова добираются уже с перитонитом, абсцессом, воспалением передней брюшной стенки, когда счет жизни идет на часы. Причину этого форс-мажора врачи угадывают сразу: трое-четверо суток пациент полагался на авось... Прошедшие хлебосольные праздники только добавили медикам работы. Если сразу после Нового года хирургическое отделение, по словам его заведующего Андрея Дудко, не было заполнено и наполовину, то нынче здесь полный аншлаг. Болям в животе медицинские справочники дают как минимум 40 объяснений, порой самых грозных, но наш человек почему-то склонен списывать все на банальное отравление и даже ОРВИ.


Не зря боль окрестили «сторожевым псом здоровья». Это своего рода тревожный звоночек, который в большинстве случаев нельзя взять и просто отключить одной таблеткой. Некоторые из нас решают вопрос креативно — просвещаются в интернете. Боль ниже пояса? Ага, это что–то с мочеполовой системой. В правом подреберье? Печень. В центре живота? Переел. И так далее и тому подобное. «На самом деле водораздел здесь и специалисту провести трудно, — замечает Андрей Дудко. — Все острые заболевания — и холецистит, и панкреатит, и другие — как правило, начинаются с болей неопределенного характера. Даже острый аппендицит чаще всего начинается с болей под ложечкой, в верхней половине живота, а потом уже начинает болеть классически — справа. И потому люди связывают это с отравлением, хотя развивается опасный процесс. Хуже того, в какой–то момент боль даже стихает — человек облегченно вздыхает. А положение с каждой минутой становится все более критическим!» Какие же главные угрозы никогда не надо сбрасывать со счетов?


ХОЛЕЦИСТИТ. Воспаление желчного пузыря. Большинство больных, попадающих сегодня в хирургическое отделение, страдают именно от этого. Причем женщины чаще, чем мужчины. Обычно холецистит дает знать о себе болью справа, под ребрами, но может и отдавать вверх. Чреват последствиями — гнойным процессом, прободением желчного пузыря, вызывающим сепсис... Увы, для многих известие, что у них были камни в желчном пузыре, — полный сюрприз. Кстати, около 90 процентов хирургических вмешательств по поводу холецистита нынче выполняются лапароскопически — через микроразрез при помощи видеокамеры. Бывает, риск операции слишком высок, тогда приступы снимаются консервативно: у кого–то облегчение наступает на третий день, кому–то придется провести в стационаре все 2 недели. И домой, до следующего приступа...


ПАНКРЕАТИТ. Воспаление поджелудочной железы, когда нарушается «взаимопонимание» между белками, жирами и углеводами, повышается давление секрета в протоке к желудочно–кишечному тракту или к двенадцатиперстной кишке и железа начинает как бы переваривать сама себя. В группе риска — любители алкоголя, обильной жирной или острой пищи и нетрадиционных блюд, а также обладатели хронических язв, гастритов, холециститов, желчекаменной болезни и др. Типичный пациент — это мужчина от 30 до 50 лет. Приступ возвещает о себе страшнейшими опоясывающими болями в верхних отделах живота. Если тут же не доставить человека в больницу, может случиться шок, интоксикация, а за ней и самый печальный исход. Медики сравнивают свои усилия с работой стрелочника: они должны затормозить поезд, движущийся к пропасти, возвратить его к развилке и перевести стрелку. Но как? Более 90 процентов панкреатитов лечат без скальпеля — ферментами, противовоспалительными, антибиотиками... Главная цель — не довести дело до операции. Идут на крайнюю меру только при серьезных осложнениях — некрозе, абсцессе. Если атака панкреатита была сильна, а значит, пострадавшие участки железы заместились соединительной тканью, которая сама по себе нефункциональна, то хронического процесса не миновать. И здесь уж от человека многое зависит. Есть у Андрея Дудко подопечные, которые и после острого приступа не желают себя ни в чем ограничивать и поступают в больницу по 5 — 6 раз на год. А сколько атак они переносят дома — одному богу известно.


ДИВЕРТИКУЛЕЗ. Это весьма распространенное сегодня заболевание, при котором образуются мешковидные выпячивания стенки кишки — дивертикулы. Сами по себе они не мешают жить, но, воспаляясь, аукаются болью. Если стараться ее просто подавить, то можно доиграться до прободения, калового перитонита, а это уже крайне опасно.


ЯЗВА ЖЕЛУДКА. Нестерпимой кинжальной болью, которая, говорят, куда как похлеще зубной и ушной, дает о себе знать язва прободная. Или давняя, зарубцевавшаяся, постепенно сузившая выход из желудка. Тогда хирургам приходится браться за одну из самых непростых операций.


АППЕНДИЦИТ. Когда–то он чаще всего задавал работу скальпелю, а теперь за год в 3–ю больницу, обслуживающую 200 тысяч минчан, попали лишь 180 пациентов с разгулявшимся червеобразным отростком–аппендиксом. Его сейчас никто не предлагает профилактически удалять, давным–давно не было у этой болезни и трагических финалов. Но с перитонитом–то обращаются к врачам до сих пор! И по сей день аппендикс задает загадки. Хотя бы потому, что только на картинке в медицинском справочнике червеобразный отросток всегда находится на одном и том же месте — внизу живота справа. А на деле ухитряется зарываться в самые узкие и глубокие анатомические закоулки. Потом непонятно до конца, почему же он воспаляется? Еще аппендицит, как хамелеон, любит маскироваться под разные заболевания. И даже при помощи УЗИ нельзя поставить точно диагноз. Чаще всего лишь операция дает однозначный ответ: был или нет?


Советы доктора Андрея ДУДКО


Боль — всегда повод обратиться к врачу. Если она возникла вдруг и остро, если болит и не отпускает в течение часа, если появилась грыжа на животе, то не ждите утра или понедельника — вызывайте «скорую». Если же это кинжалообразная боль, то и 10 минут достаточно, чтобы начать набирать 103. Поспешить необходимо и когда все это происходит на фоне головокружения, слабости, снижения артериального давления, учащения пульса, кровотечения, лихорадки, рвоты. Даже при терпимой боли все равно нужно проконсультироваться хотя бы у участкового терапевта.


Часто говорят: обезболивающие смазывают картину. Это правда. Но если уж совсем невтерпеж, то в ожидании врача можно принять средства из домашней аптечки — баралгин, аспирин, но–шпу. Впрочем, если проблема нешуточная, то никакой баралгин не поможет! И уж совершенно бессмысленно пить при острых болях активированный уголь, слабительное и антибиотики, что, к сожалению, случается сплошь и рядом.


Категорически противопоказаны в такой ситуации грелки и теплые ванны, они только усиливают воспаление. А клизмой при дивертикулезе вполне можно перфорировать кишечник.


Ничего не ешьте и не пейте. Помните: любая диагностическая процедура и тем более операция выполняется на голодный желудок.


Раз в год делайте фиброгастродуэноскопию и УЗИ брюшной полости, чтобы застраховаться от внезапных сюрпризов.

Автор публикации: Людмила ГАБАСОВА

Фото: Виталий ГИЛЬ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чудак человек! Заболел у него зуб — в любое время дня и ночи мчится к стоматологу. А вот прихватил живот...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Здоровья)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика