Ученые обнаружили загадочные вспышки из черной дыры, которые повторяются трижды в день. 21.by

12.09.2019 13:02 — Новости Hi-Tech |

Команда астрономов обнаружила рентгеновские вспышки, повторяющиеся примерно каждые девять часов, исходящие из центра галактики под названием GSN 069. Об этом сообщают в NASA и ESA.

Данные, полученные при помощи космических рентгеновских лабораторий «Чандра» и XMM-Newton Европейского космического агентства, указывают на то, что в центре галактики находится сверхмассивная черная дыра, которая потребляет большое количество материала на регулярной основе.

Черная дыра в центре GSN 069, расположенного в 250 миллионах световых лет от Земли, в 400 000 раз больше массы Солнца. По оценкам исследователей, она потребляет около четырех Лун примерно три раза в день. Можно сказать, что она питается по графику.

Ученые отмечают, что если объединить данные двух космических лабораторий, это даст уникальную возможность наблюдать поток материи в сверхмассивной черной дыре, которая многократно ускоряется и замедляется.

Во время вспышек рентгеновское излучение становится примерно в 20 раз ярче, чем в спокойное время. Температура газа, стремящегося к черной дыре, также поднимается с примерно одного миллиона градусов по Фаренгейту (555537,778 градуса по Цельсию) во время «тихих периодов» до примерно 2,5 миллиона градусов по Фаренгейту (1388871,11 градуса по Цельсию) во время вспышек. Последняя температура аналогична температуре газа, обнаруживаемого вокруг наиболее активно растущих сверхмассивных черных дыр.

Ученые считают, что источником рентгеновского излучения является звезда, которую черная дыра частично или полностью разорвала и теперь медленно потребляет. Что же касается повторяющихся всплесков, то это «совершенно другая история, происхождение которой необходимо изучить с помощью дополнительных данных и новых теоретических моделей».

Потребление газа от разрушенной звезды сверхмассивной черной дырой наблюдалось и ранее, но никогда не сопровождалось повторяющимися рентгеновскими вспышками. Авторы предполагают, что есть два возможных объяснения этому явлению. Один из них заключается в том, что количество энергии в диске накапливается до тех пор, пока оно не станет нестабильным, а вещество не «упадет» в черную дыру, производя взрывы. Затем цикл повторяется. Другое состоит в том, что существует взаимодействие между диском и вторичным телом, вращающимся вокруг черной дыры, возможно, остатка частично разрушенной звезды.