Видео. Оружие Великой Отечественной войны. 21.by

Видео. Оружие Великой Отечественной войны

08.05.2010 18:16 — ЧП |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На фото:


14 июля 41-го под Оршей скопились немецкие войска - живая сила и бронетехника. Фашисты не спешат... Танкисты отдыхают – разлеглись на броне своих машин. Неожиданно со стороны леса раздается рев. Буквально разрывающий барабанные перепонки... Вверх вырываются черные клубы дыма и множество светящихся огней через мгновения обрушиваются на врагов огненным шквалом.

Залп вели со стороны деревни Пищалово. Он длился всего несколько секунд, но и этих мгновений хватило, чтобы полностью разбить врага, а в души немцев навсегда поселить панический страх перед неизвестным и фантастически сокрушительным оружием второй мировой.

Огненный апокалипсис немцам в июле 41-го устроили реактивные минометные установки БМ-13. Сегодня знакомое каждому, но тогда еще неизвестное, грозное оружие в народе сразу же ласково прозвали «Катюшей». Над проектом трудилось целое конструкторское бюро. В их числе и будущие создатели космической техники - Королев и Глушко. Но автором БМ-13 считается Андрей Костиков. Наверху к разработкам относились скептически. Поэтому неудивительно, что добро на серийное производство, как бы это мистически не звучало, дали в самый последний мирный день 41-го – 21 июня. Не было Катюш  и на параде 7 ноября.

Фотографии войны

Фотографии войны

На каждой машине стояло по 16 направляющих в виде рельс. Снаряды крепились сверху и снизу. Управление ручное, никакой автоматики. С виду – довольно неказистая картина.

- Посмотрели – ни ствола, ничего... Мы, артиллеристы, привыкли, что ствол есть, а тут – пакет направляющих, поворотный механизм и в кабине командира что-то вроде часового механизма, кольцо, - рассказывает Иван Коваленко, в 1944 г. - командир 248-го отдельного гвардейского ордена Красной Звезды минометного дивизиона.

- Залп был от 112 до 192 снарядов. Это был мощный залп. Поражали сразу минимум батальон пехоты, - говорит Алексей Рязанов, в 1944 г. - командир дивизиона 310-го гвардейского минометного Бежицкого краснознаменного полка.

Огонь был такой мощи, что после двухминутного залпа, наша пехота и танки, продвигались вперед, не встречая сопротивления противника. Оставшиеся в живых враги, буквально теряли ориентацию в пространстве.

На катюши брали лучших артиллеристов и тех, кто хорошо знал математику. Нужно было быстро и точно делать расчеты для стрельбы.

Фотографии войны

Несмотря на потери, фашисты, подчас в бой бросали только пехоту, чтобы захватить установку невредимой. Охотились за Катюшей до самого конца войны. Хотели скопировать. Однако безуспешно. Советское секретное оружие, хоть и было под носом у немцев, но врагу так и не досталось.

- И мы подписывали, начиная с солдата и до командира, что ни в коем случае не оставим БМ врагам. Любым образом, но подорвать машину, - вспоминает Иван Коваленко.

Главный враг Катюш был в небе. Немецкие летчики никогда не упускали возможности обстрелять установки на бреющем полете или сбросить бомбы.

- Самое страшное для нас была авиация. Если прошло 10 минут, как мы дали залп и мы не ушли с этого места, считай, что потери неизбежны, - рассказывает Иван Коваленко. - Как только дали залп, сразу на бешеной скорости – в ожидательный район.

За жуткий, душераздирающий вой, который издавали при полете реактивные снаряды, немцы прозвали БМ-13 «сталинским органом». Советские солдаты предпочитали более простое имя: "О-о-о-о, Катюша, едет, все, дрожи немец!"

- Тогда была в моде песня «Катюша». Любимая песня. И появилось грозное оружие, которое стало любимым тоже. Вот почему народ, не начальники, а именно народ, солдат, - назвал их "Катюшами", - говорит Алексей Рязанов.

Огонь БМ-13 поражал противника даже на расстоянии 8 км. Выжидательная позиция была в 10-ти от переднего края. Поэтому в огневой – а это 5-6 км – Катюши могли достать даже резервы противника.

Фотографии войны

Хорошая дальность стрельбы, мощь огня, скрытое передвижение и маневренность БМ-13 не раз помогала избежать пехоте крупных потерь. Если нужно, Катюша стреляла и с холмов, и из оврагов, и даже более экзотичных мест.

Мемориал в Орше создан в честь первого боевого залпа Катюш. На 6 тумбах со звездами стоят 8-метровые рейки. Символизирующие пусковые установки. Направлена они прямо на северо-запад в сторону деревни «Пищалово». Рядом, на постаменте, более реалистичный макет БМ-13. Всего получается 7 элементов. Именно столько катюш и было в той первой легендарной батарее катюш под командованием Флерова.

Реактивная система залпового огня БМ-21 «Белград» - «Катюша» современная. Пакет состоит уже из 40 труб. Дальность стрельбы - 20 км. Почти в три раза больше, чем у БМ-13. Есть подножка для наводчика, облегчающая работу с электроприводом.

Не смотря на многие технологические усовершенствования, кое-что у современных потомков Катюши остается неизменным - это математические расчеты для наведения на цель, которые делает командир и отдает их наводчику.

В 43-м на шасси от Т-34-го выпустили несколько сот огнеметных танков - ОТ-34. Машины стреляли струей огня и широко применялись в боевых действиях на витебском и полоцком направлениях. Хорошо известен факт, когда 2 июля первыми в Полоцк ворвались танкисты 47 отдельного огнеметного танкового полка. ОТ-34 мог метать огонь, как очередями, так и одиночными выстрелами. Чаще всего огнеметные танки использовали для взятия дотов.

В штурмовую группу входили три пушечных танка, два огнеметных и взвод саперов. Операции, как правило, проводились ночью или в снегопад. В то время, как пушечные танки обеспечивали стрельбу по амбразуре дота, огневые подходили вплотную и заливали дот огнесмесью.

Однако на войне, как на войне. И складывающаяся ситуация на поле боя вносила свои коррективы. Танки ОТ-34, которые предназначались для борьбы с огневыми точками противника, зачастую приходилось применять и не по прямому назначению. Что  было характерно, например, при разгроме врага на Бобруйском «котле» в 44-м.

Фотографии войны

Фотографии войны

- Немцы, попав в котлы, в результате своего отчаянного положения часто шли в психические атаки, не считаясь с потерями. Приходилось применять эти танки и не по назначению, против пехоты. Что, конечно, приводило к страшным потерям, особенно, когда они шли в плотных порядках, - рассказывает Николай Качук, военный историк. - Ну и вы представляете эту картину: танки, выплескивающие огненную струю, на массу наступающей немецкой пехоты...

Кстати, в СССР, кроме танков отечественного производства, в большом количестве применялись и иностранные. А именно – американские Шерман и генерал Грант, английские – Валентайн.

Никто не спорит, что прославленный Т-34 в освобождение Беларуси внес наибольший вклад, однако те же Шерманы показали себя в боях на нашей территории очень достойно. В советские войска было поставлено 4 тысяч таких танков. За соответствующий дизайн у нас их прозвали «горбатыми». Но между прочим, это единственный танк второй мировой, у которого был стабилизатор пушки. Благодаря чему он мог стрелять прицельно даже во время быстрого движения. Оригинальным техническим решением на Шермане было применение двух дизелей. Если один был поврежден, можно было свободно двигаться на оставшемся. А резинометаллическая гусеница обеспечивала малошумный ход.

- Немцы были просто ошарашены, когда танк появлялся в самом неожиданном месте на одном дизеле, используя малошумные гусеницы. Эффект был потрясающим! - говорит Николай Качук. - Кроме этого у них стояли очень мощные фары и сирены, и они могли их включить. Психическая атака была потрясающей, когда Шерман неожиданно выныривал из леса - немцы бежали, как зайцы.

Фотографии войны

Фотографии войны

Шерман — это еще и хорошая радиостанция. Связь была очень устойчивой, не сбивалась во время движения. Кроме этого американский танк имел еще один оригинальный на то время прибор – гирокомас. Он позволял выдерживать нужное направление в отсутствие видимости, во время задымленности и туманов. Именно такие условия и были во время операции Багратион. Советская пропаганда в годы холодной войны, заслуги «горбатого» Шермана не афишировала.

Всего несколько раз за всю историю второй мировой была использована самая мощная пятитонная фугасная бомба того времени ФАБ-5000. Созданную по личному указанию Сталина  супербомбу хотели сбросить на Берлин. Однако она получилась очень тяжелой и огромной – больше пяти метров в длину. Самолет Пи-8 едва тащил ее. Поэтому цели выбирали поближе. В апреле 43-го первая серийная пятитонка была сброшена на береговые укрепления Кенигсберга. Такого немцы еще видели. С ней, ни в какое сравнение не шла, например, даже эта 500-килограммовая бомба длинною в человеческий рост.

А в ночь на 28 мая 43-го экипаж летчика-героя Николая Ищенко с «пятитонкой» на борту вылетел на Могилев. Там, на окраине города, по донесению партизан, сосредоточилось большое количество вражеских войск и боевой техники. Взрыв был такой силы, что даже на большой высоте самолет догнала ударная волна...

На фашистов пятитонка наводила ужас. Взрывом, словно ковшом срезало рельсы, полностью сносило железнодорожную насыпь, а тяжелые танки, словно это детские игрушки, разбрасывало в стороны. В местах, на которые упала ФАБ-5000 до сих пор можно обнаружить обломки военной техники. Гитлер грозился в ответ применить химическое оружие.

Фотографии войны

Фотографии войны

Владимир Яковенко не воевал в Великую отечественную, но немецкий склад с химическими боеприпасами видел и собственными глазами, и через объектив. Будучи в 79-м фотокорреспондентом. При рытье котлована у барановичского молокозавода, рабочие нашли снаряд. Приехавшие на место саперы, при помощи спецоборудования, обнаружили, что вся земля вокруг буквально нашпигована металлом. То есть снарядов не меньше тысячи. И самое страшное — они химические.

Вот под таким достаточно неброским заголовком - «И город вздохнул свободно» - не на первой полосе в мае 79-го вышла статья в барановичской газете «Знамя коммунизма». В ней с деталями, но достаточно скупо, рассказывается об операции вывоза склада немецких боеприпасов, который случайно, при рытье котлована, обнаружили строители. Вот одна интересная деталь: для того, чтобы провести эту операцию, понадобилось срочно эвакуировать 10 тыс жителей города Барановичи.

Планы применить химическое оружие немцы вынашивали с самого начала нападения на Советский союз, когда стало ясно, что военная машина Третьего рейха пробуксовывает.

Фотографии войны

- Во второй половине 42 года такая информация пошла в центр, -  говорит Игорь Валаханович, начальник отдела Центрального архива КГБ Республики Беларусь. - Спецгруппа «Неуловимая» сообщила, что немецкие химические подразделения находятся на границе между витебской и смоленской областями в местечке Рудня.

Спецгруппа «Боевой» также направила донесение в Центр о том, что недалеко от Молодечно созданы хорошо охраняемые склады, в которых находятся емкости с изображением черепа и костей, синие полосы. Так фашисты обозначали отравляющие вещества. Правда, более убедительный аргумент, о том, что немцы готовятся к химической войне, появился только в июне 43-го. В районе станции Жлобин спецгруппе «Храбрецы», удалось взорвать эшелон с химическим грузом. Захваченные трофеи с этого поезда спешно переправили в Центр.

О химической начинке найденных трофеев доложили Сталину. Говорят, после этого он направил телеграмму Черчиллю. Если верить отрывкам секретных документов, именно тогда Англия ультимативно предупредила немцев, что в случае химических атак на русском фронте, она готова залить Германию ипритом (химическое соединение с формулой S(CH2CH2Cl)2, является боевым токсическим отравляющим веществом кожно-нарывного действия). После этого «газовые» планы фашистов на территории СССР были свернуты. Через разведку партизан было установлено 12 складов с химическим оружием на территории Беларуси. Еще один обнаружился через 44 года под Барановичами.

В городе был создан штаб по эвакуации жителей и ликвидации опасного склада. Спецгруппа саперов под руководством майора Аладьева один за другим извлекали с глубины 3 метров крупнокалиберные снаряды весом по 50 килограммов.


Фотографии войны

Фотографии войны

Слипшиеся, проржавевшие снаряды укладывали в грузовики с песком. На операцию было отпущено 2 дня, однако военные справились за шесть часов. Чтобы перевезти сорок тонн химического оружия неизвестного поражающего действия, понадобилось 16 рейсов. На полигоне, военные устроили консилиум. Надо было точно узнать, что же это за снаряды.

Предположительно, это был химический склад немецких армий Центр и Юг - с веществами кожно-нарывного и нервнопаралитического воздействия. Иприт, табун, мышьяк. Причем токсичность отравляющих средств в 100 раз больше тех, что немцы применяли в годы Первой мировой.

Пробный взрыв одного снаряда подтвердил опасность разминирования. Чтобы не накрыть город или деревню ядовитым облаком, запас ликвидировали по частям в разных местах.

Применить химическое оружие немцы так и не решились, однако бактериологическое попробовали. В марте 44-го под видом эвакуации 50 тысяч мирных жителей были согнаны в лес на болото и заражены тифом. Расчет был простым, но коварным. Отступающие гитлеровцы надеялись, что когда части КА столкнуться с больными узниками, вспыхнет эпидемия тифа. Этот своеобразный живой щит из 50 тысяч зараженных людей находился на самом переднем крае немецкой обороны - у поселка Озаричи.

В Калинковичском районе Гомельской области были созданы три спецлагеря. Один - на болоте у поселка Дерть, второй - в двух километрах от Озаричей, третий – у деревни Подосинник. Позже они получили общее название - Озаричский концлагерь.

8 марта 44-го по немецкой армии был издан «Приказ о саботаже». Этот документ и расставил все точки над «i». Концлагерь Озаричи — оказался завершающей стадии всех операций по депортации гражданских. Из-за болотистой местности в этом районе трудно было построить оборонительные сооружения. Обороной немцев стали зараженные тифом люди.

Фотографии войны

Фотографии войны

Фотографии войны

- Передо мной лежит отчет 9-й германской армии о депортации гражданского населения от 28 марта 1944 года представленных группе Армии Центр. Этот отчет из немецкого военного архива. Здесь четко все расписано, как все происходило. Согласно этому  отчету 12 марта 44-го со Жлобина на станцию Рудобелка прибыли 4 грузовых поезда на которых перевезли гражданское население, - говорит Аркадий Шкуран, член координационного совета Общественного объединения "Белорусская ассоциация бывших несовершеннолетних узников фашизма". - В каждом поезде было где-то 2.5-2.7 тыс человек. 13 марта 44-го опять 4 поезда - депортировано более 25 тысяч гражданского населения, согласно немецким документам.

Людей бесконечным потоком сгоняли с прифронтовой территории площадью более 5 тысяч квадратных километров.

- Официально было заражение сыпным тифом, в специально созданных деревнях. Немцы так и называли их – спец созданные тифозные деревни, - говорит Аркадий Шкуран. - И вот с этих тифозных деревень, которые контролировала немецкая медицина, всех больных, зараженных, перевозили в спецлагерь Озаричи и распространяли между здоровыми.

Фотографии войны 

Никаких, даже самых примитивных, построек не было. Людей пригнали на болотистую, открытую всем ветрам местность, огражденную нескольким рядами колючей проволоки. Здесь были созданы идеальные условия для распространения инфекции. Костры узникам разводить запрещалось. Без еды, воды и тепла, с высокой температурой, - в болоте каждый день умирали люди.

В ночь, с 18 на 19 марта, немцы незаметно ушли. Обнаружив на рассвете отсутствие охраны, поток людей хлынул к выходу. Однако первые, кто переступил за ворота лагеря, подорвались на минах. Из более чем 50 тысяч заключенных выжило где-то 30 тысяч. Половина из них были дети в возрасте до 13 лет.

Во время оккупации немцы создали в Беларуси 12 радиолокационных станций. Они были спрятаны в районах Минска, Витебска, Полоцка, Орши. По ночам эти РЛС полностью перекрывали в небе все западное направление. Пеленгующие установки состояли из двух частей - наземной и воздушной. Локаторы «Вирцбург» засекали район с летящими ночными бомбардировщиками. А поднявшиеся в небо «Мессершмиты» и «Дорнье», с торчащими из носа локаторами «Лихтенштейн», уже устанавливали самое точное нахождение советских самолетов. Наша авиация несла огромные потери. Во время операции «Багратион» использовали особую тактику борьбы с немецкими локаторами.

- Для того, чтобы бороться с ночными перехватчиками, нашими авиаторами применялась самолеты-блокировщики А-20 и б-25 Митчелл, которые своим массированным огнем не позволяли немецким истребителям-перехватчикам взлететь с аэродромов «Мачулищи», «Лошица» и «Слепянка», - рассказывает Николай Качук, военный историк.

«25 мая 1944 года. Совершенно секретно. Из НКГБ БССР – в Москву НКГБ СССР, товарищу Меркулову. Получены данные от оперативно-чекисткой группы, о том, что в Совхозе «Старый Борисов» находится военная школа противника под названием «Шуце-пионер». Солдаты и офицеры в ней изучают какой-то новый тип оружия под названием «Буйные собаки».

На поле боя «Голиаф» катили на специальной двухколёсной тележки. Внутри нового оружия Вермахта был мотор и заряд со взрывчаткой. Аккумуляторы обеспечивали около 50 минут танкетки-торпеды без подзарядки. Машина развивала максимальную скорость - 20 км/ч.  «Голиаф» создали для уничтожения во время завязавшегося боя танков и дотов. Управлялась «сухопутная торпеда» джойстиком. 500 метров кабеля позволяли оператору-подрывнику залечь на безопасном расстоянии в укрытии, и не рискуя жизнью приблизить танкетку вплотную к цели. За движением бомбы на гусеницах следили в бинокль. В нужный момент, с пульта, осуществлялся взрыв всего устройства.

Фотографии войны

Фотографии войны

Еще в самом начале войны употребление наркотика первитина стало заурядным делом на Западном фронте. Нацисты считали, что благодаря этому стимулятору солдаты будут, не задумываясь, совершать геройские подвиги. И это позволит быстрее добиться победы. Только с апреля по декабрь 39-го завод берлинской компании "Теммель", - производитель первитина, - поставил армии и люфтваффе 29 миллионов таблеток этого препарата.

В ноябре 44-го в концлагере Заксенхаузен начался «Эксперимент D-IX». Каждое утро и каждый вечер, во дворике 18 узников безостановочно маршировали по кругу с рюкзаками весом 20 килограммов каждый. Они могли пройти без отдыха до 90 км в день. Нацистские химики испытывали на заключенных новые таблетки под названием «D-IX». По задумке фашистов, они должны были превратить немецких бойцов в неутомимых суперсолдат.

- Естественно те области, которые требуют особой выносливости и специальных навыков такие, как военное дело и спорт, всегда использовали знание медицины, чтобы сохранить не только здоровье воинов солдат, но и позволить достигать им высоких результатов, как в мирных, так и в военных целях, - говорит Алексей Александров, главный нарколог Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Результаты опытов настолько вскружили голову фашистам, что таблетками «D-IX» собирались снабдить все без исключения боевые части. Однако поставить производство препарата на поток уже не удалось. Мощное наступление Советских войск зимой и весной 45-го года привели к падению Третьего рейха...

Автор: Горин Е.
Оператор: Дук А., Логвиненко Н., Шкарубо А.
Режиссер: Данько К.
Видеоинженер: Алексеенко О.

 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
14 июля 41-го под Оршей скопились немецкие войска - живая сила и бронетехника. Фашисты не спешат... Танкисты отдыхают – разлеглись на броне своих машин. Неожиданно со...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (ЧП)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика