Польский режиссер Анджей Вайда ушел из жизни
10.10.2016 09:00
—
Калейдоскоп
|
ИНСК, 10 окт — Sputnik. Всемирно известный польский режиссер Анджей Вайда скончался вечером в воскресенье в возрасте 90 лет, сообщает Польское телевидение. Дань памяти режиссера уже отдал президент Польши Анджей Дуда. "Умер Анджей Вайда, выдающийся польский режиссер, лауреат "Оскара". Светлая ему память", — говорится в микроблоге канцелярии президента в Twitter. Путь на мировой кинематографический ОлимпАнджей Вайда (Andrzej Wajda) родился 6 марта 1926 года в городе Сувалки на севере Польши в семье офицера конной артиллерии. Во время войны он потерял отца, который погиб в Катыни. В военные годы Вайда работал в мастерской у бондаря, в замочной мастерской, маляром, а в свободное время помогал художникам реставрировать церкви. Эта мечта привела его в 1946 году в Академию изобразительных искусств в Кракове.
©
Sputnik Галина Кмит
Анджей Вайда, Галина Волчек и Олег Табаков
Окончательно его жизненное призвание определилось в Государственной высшей киношколе города Лодзь, куда он поступил в 1950 году на отделение режиссуры. Во время учёбы в киношколе Вайда снял три короткометражных фильма — "Злой мальчик" по рассказу Чехова, "Когда ты спишь" (оба — 1950) и документальный фильм "Ильжецкая керамика" (1951). Будучи студентом, он работал ассистентом режиссера, вторым режиссером, стал соавтором сценария картины "Три повести" (1953). Окончив в 1954 году киношколу, Вайда дебютировал картиной "Поколение", которая, как считают специалисты, положила начало "польской школе кино". Широкое признание к Вайде пришло после фильма "Канал" (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году. Лучшая лента этого периода – "Пепел и алмаз" по роману Ежи Анджеевского (1958). В дальнейшем темы войны режиссёр касался в лентах "Летучая" (1959), "Самсон" (1961), "Пейзаж после битвы" (1970), "Корчак" (1990), "Перстень с орлом в короне" (1992), "Страстная неделя" (1995), "Катынь" (2007). Вайда снимал также лирические картины и сатирические комедии "Невинные чародеи" (1960), "Охота на мух" (1969), "Березняк" (1970), "Барышни из Вилько" (1979). Немалое место в творчестве режиссёра занимали экранизации литературной классики, как польской, так и мировой – "Свадьба", "Сибирская леди Макбет", "Бесы", "Пилат и другие", "Земля обетованная", "Пан Тадеуш". Отец польского кинематографаЗаметный общественный резонанс вызвало творчество Вайды в конце 1970-х — начале 1980-х, когда он снял такие фильмы как "Человек из мрамора" (1976), "Без наркоза" (1978), "Человек из железа" (1981), "Дантон" (1982). В 1990-е годы Вайда снова обращается к теме войны и оккупации в фильме "Страстная неделя" (1995). Фильм получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале в 1996 году. Своим главным произведением Вайда считал картину "Пан Тадеуш" (1999) – экранизацию одноименной поэмы Адама Мицкевича. Свидетельством тому — массовый прокатный успех фильма. За несколько месяцев демонстрации в Польше фильм посмотрели 12,5 миллиона зрителей — 60% всего населения страны. Фильмы Вайды открыли кинематографу имена Збигнева Цыбульского, Даниэля Ольбрыхского, Кристины Янды, Анджея Северина, Войцеха Пшоняка и других звезд польского кино.
©
Sputnik Владимир Первенцев
Актриса Барбара Брыльска и режиссер Анджей Вайда из Польши
В 1972-1983 годах Вайда был художественным руководителем кинообъединения "Х". В 1978-1982 годах — председатель Союза кинематографистов Польши. Вайда стал автором или соавтором сценариев к большинству своих фильмов, он также работал в жанре документального кино: "Иду к солнцу" (1955), "Зов погибших" (1957), "Умерший класс" (1976), "Приглашение внутрь" (1978), "Домашний покой пребудет с Тобой…" (1979), "Французы глазами…" (1988) и другие. Кроме кинематографа Вайда с конца 1950-х годов работал и в театре, он поставил более 40 спектаклей, в том числе несколько вариантов "Гамлета", "Бесы", "Преступление и наказание". Вайда более 30 лет посвятил исследованию творчества Федора Достоевского, автор книги "Достоевский. Театр совести". Кинематографист и политикВ 1980-е годы Вайда активно занимался политической деятельностью. Он был членом совета при президенте Лехе Валенсе (1982-1989), избирался сенатором польского Сейма (1989-1991), был председателем совета по культуре при президенте Польши (1992-1994). С 2000 года Вайда возглавлял созданную им в Варшаве киношколу. Вайда был членом Британской киноакадемии (с 1982 года), Европейской киноакадемии (с 1988 года), Академии изящных искусств Франции (с 1997 года), почетным доктором университетов в Вашингтоне, Болонье, Лионе, Брюсселе, Ягеллонского университета в Кракове. В апреле 2003 года в Москве Вайде было присвоено звание "Почетный доктор ВГИК". С Всероссийским государственным институтом кинематографии (ВГИК) режиссера связывали долгие годы сотрудничества: это и его премьерные показы в институте, а также мастер-классы для студентов и педагогов ВГИК.
©
Sputnik А. Князев
Победители IX Московского кинофестиваля 1975 года
За свою долгую творческую жизнь Вайда получил практически все существующие в мире кино награды. Творчество режиссера было отмечено премиями "Оскар" (2000), "Сезар" (1982), "Феликс" (1990), а также рядом престижных международных премий. Четыре фильма Вайды попадали в число номинантов на "Оскар" – "Земля обетованная", "Барышни из Вилько", "Человек из железа", "Катынь". В конце сентября 2016 года оскаровская комиссия Польши выдвинула последнюю картину Вайды "Послеобразы" на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Вайда — лауреат Государственной премии Польши (1974), премий министерства культуры Польши (1971, 1998). В 1982 году Вайда стал кавалером, а в 2000 году – командором ордена Почетного легиона (Франция), награжден Крестом за заслуги Германии (2000). 12 июня 2010 года в Москве Вайде была вручена Государственная премия России за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. В августе того же года он был награжден орденом Дружбы за вклад в развитие российско-польских отношений в области культуры. СемьяПервой женой режиссера была известная актриса Беата Тышкевич. Их дочь Каролина окончила биологический факультет, занимается бизнесом, иногда снимается в кино, ассистировала отцу во время съемок фильма "Пан Тадеуш". Вторая жена — Кристина Захватович, театральный художник, иногда выступает и как актриса. Последние шаги в кино и жизни"В последнее время режиссер болел. Несколько дней назад он попал в больницу. Мы надеялись, что он из нее выйдет", — сказал в эфире телеканала ТВН24 режиссер Яцек Бромский. В конце сентября на кинофестивале в Гдыне был представлен новый фильм Вайды "Послеобраз" ("Powidoki"), за который автор лично получил специальную награду жюри.Польский институт киноискусства выдвинул эту ленту в качестве кандидата на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В конце сентября оскаровская комиссия Польши выдвинула последнюю картину Вайды "Послеобразы" ("Powidoki") на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
|
|