Доска на райисполкоме. 21.by

Доска на райисполкоме

12.05.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Жителям городского посёлка Паричи хорошо известны памятные доски, украшающие местные дом культуры, школу, почту, ряд других строений и памятных мест. Но все эти доски появились в посёлке сравнительно недавно, а ниже речь пойдёт о первой в их ряду, установленной здесь не менее полувека назад, но, к сожалению, не сохранившейся до наших дней…

Как известно, до 1961 года посёлок Паричи являлся центром одноименного района, существовавшего ранее. Именно на здании старого райисполкома в Паричах и была установлена первая в посёлке памятная доска. На белом камне были высечены слова: «Слава героям, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость нашей родины 1941 – 1945 гг. (бывшим работникам райисполкома)». Ниже шли имена 10 паричан и жителей района: Новиков М.И., Литвин С.А., Дикун И.Ф., Козлов В.Р., Коваленко А.Ф., Шульман Л.С., Зыкун Н.К., Певзнер Н.З., Хавкин А.С., Евдокимов И.И.
9 июня 1961 года центр Паричского района переместился из Паричей в посёлок Шатилки, ставший вскоре городом Светлогорском. На главной площади нового райцентра было возведено современное здание райисполкома, где установлена памятная доска с практически таким же текстом. Её и сегодня могут видеть все входящие в здание райисполкома на стене слева от входа. А вот следы «оригинальной», паричской, доски затерялись….
В поиске информации о людях, чьи имена указаны на доске, мы обратились за консультацией к создателю cправочно-информационного портала г.п. Паричи (http://www.parichi.by/) Виктору Григорьевичу Муралю и к документам по потерям личного состава Красной Армии.
Вот, что удалось узнать о четырёх из тех, чьи имена увековечены на той памятной доске.
Иван Фёдорович Дикун родился 25 июля 1914 года в Кнышевичах. До своего призыва в ряды Красной Армии в июле 1939 года он жил вместе со своей женой Марией Ивановной Дикун в деревне Верхлесье. Последнее, ещё предвоенное, письмо его родными было чудом получено перед самой полной оккупацией района в июле 1941 года. По указанному на его конверте условному военному адресу красноармейца Дикуна нам удалось установить, что он служил в 86-й Краснознамённой стрелковой дивизии имени Верховного Совета Татарской АССР. При попытке прорыва в направлении Волковыска красноармеец И.Ф.Дикун попал в населённом пункте Беляки в немецкий плен. Жизнь военнопленного «Номер 18275» оборвалась на 28-м году в лагере в польской Воле 30 октября 1941-го...
Бывший начальник районного земельного отдела Василий Григорьевич Козлов, проживавший вместе со своей женой Анной в самом райцентре, был мобилизован Паричским райвоенкоматом как командир-политработник. Заместитель по политической части командира батальона 818-го стрелкового полка 31-й Сталинградской орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии капитан В.Г. Козлов всего три месяца не дожил до Победы, скончавшись 2 февраля 1945 года от ран, полученных в бою на территории нынешнего польского Шлёнска, а тогда – немецкой Силезии.
Бывший заведующий Паричским районным отделом народного образования Лев Самойлович Шульман, родившийся в 1915 году в Шатилках, также был призван 7 мая 1941 года на сборы
политработников запаса. Последнее письмо от политрука Шульмана пришло на его домашний адрес в Паричах 22 июня 1941 года. Вскоре его воинская часть была переброшена из места постоянной дислокации в городе Ахтырка, что в Сумской области Украины, на фронт. Здесь в тяжёлых оборонительных боях политрук Шульман пропал без вести, и сегодня можно с уверенностью говорить, что он погиб в бою: уцелеть в немецком плену у еврея-политработника не было никаких шансов.
На сборы армейских политработников был призван и Нисен Залманович Певзнер. Инспектор политического отдела кадров 3-й ударной армии, старший лейтенант Певзнер был 26 ноября 1943 года ранен в бою на территории тогдашней Калининской области РСФСР. Тяжёлое ранение вызвало резкое обострение застарелой болезни – туберкулёза надпочечников, и уже на следующий день Н.И. Певзнер скончался в 2210-м полевом подвижном госпитале.
Это всё, что можно было узнать про этих людей из сохранившихся архивных документов. А что же можно сказать про ещё 6 человек, чьи имена увековечены на памятной доске у райисполкома?
Благодаря информации
В.Г. Мураля удалось выяснить, что Афанасий Фомич Коваленко ушёл бойцом в Паричский истребительный отряд НКВД и погиб в бою с карателями около деревни Колки Копаткевичского района.
Остался в тылу врага на временно оккупированной советской территории и бывший дорожный мастер районного земельного отдела Иван Иванович Евдокимов, который до января 1944 года возглавлял подпольное движение в районном центре. Несколько месяцев он не дожил до освобождения Паричей, погибнув при попытке побега из-под немецкого ареста…
К сожалению, работники Подольского архива ничем не смогли помочь нам в поиске ещё 3 упомянутых на доске защитников Родины: слишком минимальны были исходные данные по ним.
Осталось ещё одно имя, упомянутое на доске седьмым по счёту, – Зыкун Н.К. Сегодня с уверенностью можно сказать, что в 50-х годах в Паричах, а затем – и в Светлогорске был увекове-
чен… живой человек с особо трагческой биографией. Бывший инспектор Паричского районного отдела народного образования Николай Кондратович Зыкун родился в 1919 году в деревне Ала, где проживал до своего призыва в ряды Красной Армии в январе 1940 года вместе с женой Анной. В составе 366-го стрелкового полка 126-й стрелковой дивизии красноармеец Зыкун с первого дня войны принимал участие в тяжёлых оборонительных боях, отходя вместе со своей частью от нынешней белорусской границы с Литвой до района российских Великих Лук. Здесь, на берегах реки Западная Двина, Н.К. Зыкун в августе 1941 года попал в немецкий плен, который продолжался для него долгие 3 года и 9 месяцев. Освобождённый из него после окончания боевых действий, он сначала поступил на 24-й сборно-пересыльный пункт для бывших военнослужащих Красной Армии, а уже 16-го числа победного мая 1945-го был направлен для дальнейшего прохождения службы в 218-й запасной стрелковый полк 65-й армии. Очевидно, что вскоре, по послевоенной демобилизации он был уволен с действительной службы в запас, но куда и к кому он мог возвратиться домой? Трагическая судьба его родной «огненной деревни» известна ныне, наверное, каждому на Светлогорщине. Даже по возвращении
Н.К. Зыкуна в Паричский район его никак не могли вернуть не только на прежнюю должность, но и – как бывшего военнопленного – вообще оставить в системе народного образования. Ныне послевоенную судьбу Н.К. Зыкуна будет установить непросто, так как даже его земляки и сослуживцы уже в 50-х годах продолжали считать его пропавшим без вести… Одно лишь можно сказать точно: Н.К.Зыкун не погиб на войне и его имя на доску на райисполкоме было занесено ошибочно…
Наши архивные поиски продолжаются.

К.Б.Стрельбицкий, эксперт Форума поисковых движений России, военный историк-поисковик (Москва)
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Жителям городского посёлка Паричи хорошо известны памятные доски, украшающие местные дом культуры, школу, почту, ряд других строений и памятных мест. Но все эти...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика