«Не предлагать готовые рецепты, но учить искать и находить собственные». Интервью с Андреем Королем, ректором Гродненского университета имени Янки Купалы, доктором педагогических наук. 21.by

«Не предлагать готовые рецепты, но учить искать и находить собственные». Интервью с Андреем Королем, ректором Гродненского университета имени Янки Купалы, доктором педагогических наук

16.04.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ВЫБОР
– Андрей Дмитриевич, молодость вашего поколения пришлась на непростое время, когда престиж науки у нас падал, молодежь неохотно выбирала для себя научное будущее. Люди предпочитали искать себе применение в практической плоскости. Начать работу над кандидатской диссертацией в те годы было поступком скорее нестандартным. Чем в своем выборе руководствовались Вы?
– Выбор пути всегда неоднозначен. Существуют две древнейшие точки зрения на эту проблему. Первая из них заключается в том, что миссия человека предопределена. Даже Зевс побаивался богини необходимости Ананке, а первый среди семи греческих мудрецов Фалес Милетский считал, что сильнее всего неизбежность, ибо она властвует надо всем. В основе другого мнения человек – творец своей судьбы. Как у даосских мудрецов: «Судьба человека заключена во мне, а не в Небе». Очень сложно отдать предпочтение какой-либо из них, хотя мне ближе вторая точка зрения: у каждого человека есть выбор. Это уже христианская позиция. И очень импонирует постулат, заявленный в китайской философии: «В пределах одного вдоха, где нет места иллюзиям, лежит Путь».

Свой выбор я сделал, будучи еще студентом инженерного факультета: на старших курсах получил дополнительную специальность «преподаватель физики» и осознанно пошел работать учителем в школу, хотя мог выбрать и другой путь. Ведь Человек неисчерпаем, бесконечен, общение с людьми, создание условий для самопроявления, самореализации ученика – один из главных смыслов жизни. Уже тогда я понял, что это – мое. Захватывающе видеть в каждом ученике Вселенную. Увидеть – раскрыть – помочь реализоваться, «быть, а не иметь», как писал Эрих Фромм.

Меня всегда привлекали философия, психология, а физика позволила целостно взглянуть на гуманитарное знание. Кстати, моя самая первая статья в научном журнале была связана не с физикой, а посвящена сравнительному анализу древневосточных и греческих мифов.

Позже случилось так, что жизнь свела с авторитетнейшим российским ученым Андреем Викторовичем Хуторским. Лариса Николаевна Хуторская, его мать, была моим учителем, коллегой. И когда я озвучил свои научные интересы, предложила написать Андрею Викторовичу письмо. Так определилась тема моей кандидатской диссертации. На первый взгляд она звучит сложно – «Метод эвристического диалога в развитии учебно-познавательной активности школьников». На самом же деле суть в том, чтобы научить детей задавать вопросы. Не просто усваивать предложенную информацию – «ничейную», «чужую» для ученика, а с помощью собственных вопросов постигать окружающий мир, наполнять его своим смыслом и содержанием. Если традиционно на уроке учитель вкладывает в учеников какие-то знания, воспринимая детей как чистый лист, то разработанный нами метод обратного диалога основан на побуждении самих учеников задавать вопросы на предложенную тему.

Чтобы было понятнее, приведу пример. Первого сентября на Второй международной дистанционной эвристической (обучение через открытие, направленное на творческую самореализацию ученика) олимпиаде «Знание» в одном из заданий первоклассников попросили задать вопросы о знаниях. Как думаете, о чем спросили дети? «Откуда знания берутся в голове?», «Знание – это вопрос или ответ?», «Почему мы не бываем бессмысленны?», «Есть ли конец знаниям?», «Можно ли знать все?»…Этих вопросов стоят многие тома философских сочинений, а на многие из них человечество не знает ответов. И это не какие-то особенно одаренные ребята, не победители олимпиад – обычные первоклашки.

– Докторская диссертация продолжила эту тему?
– Спустя семь лет была защита докторской диссертации в институте, где создавалась концепция советской педагогики Исааком Лернером и Михаилом Скаткиным. Разработанная нами система эвристического обучения на основе диалога направлена на преодоление монологичности в образовании. А проведенный эксперимент с участием более 30 000 учеников и педагогов в очной и дистанционной формах только подтвердил то, что ребенок совсем не чистый лист. Многие дети способны совершать открытия, сопоставимые с культурно-историческими аналогами. Отсекая же ребенка от активной позиции в освоении новых знаний, от самореализации, мы в свою очередь плодим троечников. А ведь есть немало примеров, когда именно школьные троечники добиваются впоследствии жизненных и профессиональных высот.

– Вам не кажется, Андрей Дмитриевич, что эта аксиома не вполне объективна? Едва ли схема работает в отношении основной массы школьных середнячков.

– Она работает в отношении тех, кто теряет интерес к учебе из-за традиционной пассивной позиции ученика. А пассивна она потому, что традиционное образование основано на передаче учащемуся социального опыта. Подобная передача не учитывает личностные особенности ученика. Передается не опыт, а «чужая» информация, причем в «готовом блюде», и учащийся не участвует в его приготовлении. Отсюда – падение интереса к обучению, недостаточное развитие коммуникативных компетентностей, слабый уровень освоения изучаемых предметов.

Позже, придя в профессию и самостоятельную жизнь, выпускник нагоняет, восполняет пробелы.

– Если пойти в размышлениях дальше, у этой темы есть и социальный ракурс?
– Конечно. Обществу нужны думающие люди, способные к сотрудничеству. Если человек не умеет вести диалог, ему сложно эффективно жить и действовать в современном мире. И, напротив, компетенции ведения диалога на самых разных уровнях – условие достижения успеха.

Поведение людей в современном мире все более монологично. Ориентированные на собственные цели, они все чаще сталкиваются с себе подобными от неумения сообразовывать свои интересы с интересами окружающих. В социуме создается некое подобие беспорядочного броуновского движения.

Диалог же развивает познавательные, креативные, рефлексивные качества человека, толерантность, умение слышать и слушать собеседника, сравнивать «свое» с «чужим». Так формируется нравственно зрелая личность, без которой не может существовать общество.

– В идеале это почти Город Солнца?
– Не так однозначно. Одна из основных задач образования – выложить перед растущим человеком как на ладони все, что есть вокруг него, открыть возможности, перспективы. То есть создать условия для осознанного выбора жизненного пути. При этом нужно помнить не потерявшую актуальность латинскую поговорку: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот скорее отстает, чем успевает».

Университет
– Андрей Дмитриевич, предложение возглавить ведущий университет региона заставило бы размышлять и взвешивать любого ученого. Какими мотивами руководствовались Вы?
– Конечно, когда тебе предлагают такой ответственный пост, взвешиваешь свои возможности, опыт. Президент Республики Беларусь, Председатель Правительства, министр образования, председатель облисполкома поставили перед университетом разномасштабные конкретные задачи, которые предстоит выполнять.

В системе высшей школы я прошел все ступеньки, был преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой, руководителем крупного отдела. Однако, наверное, не только знание основных ступеней системы образования повлияло на мое решение. Прежде всего сформированные более чем за десять лет оргдеятельностные и управленческие качества ученого. Сегодня недостаточно что-то написать, открыть. Главное – как свой продукт, например, разработанный дистанционный курс, донести до потенциального клиента, заказчика, то есть увидеть его цели, потребности, продумать маркетинговую составляющую. Сегодня в изменчивом мире педагог уже должен обладать иными функциями, нежели 20 лет назад, – функциями менеджера, организатора учебного процесса.

– Известно, что Вы пришли на должность ректора со своей концепцией, которую доложили на заседании совета университета. Что Вы считаете самым важным?

– В первую очередь повышение качества образования. Будем использовать несколько механизмов: повышение качества преподавания, требований к абитуриентам, активное применение современных образовательных технологий с использованием средств телекоммуникаций, возможностей социальных сетей.

На повестке дня также оптимизация управленческой структуры университета, придание большей самостоятельности кафедрам и факультетам. Экономическая сторона этого – в Год бережливости университет должен оптимально расходовать средства, диверсифицировать статьи доходов, развивать важнейшие направления деятельности вуза. Наша цель – создать систему управления, при которой университет станет более мобильным, гибким, открытым к диалогу.

– Кого в первую очередь Вы считаете партнерами в диалоге?
– К примеру, ведущие предприятия Гродненщины. Опыт показывает, что в подготовке специалистов необходима большая практическая составляющая. Поэтому будем расширять научные исследования, имеющие практическое применение, практику заключения договоров с предприятиями, будущими работодателями наших студентов.

С другой стороны, стремимся к открытому диалогу с молодежью. Важно видеть их потребности, давать им возможность реализоваться в позитивном русле.

По всем обозначенным направлениям уже разрабатываются конкретные реалистичные программы.

– Не могу не задать вопрос, который часто звучит в отношении ГрГУ в последнее время. В вузе за короткие сроки открылось немало новых специальностей. Справляется ли университет качественно их осваивать, достаточно ли для этого научного, преподавательского потенциала?

– Сегодня в ГрГУ мы готовим специалистов по 69 специальностям. Здесь, безусловно, есть поле деятельности, есть над чем работать в плане повышения качества образования. И мы будем это делать.

Возможно, изучив ситуацию на рынке труда, сопоставив с реальным положением дел в вузе, набор на некоторые специальности будем приостанавливать. Но уже в следующем учебном году. На этот год план сверстан и утвержден.

– Есть и еще одна проблема, возникшая в ходе быстрого количественного роста университета. Имею в виду разбросанность факультетов по разным корпусам в городе, недостаточное количество общежитий для иногородних студентов…
– Хорошая новость. Уже в текущем году начнется строительство студенческого общежития на 1030 мест на улице А.Дубко. Сейчас завершаются проектные работы.
Конечно же, хотелось бы иметь университетский городок, в перспективе такие планы обсуждаются. Пока занятия ведутся в пятнадцати корпусах, всего же у нас тридцать семь зданий и сооружений.

Что же касается материально-технической базы подразделений, то во многом она зависит и от активности заведующих кафедрами, сотрудников. Есть примеры, и их немало, когда наука приносит дивиденды. И на это нужно ориентироваться, сотрудничать с предприятиями, получать заказы, привлекать средства.

В кругу интересов
– Андрей Дмитриевич, для ученых наука может быть как основным занятием, так и хобби, которому они посвящают время. И все же, у Вас есть другие увлечения?
– Времени на них становится все меньше. И все же… Когда есть время, перечитываю некоторые любимые книги: «Китайскую флейту» Леопольда Стаффа, японскую поэтическую антологию «Сто стихов ста поэтов». Мне интересны многие постулаты даосизма, конфуцианства, герменевтика Ганса Георга Гадамера, аналитическая философия Людвига Витгенштейна. Люблю писателей-экзистенциалистов – Сартра, Камю, поэзию Бориса Пастернака, Габриэля Гарсия Лорки. И сам, было время, пробовал перо в качестве автора исторического романа, события которого происходят в эллинистическую эпоху.

Но и активный образ жизни тоже стараюсь вести. Обязательно – бассейн, зимой – лыжи. С удовольствием смотрю футбол, соревнования биатлонистов.

Есть и еще отдушина в нашем постинформационном обществе: уже три года читаю лекции по педагогике и психологии в Минской духовной академии и семинарии в Жировичах.


– А сами Вы верующий человек?
– Да. Мой прадед был священником.

– Андрей Дмитриевич, читателям будет интересно узнать о вашей семье.
– Моя супруга Татьяна Павловна Пронько также работает в вузе –заведует кафедрой пропедевтики внутренних болезней Гродненского государственного медицинского университета. Она кандидат медицинских наук, доцент.

– Значит, наука Вас и познакомила?
– Да, в 2005 году, во время моей работы в ГрГМУ.

– Вы гродненец и родились в Гродно?
– Да, мои родители живут здесь. Мама – Лариса Алексеевна – сейчас на пенсии, но работает лаборантом на кафедре анатомии человека, отец – Дмитрий Николаевич – инженер радиопередающего телецентра. Стараюсь почаще встречаться с мамой, которая вырастила меня и которую очень люблю, хотя теперь времени на общение с родными стало меньше.
Лилия НОВИЦКАЯ
Прикрепленные файлы: korol rektor.jpg
 
Теги: Новости, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика