Волшебный диалог скрипки и фортепиано. 21.by

Волшебный диалог скрипки и фортепиано

01.10.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Этот осенний вечер был особенным. Гости, не спеша заполняли, Малый зал имени Г.Ширмы Белорусской государственной филармонии. Происходящее вокруг, скорее, напомнило светское мероприятие. Создавалось впечатление, что все говорят шепотом, лишь бы не разрушить теплую атмосферу вечера. Слушатели в этот день стали свидетелями диалога двух разных культур. Армянская скрипачка Лусине Арутюнян и белорусский пианист Александр Поляков пригласили всех нас поучаствовать в этом «культурном диалоге».

Девушка с глазами ангела. Они у нее зеленые и очень проникновенные. Лусине было приятно слушать с первых нот, с первого прикосновения смычка к струнам – удовольствие и просто наблюдать за ней на сцене: повороты головы, движение руки, такая хрупкая и женственная, но как хорошо владеет инструментом. Затаив дыхание, публика следила за игрой этой молодой и талантливой скрипачки.

Лусине Арутюнян родилась в 1989 году. С 5 лет изучала скрипку, пианино и вокал. Свою концертную деятельность начала как скрипачка. В возрасте 17 лет дала свой дебютный концерт с филармоническим оркестром Армении, исполнив пятый концерт Моцарта. В 2011 окончила Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса. Лауреат и дипломант многих городских и международных конкурсов, среди которых золото на Дельфийских играх в Минске, первый приз на международном музыкальном конкурсе на Мальте. Активно выступает с различными концертами, как солист, так и в составе камерного ансамбля. Также состоит в составе современного секстета «Ассонанс», пропагандируя армянских современных композиторов. Работает в филармоническом оркестре Армении, художественный руководитель и главный дирижер Эдуард Топчян.

Александр Поляков родился в Орше. Получив первоначальное музыкальное образование в музыкальной школе родного города, в 1995 году поступил в Республиканский музыкальный колледж при Белорусской государственной академии музыки. Позже занимался в Белорусской государственной академии музыки в классе заслуженного артиста Республики Беларусь профессора Юрия Гильдюка. Сейчас — солист Белоруской государственной филармонии. Сольные концерты Полякова проходили в городах Беларуси, России, Эстонии, Франции. Пианист стал лауреатом ряда конкурсов: он удостоен Золотой медали и I премии I Молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ (Россия, Брянск, 2002). Стипендиат Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи.

Этот интернациональный дуэт начал своё выступление с произведений Дариюса Мийо. В своих сочинениях он предстает лириком и сатириком, трагиком и эпиком. Сложны они и в исполнении. Кстати, так случилось, что со мной рядом оказался известный скрипач Карен Карапетян. Как он менялся в лице, порой, не мог усидеть на месте, приговаривая: «Как хорошо играет Люся!».

Продолжили программу произведения Багдасаряна, Дебюсси, Паганини, Пьяцоллы. Конечно, самыми долгожданными стали «Песня-Поэма», «Танец» и «Ноктюрн» Арама Хачатуряна. Был приготовлен и подарок для зрителей — премьера «Элегии», созданная современным армянским композитором Ашотом Газаряном. По словам Лусине Арутюнян, это произведение изначально было написано лишь для фортепиано. Но несколько месяцев назад Лусине предложила Маэстро переложить музыку для скрипки и фортепиано. Скрипачке это произведение очень нравилось, и ей хотелось самой его исполнять. Ашот Газарян за очень короткий срок сделал большую работу, и закончил все накануне концерта, даже по телефону Лусине он давал последние наставления, за день до мероприятия они меняли штрихи, думали, как  лучше сыграть. Это было, действительно, очень проникновенное произведение. Музыка-откровение. Рассказ о чем-то очень личном. И, как уже потом рассказала Лусине, Ашот Газарян посвятил «Элегию» — своему племяннику, который, к сожалению, ушел из жизни. Видимо, поэтому исполнение Лусине и Александра так всех тронуло до глубины души. «Это великий композитор и просто прекрасный человек, который является моим гуру», — говорит о нем скрипачка.

После зрители еще долго аплодировали, не хотели отпускать музыкантов. На «бис» Лусине исполнила Комитаса. «Какая армянская музыка без Комитаса?», произнесла она и начала играть уже на струнах нашей души.. «Цирани цар» («Абрикосовое дерево») – это знакомое и такое родное для всех армян произведение уносило нас за тысячи километров, на нашу Родину, а белорусов еще больше знакомило с нашей культурой.

После концерта, когда музыканты немного отдохнули, мне удалось поближе с ними познакомиться.

Александр Поляков:

«Приятный был вечер. Стоит отметить, что было легко, чувствовалось, что  Лусине имеет хорошую концертную практику, многое из этих сочинений ей уже приходилось исполнять.  Во многом даже она что-то подсказывала мне, особенно, в произведениях армянских композиторов. Скажу честно, мне до этого не приходилось их играть – повода не было. А тут армянская скрипачка – так что, сам Бог велел.  Многое впитал, было очень интересно.

Программа создавалась постепенно. Нас заинтересовала камерная музыка. Мне очень нравится соната Дебюсси.  И могу сказать, что в Беларуси ее не исполняли очень давно. Она в ансамбле очень сложна. Скрипач должен быть виртуозом. И у Лусине это блестяще получилось. Меня переполняла радость, что я смог исполнить эту сонату.  И она так легко у нас пошла, что даже  репетировать долго не пришлось. Сложнее было с Мийо.  Но все равно – все вопросы решили. А вот Хачатуряна было очень сложно играть. Даже, когда самостоятельно учил текст. У армянских  композиторов много колористки – нужно вот этот армянских колорит передать, да и свой особый ритм. Есть такие места, которые встречаются и у других композиторов, но у армян  — свое, характерное звучание. А вот орнаментика, фольклор – тут Лусине мне помогла: как прочувствовать, где больше свободы, где нужна более ритмическая основа – от нее многое шло. Спасибо ей, думаю, у нас получился отличный диалог».

 Лусине Арутюнян:

«Александр до этого играл  произведения Бабаджаняна, но вот, чтобы  часто исполнять армянскую музыку – не приходилось. Однако за три дня он такую большую работу сделал, я уже говорила ему, что он – настоящий армянин, Александр уже даже играет как-то по-армянски. Если еще больше попрактиковаться – это будет еще лучше звучать. Александр  — очень хороший пианист, не только в рамках Беларуси, он – прекрасен и на мировом уровне. Хотелось бы с ним и дальше сотрудничать, если, конечно, получится.

Делать программу за три дня – это почти нереально, но мы сумели. Просто те произведения, которые мы играли – очень сложны. На всех скрипичных конкурсах – это актуальные сонаты, часто цитируемые произведения.

Я много гастролирую, бываю во многих странах, играю с разными музыкантами – это уже дело привычное. Разные составы: дуо, трио, квартеты. Кроме того, я оркестрант – это быстрая хватка, нужно быстро сориентироваться. И нет разницы, с кем ты играешь. В музыке нет стран, народов, языков – есть только язык музыки, который всегда объединяет.

Перед тем как выйти на сцену, я всегда читаю на армянском «Hayr Mer» («Отче Наш») – молитва мне всегда помогает. Сегодня – тоже, но публика нас очень тепло приняла. Спасибо ей!

Кстати, у меня арцахские корни, во мне течет кровь ишханов. Часто я выступаю в Арцахе. И считаю, что каждый армянин должен посетить эту землю, только тогда он может себя называть полноценным армянином. Там ведь столько исторических памятников, а природа – это нечто, много где была, но такой красоты не видела.

Что касается приоритетов в музыке, я играю и классику, и современные произведения. Кроме того, много современных армянских композиторов сочиняют прекрасные вещи, но их никто не исполняет. И однажды мой коллега решил создать коллектив и начать пропагандировать как современную армянскую музыку, так и произведения мировых авторов. Появился секстет «Ассонанс», в котором я часто играю. Надеюсь, что мне повезет, и я снова приеду в Минск, и привезу с собой много новой и интересной музыки, достойной вашего внимания».

Стоит отметить, что мероприятие проходило в рамках проекта «Культурные гости» и было посвящено Дню Независимости Республики Армения и 110-летию Великого армянского композитора Арама Хачатуряна.

О проекте «Культурные гости» нам рассказала его автор — Нина Меграбян:

«Культурные гости» — это уже второй концерт в рамках проекта. Первым – было выступление Дживана Гаспаряна в Минске. Понимает, как только человек соприкасается с новой культурой, узнает ее – он начинает любить ее и уважать. Поэтому, знакомя наши культуры друг с другом, — мы повышаем свою толерантность. И это не только про армян в Беларуси — мы Александра собираемся отвести к нам в Армению, затем будут немецкие гости у нас в Беларуси. Это, надеюсь, будет очень многогранный проект. Я хочу, чтобы к нам приезжали «культурные гости» и оставляли «культурный след»  в Беларуси.

С Лусине Арутюнян же мы познакомились на Дельфийских играх, которые проходили в Минске, я курировала группу из Армении. И Лусине тогда взяла золото. Я ее сразу заприметила, сошлись с ней, подружились. Будучи в Армении, я несколько раз посещала ее концерты.  И оценила тонкость ее игры. Она – молодая скрипачка, а я за то, чтобы узнавали как можно больше молодых талантов. Александра я тоже знаю очень давно. Знаю, как хорошего человека и прекрасного пианиста. Вот так мне захотелось объединить талант и молодость – получилось», — говорит Нина Меграбян».

Напомним, что организатором этого мероприятия стала армянская молодежная община Беларуси «Миасин». Концерт проходил также при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь, Министерства культуры Республики Армения, посольства Республики Армения в Республике Беларусь и личной инициативе Тиграна Манукяна.

Нона НЕРСЕСЯН

 
Теги: знакомства, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Этот осенний вечер был особенным. Гости, не спеша заполняли, Малый зал имени Г.Ширмы Белорусской государственной филармонии. Происходящее вокруг, скорее, напомнило...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика