Спартак Арутюнян: «У каждого человека есть способности к рисованию». 21.by

Спартак Арутюнян: «У каждого человека есть способности к рисованию»

15.02.2014 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Недалеко от станции метро «Спортивная» расположен небольшой дом. Пройдешь мимо — и даже не догадаешься, что в этой, казалось бы, неприметной обители скрываются настоящие шедевры искусства — работы армянского художника и скульптора Спартака Арутюняна. Не так давно он вернулся с Международного симпозиума скульпторов, «Живительный источник», который проходил в Гюмри, объявленном в 2013 году культурной столицей СНГ. Из Гюмри Спартак Артемович привез не только яркие впечатления, но и массу интересных идей. Мне посчастливилось встретиться с мастером и поговорить о творчестве и симпозиуме, понаблюдать за его работой, а также послушать песни «Комитаса».

— Вот в этом доме мы жили, это скульптор из Питера, а это организатор симпозиума, преподаватель академии искусств Гюмри, скульптор Артур Геворкян, это профессор Флорентийской академии искусств, журналист и скульптор Массимо Липпи, — Спартак Артемович показывает фотографии с симпозиума. — Интересно, что я с ним мог общаться, хотя не знаю итальянского, а он не владеет русским.

— Как вы понимали друг друга?

— Массимо использовал много международных слов. А иногда скажет слово по-итальянски — и показывает жестом. Так смысл понять несложно.

— Скульпторы еще из каких стран приняли участие в мероприятии?

— Участвовали 5 скульпторов из Армении, очень талантливые ребята, они с камнем работают, как с глиной. Также приехали мастера из России и Украины. Кстати, на днях мне позвонили и сказали, что уже установили скульптуры, созданные нами.

Спартак Арутюнян рассказывает, что представил несколько эскизов под названием: Троица: Мама, отец и ребенок, Бабушка с кувшином, Зодчий с книгой, Мужчина и женщина. У каждой из этих работ свой глубокий смысл. Например, изображая пожилую женщину с кувшином, полным фруктами, скульптор хотел показать, что все старики являются источником мудрости. Чтобы создать такие шедевры скульпторы работали с утра до вечера. Но несмотря на плотный график, у них иногда получалось посещать культурные мероприятия и музеи Шираза, Фрунзика Мкртчяна, Исаакяна, Меркулова. Особенно Спартаку Артемовичу запомнилась выставка сестер Асламазян.

— Мне очень нравятся их работы. У меня есть альбом с картинами сестер Асламазян. Но смотреть картины в альбоме — это одно, а когда видишь их в оригинале, совсем другое.

Надолго в памяти живописца и скульптора останутся и рассказы коренных жителей города. Жители Гюмри гордятся историей города и своими знаменитыми соотечественниками.

— Когда общался с ними, старался больше слушать. Гюмрийцы постоянно что-то интересное рассказывают, вспоминают, шутят. Вообще много очень талантливых людей родом оттуда: это и спортсмены, и скульпторы, и музыканты.

— Слышала, что вы тоже неплохо поете.

— У меня и мама хорошо пела. Считаю, что у каждого человека есть такой дар: и петь, и рисовать.

— У каждого?

— Да, у каждого. Просто есть такие люди, которые не хотят пробовать. Одни великие художники рисовали картины с детства, другие – в двадцать-тридцать лет начали этим заниматься — и достигали успеха. Все же когда-то пытались петь. У одних не очень получается — и они не развиваются в этом направлении. Хотя если еще раз попробовать, потом еще раз …(Спартак Артемович нажимает на кнопку — и в мастерской звучит песня «Комитаса»).

— Когда вы начали заниматься живописью…?

— Было время, когда я считал, что с помощью живописи нельзя передать то, что передается скульптурой. А сейчас я думаю, что не смогу не писать картины. Это уже стало частью моей жизни, без этого нельзя.

— Прошло уже много ваших выставок. Когда нам ждать экспозицию скульптурных работ Спартака Арутюняна?

— После приезда из Армении я решил сделать серию работ из туфа. Если получится, потом хочу создать экспозицию.

— На открытии одной из своих выставок вы как-то сказали, что не любите такие ярлыки, как «измы». Почему эти суффиксы вам не нравятся?

— Здесь очень много спорных моментов. Одну и ту же мою картину можно отнести и к экспрессионизму и к реализму, импрессионизму. Пускай каждый принимает решение для себя. У меня своя палитра, характерная для армянских художников.

— Говорят, художники и скульпторы никогда не показывают свои работы, пока не закончат над ними трудиться. Вы тоже так поступаете?

— А показывать для чего, чтобы похвастаться? Чтобы сказали: «О как классно», да?

— Необязательно. Когда заканчиваешь работу, наверное, хочется же с кем-нибудь поделиться.

— Я часто переделываю, и понятие «закончил» трудно использовать. Я сам вижу свои ошибки. Видите тот пейзаж, я полгода как его нарисовал. Два дня назад я кое-что изменил, мне показалось, что в лучшую сторону. Но вот сейчас я опять поменяю в другую сторону

— У вас достаточно самокритичный подход.

— Это не самокритично, это называется работать. Я не критик, я делаю так, чтобы работа стала лучше. А какой там год? Седьмой?

— Да.

— Шесть лет прошло. Часто так бывает. Пару дней не появишься в мастерской — и совсем по-другому воспринимаешь . Вы не против, если я буду по ходу работать? Потом забыть могу, — говорит Спартак Артемович. Я не возражаю. Мы продолжаем беседу.

— Один из ваших знакомых сказал, что со временем у вас появятся эпические работы — обобщения. Вы к этому стремитесь?

— У меня вообще-то были мысли. Даже начинал рисовать на холсте картину длиною в жизнь… Детство, такой маленький ребенок, природа армянская, дом, потом, дорога, горы, Потом Армения и Беларусь… Люди, которые идут друг за другом по кругу и смотрят на нее. Но это пока в планах.

— В одном из интервью в 2009 вы говорили, что еще не осуществили то, что задумали. Уже прошло четыре года. Что скажете сейчас?

— Я до сих пор не сделал всё, что хотел. Не бывает так, чтобы творческий человек сказал: «Все, я уже сделал все что мог». И творят, и пишут, и говорят: «Я должен был сделать еще что-то лучше».

— Какую из своих работ вы считаете лучшей?

— Я не знаю, мне сложно сказать. Вот на полке картины. И одна картина не может быть лучше другой. Каждая из них мне нравится по-своему.

— На ваш взгляд, что самое главное для творческого человека?

— Возможность творить. Раньше говорили, что художник должен быть голодный. Я не согласен. Считаю, что у него должны быть деньги, чтобы спокойно творить. Очень хочется, чтобы в Беларуси чаще проводились выставки армянских художников. Я, живя в Беларуси, своими произведениями представляю Армению.

Беседовала Алина МИНАХОРЯН

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Недалеко от станции метро «Спортивная» расположен небольшой дом. Пройдешь мимо — и даже не догадаешься, что в этой, казалось бы, неприметной обители скрываются...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика