Денис Шут: Почему в Беларуси чиновники пассивны в привлечении инвестиций?. 21.by

Денис Шут: Почему в Беларуси чиновники пассивны в привлечении инвестиций?

26.09.2016 06:16 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Почему в Беларуси чиновники пассивны в привлечении инвестиций?

Мотивация чиновников - одна из основных проблем работы государственного аппарата с частным бизнесом. Реальность такова, что у белорусских госслужащих на данный момент нет ни пряника, ни хорошего кнута. Поэтому мотивировать их нечем.

В правительстве достаточно много говориться о государственно-частном партнерстве. Конечно, для частного бизнеса это помощь и возможность реализации тех проектов, которые раньше доставались только государственным структурам. Но давайте разберемся более подробно, как реализуется этот принцип государственно-частного партнерства. На практике получается все наоборот. И примеров такого сотрудничества достаточно из моей личной практики. Вот один из них.

Мне довелось несколько раз встречаться с председателями райисполкомов по поводу инвестирования в регионы иностранных бизнесменов. Инвесторы из Литвы и Эстонии, достаточно хорошо зная нашу работу, решили выбрать нас для представления их интересов в Беларуси. Они хотели провести мини-бизнес форум на уровне района и предложить свою инвестиционную стратегию исходя из специфики района. Казалось бы все очень просто - приглашай бизнес, заключай контракты и работай. Нет, у нас все гораздо интересней.

Во первых, мини-бизнес форум на уровне района вообще провести невозможно. Почему? Потому что данный вопрос, непонятно по какой причине, решается на уровне облисполкома. А облисполком, в свою очередь, муссирует вопрос инвестиций исходя из своей программы.

Во вторых, подписать соглашение о сотрудничестве с инвестором райисполком вообще права не имеет!!! Почему? Все просто, никто ответственность на себя брать не хочет. Я говорю председателю райисполкома: "Давайте приедет инвестор, обсудим пути развития региона, подпишем соглашение по дорожной карте, каждый будет выполнять свои пункты соглашения".

"Нет, мы так не можем", - отвечают мне.

"Почему?" - удивляюсь я.

Ответ получаю очень оригинальный: "Я получаю свою стабильную зарплату. Не хочу брать на себя ответственность".

Тогда я решил поинтересоваться, кто в райисполкоме ответственный за инвестиции в регион. Оказывается, отвечает заместитель председателя по экономике.

Поскольку разговор получился откровенный, интересуюсь у главы района, сколько инвестиций или хотя бы инвесторов пришли в регион за последние три года?

Пришло 0 инвесторов и 0 рублей инвестиций.

Каким образом был наказан чиновник в районе?

Он просто был лишен премии в размере около 50 долларов.

Вдумайтесь в эту цифру, 50 долларов! Я был просто в шоке. Многие бизнесмены будут согласны с тем, что мотивации у чиновников нет никакой. Подход должен быть совсем другой. Давайте платить чиновникам по их заслугам. Привел в регион инвесторов, создал с предприятие с хорошей зарплатой - получи премиальный бонус в размере, скажем, годовой зарплаты. Это хорошая практика и мотивация. А так, чиновник отвечающий за основные экономические показатели района получает хорошую зарплату, играет в пасьянс и пьет кофе… И таких чиновников, с которыми приходиться работать очень много.

Второй случай также из моей практики. Мы привели в другой район строительную компанию, которая готова была производить реконструкцию молочно-товарных ферм за деньги значительно меньшие, чем предлагают государственные компании. При этом качество выполняемых работ иностранная компания гарантировала  гораздо выше чем у госкомпании, которая представляет из себя сборную солянку из работников ПМК или обычных работяг без квалификации. После продолжительных переговоров заместитель председателя райисполкома нам ответил: "Это все хорошо, но нам это не интересно".

Я спрашиваю, почему?

Все очень просто. Во-первых, оказывается есть какое-то негласное указание на то, чтобы государственные подряды частным компаниям не давать.

Во-вторых, зачем экономить 50 тыс. рублей (деноминированных), если государство выделяет на реконструкцию 100 тыс. Их ведь нужно освоить! Про качество работ речи вообще не шло.

Давайте теперь попробуем разобраться в этих ситуациях и низкой мотивации чиновников. Я достаточно много общаюсь с бизнесменами из Европы. Для них такое поведение чиновников по меньшей мере странное. Их удивляет то, что чиновники практически занимают нейтральную сторону с частным сектором. А во многих случаях это отношение даже негативное. Но ведь если разобраться, более 70% экономики в европейских странах построено на государственно-частном партнерстве. При этом уровень коррупции в таком виде деятельности очень низкий. Каждый из партнеров дорожит своей репутацией и несет ответственность за свою часть работы. А у нас бытует распространенное мнение: государственное, значит, ничейное, что и приводит к снижению производительности. Причем, в таких условиях уровень коррупции гораздо выше, чем в государственно-частном партнерстве. Это видно на простом примере освоения подряда государственными структурами реконструкции молочно-товарных ферм, описанный выше.

Необходимо кардинально пересматривать подходы государственно-частного партнерства и мотивации чиновников. Что мешает у нас в стране выработать систему, при которой частный бизнес будет рассматриваться как партнер, а не как угроза. Кроме того, подходы к мотивации чиновников в работе должны быть кардинально пересмотрены. У нас достаточное количество талантливых управленцев, однако они не могут реализовать свой потенциальный ресурс по причине низкой мотивации деятельности. Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мотивация чиновников - одна из основных проблем работы государственного аппарата с частным бизнесом. Реальность такова, что у белорусских госслужащих на данный...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика