Большая дюжина: топ-12 проектов государственно-частного партнерства по-белорусски. 21.by

Большая дюжина: топ-12 проектов государственно-частного партнерства по-белорусски

05.12.2016 23:56 — Разное | Ежедневник  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Ежедневник

Большая дюжина: топ-12 проектов государственно-частного партнерства по-белорусски

belgid.by

Государственно-частное партнерство – эта формулировка в последние годы достаточно часто звучит применительно к одному из видов возможного взаимодействия государства и частного бизнеса.

До доверительных отношений между властями и частным бизнесом, памятуя непростые и «темные времена», пока далеко. Но стороны, как свидетельствует новейшая история развития бизнеса в Беларуси, все-таки способны находить общие точки соприкосновения,

Насколько часто эта формулировка находит применение на практике? С этой целью мы выделили дюжину крупных проектов – шесть, в которых «нашли» друг друга белорусские власти и национальный бизнес, и шесть совместных бизнесов с участием государства и иностранных партнеров.              

Государственно - частное партнерство – достаточно частое явление в одной из основополагающих отраслей экономики Беларуси – машиностроении. В отрасли реализуется несколько проектов, в которых коммуницируют государство и частные партнеры. 

«Белтехэкспорт»

Один из старейших примеров успешного совместного бизнеса  - спецэкспортер «Белтехэкспорт». В 1993 году его учредили Министерство обороны, Белорусское оптико-механическое объединение и частная компания «Сен-Ко». За «Сен-Ко» стояли белорусский бизнесмен Владимир Пефтиев и  поляк с американским паспортом Весли Михальчик.

Частные партнеры государства весьма успешно организовали масштабную распродажу арсеналов советского Белорусского военного округа, а потом - услуг по модернизации этого вооружения. Благодаря их усилиям, в 1996 году Беларусь впервые попала в первую десятку экспортеров оружия в мире, опередив, например, такие страны как Испания, Израиль, Канада, Австралия, Швеция. В числе крупнейших покупателей оружия из Беларуси оказались Перу, Венгрия, Алжир, Судан, Эфиопия, Ангола.  На «Белтехэкспорт» пришлась значительная доля от этих поставок.

В 2000-годы часть  ресурсов, полученных от продажи оружия, совладельцы «Белтехэкспорта» реинвестировали в важнейшие с точки зрения государства коммерческие проекты. В их числе были   первая сеть GSM (velcom), один из первых интернет-провайдеров «Деловая сеть» и др.

«Амкодор»

В 2001 году государство, контролируя свыше 15% акций в холдинге «Амкодор», одобряет покупку акций у трудового коллектива и формирование контрольного пакета у группы частных инвесторов в главе с непальцем Упендрой Махато и белорусом Александром Шакутиным. В настоящее время свыше 51% акций одного из крупнейших в СНГ производителей дорожной и специальной техники находится у компании «Интерсервис», подконтрольной Александру Шакутину и Николаю Воробью.

Ставка на частный бизнес – фактически создание частно-государственного альянса на «Амкодоре»  – оправдывает себя. Новые акционеры задали импульс развитию холдинга, освоили (в том числе, при господдержке новые направления) и увеличили капитализацию государственной доли, которая по-прежнему составляет 15%. 

«Юнисон»

Белорусский бизнесмен Алексей Ваганов в 1990-е дважды становится партнером государства в амбициозных проектах в автомобилестроительной отрасли.  

В 1997 году его компания «Лада ОМС» выступает соучредителем первого белорусского завода по сборке легковых автомобилей в стране («Форд Юнион») и первого проекта с участием иностранного инвестора в производстве грузовой автотехники («МАЗ-МАН»).

В  совместном предприятии, созданном при участии Ford Motor Company, американцы получат 51% акций, правительство Беларуси — 26%, структура Алексея Ваганова – 23%. В «МАЗ-МАН» МАЗ станет владельцем 51% акций, МАN Nutzfahrzeuge — 39%, а «Лада ОМС» — 10%.

Партнерство окажется не таким эффективным, как изначально планировали  стороны. В 2000 году Ford Motor Company выйдет из проекта, а компания будет переименована в «Юнисон». Под этим брендом государство и Алексей Ваганов (на некоторое время их компанию разбавит Виталий Арбузов) попытаются реанимировать проект по сборке легковушек. В настоящее время интересы партнеров, похоже, стабилизировались  на контрактной сборке автомобилей для GM и PSA Peugeot Citroën.

В “МАЗ-МАН” “Лада ОМС” уже не присутствует. Как и МАЗ с МАN.

БАТЭ

В начале 2000-х годов государство в счет погашения из бюджета накопленных долгов увеличивает свою долю в крупнейшем белорусском производителе автокомпонентов - борисовском БАТЭ. Управлять своим активом  власти доверяют частному миноритарию, совладельцу фирмы “Сталкер” Анатолию Капскому.

В 2011 году именно БАТЭ под его руководством, а не более мощный «Автогидроусилитель», становится ядром для создания холдинга в подотрасли. В состав холдинга «Автокомпоненты», руководителем которого также становится Анатолий Капский, входят 11 заводов, включая БАТЭ, «Борисовский завод «Автогидроусилитель», гродненский «Белкард» и Борисовский завод агрегатов.

От экранов до опалубок

Несколько крупных проектов, в которых сошлись интересы государства и частного бизнеса,  созданы в нескольких других отраслях. Мы выделим проекты в строительной отрасли и медиа-сегменте.

«Белзарубежстрой»

«Белзарубежстрой»- это компания, которая была создана в 2007 году для реализации инвестиционных проектов и поставок белорусской продукции на рынок стран Латинской Америки.  Ее учредителями стали две частные структуры (эмиратская компания  Alm Investments и «Трастбанк» Виктора Шевцова) и два государственных строительных треста - «Гомельпромстрой» и брестский «Стройтрест №8».

«Белзарубежстрой» реализовала и реализует  проекты в гражданском и промышленном строительстве в Венесуэле, Омане, Саудовской Аравии, Аргентине, Корее, ОАЭ, Германии, Австрии, Эквадоре. Также компания работает на внутреннем рынке. В 2015 году с участием австрийского партнера VST Building Technologies, “Белзарубежстрой” запустила в Кричеве новые производство цементно-стружечных плит.

«Второй национальный телеканал»

В 2002 году  по указу президента был создан «Второй национальный телеканал» (бренд ОНТ).

Этот проект – редкий пример государственно-частного партнерства в медийной сфере.  Владельцем контрольного пакета «Второго национального телеканала» является государство (Министерство информации – 51% и «Беларусбанк» - 29%), а 20% акций принадлежат частной телекомпании «Фабрика информационных технологий». «ФИТ» принадлежит Андрею Остроуху, который на начальной стадии формирования нового канала успел побыть генеральным директором ОНТ.

Высокотехнологическое партнерство 

Партнерские проекты белорусского государства и иностранных инвесторов получили распространение в первую очередь в высокотехнологических областях. В конце 1990- начале 2000-х годов создавать первую сеть мобильной связи (velcom) белорусским властям помогали Владимир Пефтиев из «Белтехэкспорта» и Ид Самави – владелец швейцарской инвестиционной компании SB Telecom. В настоящее время реализуются несколько значимых проектов в телекоммуникационной отрасли.

«МТС»

В 2001 году, победив в международном тендера по отбору оператора второй сети GSM в Беларуси,  на белорусский рынок вышла компании МТС российского миллиардера Владимира Евтушенкова. 

Она стала и является совладельцем 49%-доли в компании «Мобильные ТелеСистемы», которая эксплуатирует мобильную сеть на территории Беларуси. Партнером россиянина на протяжении пятнадцати лет  и владельцем контрольного пакета в совместном предприятии является государственная телекоммуникационная компания «Белтелеком».

BelCloud

В 2012 году владелец крупного российского транспортно-логистического холдинга «Н-Транс» Константин Николаев стал партнером Оперативно-аналитического центра при президенте Беларуси по реализации крупного инфраструктурного проекта.

Бизнесмен и его партнеры получили 49% в уставном капитале специально созданной компании «Белорусские облачные технологии» (becloud). Общий объем инвестиций в проект, целью которого является развитии новых телекоммуникационных систем (включая  4G-сеть), оценивается в 400 млн долларов.

«Капш Телематик Сервисиз»

С 1 июля 2013 года начала работу электронная система сбора платы за проезд BelToll. Ее владельцем является «Белавтострада», управляет работой BelToll  компания «Капш Телематик Сервисиз» - дочка австрийского холдинга Kapsch TrafficCom.

Инвестиционный договор с Kapsch TrafficCom, которая контролируется Георгом, Кари Капш и членами их семьи , предполагает вложения австрийской стороны  в создание сети платных дорог протяженностью 2743 километров  в объеме 267 млн евро. Она возвращает их вместе с бонусами, занимаясь управлением системы  BelToll.

Мозырский НПЗ

До 2001-2002 годов Мозырский НПЗ являлся примером партнерства на государственном уровне. С 1996 года его акционерами были белорусское правительство (42,757%) и компания «Славнефть» (42,581%). В свою очередь, российское и белорусское государство (у последнего – около 11%) контролировали «Славнефть».

В 2001-2002 году в Беларуси и России прошли приватизационные аукционы по продаже госдолей «Славнефти». Начинается новый этап партнерства по Мозырскому НПЗ – частно-государственный. В аукционах побеждают структуры Романа Абрамовича («Сибнефть») и Михаила Фридмана (ТНК-BP).

Однако сначала в 2005 году Роман Абрамович  продаст свою долю «Газпром нефти», а в 2013 году Михаил Фридман – уступит пакет в «Славнефти» «Роснефти». Как итог: в настоящее время Мозырский НПЗ - снова пример партнерства на государственном уровне.    

«Белвест»

 В начале 2000-х годов немецкая компания Salamander объявляет о решении выйти из состава учредителей «Белвеста» и продать свой пакет в предприятии.

Пакет немцев в «Белвесте» (45%) предлагается потенциальным покупателям и в итоге его владельцем в 2003 году становится российская компания «Политекс» - крупный дилер «Белвеста», проработавший с белорусской фабрикой около десяти лет. Основным владельцем «Политекса» является Юрий Суманеев, который переезжает в Витебск из Москвы и возглавляет фабрику.

Гродненская табачная фабрика «Неман»

Табачная фабрика «Неман» в Гродно, несмотря на многочисленные предложения со стороны покупателей, осталась в руках государства. Но этот факт не помешал налаживанию выгодного сотрудничества с частным бизнесом, который вполне подходит под категорию государственно-частного партнерства.

Тренд задала в 2006 году британская BAT, инвестировавшая в модернизацию «Немана» и наладившая на фабрике контрактное производство сигарет сначала для внутреннего, потом для экспортных рынков. По такой же схеме сотрудничают с государственной фабрикой и другие известные мировые табачные бренды.

 
Теги: Витебск, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Государственно-частное партнерство – эта формулировка в последние годы достаточно часто звучит применительно к одному из видов возможного взаимодействия...
 
 
 


Архив (Разное)

21.by в социальных сетях

Свежие газеты

17.04.2019
Mir24.TV Belarus
Кобринский вестник
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Гарадоцкi веснiк
Новости Докшицы
Днепровская правда (Дуюровно)
Голас Сененшчыны
Патриот (Ушачи)
Чырвоны прамень
Клiч Радзiмы
Герой працы
Газета Авангард
Mlife
Новости Волковыска
Вороновская газета
Полымя
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кировец
Кричевская жизнь
Асiповiцкi край
18.04.2019
Mir24.TV Belarus
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Новости Докшицы
Днепровская правда (Дуюровно)
Міёрскія навіны
Клiч Радзiмы
Герой працы
Газета Авангард
Новости Волковыска
Вороновская газета
Полымя
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Soligorsk News
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Кировец

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика