Ученые нашли новую структуру в сперматозоиде человека. 21.by

Ученые нашли новую структуру в сперматозоиде человека

22.02.2018 12:16 — Разное |

Ученые выявили неизвестную ранее наноструктуру внутри хвостов сперматозоидов человека. Научная работа об этом опубликована в журнале Scientific Reports, кратко о находке рассказывает сайт Гетеборгского университета.

Изображение: University of Gothenburg

Хвост сперматозоида — это орган его движения. Он состоит примерно из тысячи строительных блоков различных типов. Важнейший из них — белок тубулин, из которого построены микротрубочки.

К микротрубочкам прикреплены тысячи моторных белков — молекул, которые могут двигаться. Эти белки крепко закреплены на одной трубочке и «ходят» по соседней. Это заставляет хвост сперматозоида изгибаться — в итоге сама половая клетка «плывет».

«На самом деле невероятно, что это работает, — говорит Йоханна Хёг из Гетеборгского университета, которая участвовала в исследовании. — Движение тысяч моторных белков должно крайне точно координироваться, чтобы сперматозоид мог плавать».

Исследователи применили к хвосту сперматозоида человека метод криоэлектронной томографии. Он позволяет получить трехмерные изображения клеточных структур. Именно за этот метод вручили Нобелевскую премию по химии в 2017 году.

Выяснилось, что внутри микротрубочек есть структура, которую раньше никто не видел. Ученые увидели спираль, которая шла от кончика хвоста примерно на одну десятую его длины. Она получила название «внутрипросветная спираль хвостовой аксонемы».

Изображение: University of Gothenburg

Исследователи предположили, что эта спираль помогает управлять сперматозоидом дает ему возможность быстро плавать. Она выступает в качестве «пробки» внутри микротрубочек и блокирует их увеличение и уменьшение, направляя всю энергию на быстрое плавание.