Дельфин влюбился в человека . 21.by

Дельфин влюбился в человека

20.03.2018 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Удивительные способности животных, которыми мы восхищаемся.

Тренеры минского дельфинария Александра Шуляковская и Евгений Фищук уверены: их подопечные во многом похожи на людей. Дельфины, как и некоторые из нас, – искусные манипуляторы и могут, например, запросто симулировать болезнь.
А еще они любят шутить и влюбляются. Причем иногда – в людей.
О том, чему можно научить дельфина и поучиться у него, – в эксклюзивном интервью «МП».

– Любопытно, как можно стать тренером дельфинов?
Александра: Я пришла в «Немо» работать дельфинотерапевтом, но потом мне предложили совмещать эту должность с тренерской. Я была «за», однако моего согласия оказалось недостаточно. Нужно было узнать у дельфинов, хотят ли они работать со мной. На протяжении нескольких недель мы ходили на стажировку, наблюдали за работой тренеров, а в конце сдавали экзамен. Он заключался в следующем: все стажеры по очереди должны были подойти к дельфинам и позвать их к себе. Выйдет на помост – экзамен сдан. Добиться этого очень сложно: дельфин никогда даже не подплывет к человеку, в котором он не уверен. Я экзамен сдала. Моим подопечным стал Хьюго, с которым вместе уже шесть лет. Первые два года он показывал мне свой характер, мы притирались друг к другу. Сейчас работаем интуитивно.

– Дельфины часто показывают свой характер?
Евгений: Когда в группе появляется новый индивид, он должен занять в ней свое место. Дельфины обязательно будут проверять новичка, попытаются всеми возможными способами «прогнуть» его. К примеру, дельфин, который годами крутил обруч, будет делать вид, что первый раз видит этот предмет. Задача тренера – показать, что «прогнуть» его не получиться. Тренер –  главный, его нужно слушать.

– И как вы демонстрируете свое главенство?
Евгений: Важно установить рабоче-игровой ритм, поддерживать интерес животного к происходящему. Многие спрашивают, как мы дрессируем дельфинов. Никак. Мы не дрессируем их, а заинтересовываем, мотивируем к работе. Чтобы работать с дельфинами, нужно понимать: они – социальная компания, а не одиночки. Поэтому можно сыграть на таких моментах, как «он делает, я тоже хочу» или «я умею, а он нет». При этом нужно учитывать индивидуальность дельфина. Один настроен на работу, а другой – в основном на игру. В моей практике был удивительный дельфин-симулянт, который делал вид, что очень болен. Но достаточно было прийти на помост человеку в униформе ветеринара, который бы осмотрел его, – животное чудесным образом выздоравливало. Двух одинаковых дельфинов встретить очень сложно, все они разные. Дельфины – достаточно интеллектуально развитые существа, с ними бывает намного продуктивнее договариваться, нежели с другими животными. Они не выполняют команды – они играют в игру, правила которой определяет тренер.

– Дельфины ревнуют, если одному из них тренер уделяет больше времени, чем остальным?
Евгений: Еще как! И этим тоже можно пользоваться. К примеру, я знаю, что Гера умеет одновременно крутить четыре обруча. Я предлагаю ему это задание, а он отказывается. Тогда я даю понять, что собираюсь предложить выполнить тот же номер Хьюго. Как только Гера видит это, он готов крутить и шесть, и восемь обручей. Только бы никто не пытался повторить его коронный номер.

– Тренировки проводятся строго по расписанию или здесь тоже учитывается настроение животного?
Евгений: Чтобы дельфина чему-то научить, нужно уметь понимать его. Бывает, прохожу мимо бассейна и вижу: дельфин практически сам предлагает начать тренировку – в глазах интерес, желание чему-то учиться. Здесь нужно бросить все и провести ее, потому что она будет иметь максимальный эффект. А бывают моменты, когда у меня запланирована тренировка, но я подхожу к бассейну и понимаю, что животные не настроены на занятия – плохо себя чувствуют или хотят отдохнуть. Заставлять их не нужно. У дельфинов четкое понимание: двуногие – это веселье, они дают возможность развлечься. И не нужно разрушать это их представление. Причем подход к каждому животному индивидуальный. Например, Гера – «силовик». Для него не составит труда нести на себе человека. Но он при этом не способен на резкие рывки. А Хьюго – «спринтер». Он делает прекрасные сальто, но нести на себе человека ему тяжело. Поэтому Геркулес берет на себя силовые номера, а Хьюго привлекаем к прыжкам в высоту. При необходимости поменять местами их можно, но мы потратим на это пару месяцев. А в итоге один из них будет делать плохое сальто, а второму все еще будет сложно везти человека.

– Вы уже несколько лет работаете со своими подопечными. Когда уезжаете в отпуск или командировку, они скучают?
– Александра: Дельфины привыкают не столько к человеку, сколько к его профессиональным качествам. Хьюго понимает, насколько я могу быть требовательна или строга. Он знает, как сделать так, чтобы получить награду. Когда уезжаю надолго, после моего возвращения Хьюго начинает хитрить и проверять, не изменились ли мои качества за время отсутствия. А вообще дельфины не могут быть преданны одному человеку, как собаки. Если у вас есть рыба, они обязательно подплывут. И даже покажут какую-то часть своего выступления, правда, напрягаться особо не станут. Дельфины вообще стараются все делать с минимальными затратами энергии. Иногда мы работаем на пределе, но стоит мне отвернуться за рыбой, как Хьюго срезает круг.

Евгений: А в моей практике был пример, когда дельфин в прямом смысле слова полюбил своего тренера. Это было в Донецке, где я начинал работать. Один из дельфинов был абсолютно равнодушен ко всем людям кроме своего тренера. Я мог бросать в бассейн его самую любимую рыбу, а он не обращал на меня внимания – находился только возле своего тренера. Более того, если Ольга уделяла внимание другому дельфину, начиналось «выяснение отношений» между соперниками.

– Принято считать, что дельфины очень дружелюбны. Всегда ли они идут на контакт с теми, кто приходит поплавать или сфотографироваться с ними?
Евгений: Только если незнакомый взрослый или ребенок подходит к бассейну с тренером – это определенная гарантия безопасности для дельфинов. Я рассказываю людям, как вести себя с ними. Но иногда это не помогает. Как-то раз мне два месяца пришлось объяснять дельфину: люди – не плохие, а тот странный взрослый, который тебя укусил, – исключение.

– Чему вас научили дельфины?
Евгений: Есть рыбу. (Смеется.) На самом деле они научили нас держать себя в руках и искать причины неприятностей в себе. Если на тренировке что-то не получается, нужно понять, чтó ты делаешь не так, а не сваливать всю вину на животных. А еще дельфины помогли научиться договариваться в любых условиях. n

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Удивительные способности животных, которыми мы восхищаемся. Тренеры минского дельфинария Александра Шуляковская и Евгений Фищук уверены: их подопечные во...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика