БНР: нас изучают. 21.by

БНР: нас изучают

23.03.2018 18:48 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Двадцать пятого марта исполняется 100 лет событию, традиционно вызывающему споры и эмоции. В какие-то годы дата вызывала напряжение в обществе, сейчас страсти поутихли. Однако наша история внимательно изучается не только отечественными учёными…

Попытки наполнить современными страстями события столетней давности встречаются до сих пор. С улиц они ушли, сместившись в Интернет. Например, заглянем в «Википедию» на русском, белорусском и английском языках: трактовки истории БНР и БССР отличаются. Особенно горячи споры, кто «круче» – тот, кто декларировал государство, или тот, кто его построил. Кто первый почтовую марку выпустил или кто водопровод проложил.

В этом материале лишь кратко упомянем всего три свежих источника – книга, изданная нашей Академии наук, публикация в журнале РАН и совсем недавняя работа одного американского университета.

Декларация и воплощение

В преддверии даты НАН Беларуси выпустила книгу «Беларуская Народная Рэспубліка — крок да Незалежнасці. Да 100-годдзя абвяшчэння. Гістарычны нарыс», она уже появилась в продаже. А 13 марта в Минске прошёл круглый стол: историки после серьёзной дискуссии сделали определённые выводы. Приведём цитату с сайта Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа НАН Беларуси (ЦНБ НАН Беларуси): «…провозглашение независимости БНР 25 марта 1918 г. стало логическим результатом стремления белорусского народа к созданию собственного государства. Несмотря на то, что в сложных геополитических условиях БНР не была реализована, но ее основателями впервые были сделаны первые практические шаги по созданию национального государства. Фактически провозглашение независимости БНР стало первым этапом на пути к становлению белорусского государства, который был пройден через создание БССР до объявления независимой и суверенной Республики Беларусь».

Такая формулировка белорусских учёных аккуратно подталкивает к выводу, что не нужно сталкивать этапы нашей истории, а надо понимать логику их смены.
Вывод напомнил кое-что из другой области жизни. Почти у каждого дома или на работе есть компьютер. На нём периодически надо включать дефрагментацию жёсткого диска, чтобы избавить память от захламления и «дырок», которые замедляют работу. Попытки выхватывать из истории один фрагмент, замалчивая другие, лишь замедляют работу нашего коллективного мозга. Нашу историю надо понимать, а не использовать для поиска врагов среди современников.

Заметили тенденцию

Второй источник – свежий российский журнал «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО). В первом номере за этот год опубликована статья «Нациестроительство Республики Беларусь и европейский компонент белорусской идентичности». Приведём только их заключительный вывод: «Итак, в политике нациестроительства РБ после 1991 г. можно выделить три периода: с 1991 по 1994 г., с 1994 по 2010 г. и с 2010 г. по настоящее время.

Первый характеризуется ремифологизацией истории, пересмотром языковой и культурной политики и общим «национальным уклоном». Основой государственной идеологии в этот «литвинский» период стал миф о золотом веке в пору пребывания белорусских земель в ВКЛ. Период с 1994 по 2010 г. условно может называться «советским»: в это время в государственную символику были возвращены советские символы, национальная государственность строилась на советских началах, были характерны попытки реанимации советского прошлого и развития интеграции с Россией. Базисом нациестроительства тогда стала панславистская идея об общности происхождения трех народов - белорусов, украинцев и русских, исторической близости их языков и культур».

И про нынешний этап: «Беларусь предпринимает попытки предстать в качестве «нейтральной» страны и «донора региональной безопасности», стремится позиционировать себя как страну в центре Европы. В процесс нациестроительства привносятся разные элементы – и национальные белорусские традиции, и сохранившие привлекательность советско-российские черты, и характерные атрибуты европейской цивилизации.

Медленно, но последовательно происходит постепенный синтез, формируется сплав из тех элементов, которые объективно важны для белорусского общества и которые способны поддерживать единство нации. При этом каждый из названных важнейших компонентов вряд ли может в ближайшем будущем совершенно утратить свое значение, поскольку каждый из них является органической частью белорусской идентичности. Оставаясь на «геополитическом перекрестке» между Западом и Востоком, Беларусь, очевидно, будет и дальше балансировать в своей политике нациестроительства с учетом той степени влияния, которую будут приобретать различные международные акторы».

Добавим, что авторы статьи – историки из Барнаула. Это город в два раза больше Бреста, в нём живёт полторы тысячи наших земляков и есть даже народный ансамбль белорусской песни.

За океаном прагматичны

Неделю назад на образовательном ресурсе Academia.edu опубликовали работу под названием «Belarus in the Congressional Record 1873–1994», автор – Татьяна Кулакевич, университет штата Айова. В этой работе рассмотрена история упоминаний о Беларуси в материалах конгресса США, в выступлениях конгрессменов и в резолюциях. В буквальном смысле посчитаны высказывания в поддержку такой даты, как 25 марта 1918 года. Даже диаграмма есть, из которой следует, что упоминания связаны с круглыми датами. Так, наблюдается резкий рост от 1958 к 1968 году. Однако к 1978-му и, особенно к 1988 году, – резкий спад.

Исследовательница делает вывод, что на количество упоминаний влияла активность белорусской диаспоры. «Изучение того, как мигранты формируют восприятие американскими политиками своих стран происхождения, улучшит наше понимание роли мигрантов во внешней политике и превратит наши знания и понимание в развитие государственной политики».

Так видится наша история из штата Айова, откуда по всему миру пошла картошка фри. Почему был такой всплеск интереса к БНР в 50–60-е годы? Проиллюстрировать можно фрагментом из документа 1956 года «Географическая оценка сектора железной дороги Тевли-Ивацевичи», который рассекречен в прошлом году и выложен на сайте ЦРУ. Интересен он тем, что описывает наши края.

В разделе про население этого региона сказано: «Белорусы, составляющие 81% населения, только слегка отличаются от великоросов по происхождению, языку, религии и культуре. Лишь слегка чувствуются отличия и неприятия между двумя группами. Этот факт, в сочетании с сильной политической апатией белорусов, показывает, что вряд ли они примут участие в любых значительных актах сопротивления советскому режиму». Как видим, интерес в то время был прагматичным.

Не бить костями предков по головам современников

Вот такой многогранный интерес к нашей истории. Конечно, создатели БНР руководствовались положительными намерениями. На развалинах империи многие народы включились в бурное политическое творчество. Многие проекты не выжили – или не хватило социальной поддержки, или они были смяты более сильными политическими конструкциями.

Ну а как быть со спорами, кто «первый»? Возможно, пальма первенства принадлежит белорусской милиции, столетие которой мы отметили в марте прошлого года. Она создана за год до громких деклараций – это и был первый кирпичик государственности. Ведь потребность в безопасности – первейшая для человека.

Валерий ЦАПКОВ
 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Двадцать пятого марта исполняется 100 лет событию, традиционно вызывающему споры и эмоции. В какие-то годы дата вызывала напряжение в обществе, сейчас страсти...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика