В музее «Спасённые художественные ценности» открылась выставка «Дворцы и усадьбы Брестчины» - фото. 21.by

В музее «Спасённые художественные ценности» открылась выставка «Дворцы и усадьбы Брестчины» - фото

24.03.2018 16:42 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Многовековая история Брестчины оставила богатое архитектурное наследие, в том числе величественные дворцы и старинные шляхетские усадьбы. Двадцать из них включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и охраняются государством. Нынешняя выставка рассказывает о тех дворцах и усадьбах, которые принадлежали известным магнатским и шляхетским родам, связаны с именами деятелей истории и культуры Беларуси, наиболее хорошо сохранились или были отреставрированы уже в наши дни и обрели новую жизнь.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news54243.php

В музее «Спасённые художественные ценности» открылась выставка «Дворцы и усадьбы Брестчины»

Коллектив музея подготовил по каждому объекту архитектурного наследия исторические справки о владельцах дворцов и усадеб, а также описания их владений. Во время торжественной церемонии открытия выставки, где присутствовали генеральный консул Республика Польша в Бресте Пётр Казакевич и его супруга, заведующая музеем Ирина Тарима вручила фотографам предоставившим для экспозиции свои работы Почётные грамоты.

Исторические объекты представленные на выставке.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news54243.php

В музее «Спасённые художественные ценности» открылась выставка «Дворцы и усадьбы Брестчины»

Классическим образцом дворцового ансамбля является Ружанский дворец Сапегов – одна из крупнейших магнатских резиденций Беларуси.

Дворец расположен на высоком холме в юго-восточной части г.п. Ружаны (Пружанский р-н). В1598 – 1605 гг. по распоряжению Льва Сапеги здесь был построен замок. Автором проекта, предположительно, был скульптор и архитектор из Флоренции Санти Гуччи, принимавший участие также в реконструкции королевского дворца в Гродно. В середине XVII века при Казимире Сапеге замок перестраивался, видимо, итальянцем Джованни Батистом Джислени, который считается автором проекта монастыря картезианцев в Березе.   

Замок, в соответствии с духом времени, сочетал парадность с оборонительными чертами. Он представлял собой двухэтажное крестообразное в плане здание с тремя асимметрично расположенными башнями. Две из них были квадратными, а третья – пятигранная. В центральной части дворца находились парадные залы с четырехмаршевой лестницей. В боковых частях располагались жилые комнаты, кабинеты, архив и библиотека. Внутренняя планировка была анфиладная. В декоре интерьеров использовались мрамор, стукковая лепнина, роспись. Под зданием были огромные двухэтажные сводчатые подвалы, которые служили арсеналом, местом хранения запасов продовольствия.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news54243.php

В музее «Спасённые художественные ценности» открылась выставка «Дворцы и усадьбы Брестчины»

В результате междоусобных столкновений и войн со шведами замок сильно пострадал, потеряв свое оборонное значение. В 1784-1786 гг. он был перестроен по распоряжению Александра Сапеги в репрезентативный дворцовый ансамбль, прекрасно вписанный в живописный пейзаж. Работами руководил придворный архитектор Ян Самуэль Беккер. В облике Ружанского дворцового ансамбля соединились черты позднего барокко и классицизма.

Две башни были разобраны, а одна включена в объем здания, в результате чего дворец получил симметричную планировку. К центральному ризалиту (выступающей части) парадного фасада пристроили портик с двумя парами колонн коринфского ордера и пилястрами по сторонам, завершенный высоким треугольным фронтоном со скульптурным барельефом. На парковом фасаде также был ризалит, но с террасой, установленной на пяти парах колонн. На поле фронтона размещалась монограмма владельца – «AS». С террасы открывался великолепный вид на парк, расположенный внизу за дворцом, у основания холма.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news54243.php

В музее «Спасённые художественные ценности» открылась выставка «Дворцы и усадьбы Брестчины»

Одновременно Беккером было начато строительство дворцового комплекса, который состоял из нескольких корпусов. Симметричные восточный и западный корпуса, расположенные перпендикулярно к дворцу, соединялись с ними полуциркульными аркадами. В восточном корпусе был театр с королевской ложей и манеж, а западный (не сохранился) – предназначался для картинной галереи и кухни.

В украшении фасадов использованы лепные гирлянды, рустованные (руст – кладка с выступающей лицевой гранью) пилястры, раскрепованные («ломаные») карнизы, разнообразные обрамления окон.

Параллельно дворцу, на оси симметрии огромного парадного двора-курдонера, расположена въездная брама, исполненная в виде трехпролетной триумфальной арки. Брама была украшена резьбой по дереву - картушем (декоративной композицией в виде обрамленного завитками щита) и гирляндами из мореного дуба, и завершалась скульптурной композицией. По обеим сторонам брамы располагались двухэтажные флигели, служившие в основном жильем.

Ансамбль окружала каменная ограда. Перед брамой на постаменте стояла женская статуя, рука которой указывала в сторону монастыря картезианцев в Березе, где находились фамильные захоронения Сапег.

В парке была применена радиально-лучевая планировка аллей, построены различные павильоны, купальня, грот, канал, проложенный перпендикулярно главной оси ансамбля. От террасы вниз по склону, к парку, были проложены каскадные лестничные спуски. Несколько сооружений предназначались для содержания животных (птичник, домик косуль, медвежатник, ферма). Они составляли так называемый «зверинец» - зоологический сад, который в XVIII веке становится частью усадебного парка.

Исследователи называют Ружанский дворцовый ансамбль «белорусским Версалем», а его стиль - «барочным классицизмом», воссоздающим «большой стиль» короля Людовика XIV во французской архитектуре XVII века. Ружанский дворец сравнивают с королевским дворцом Сан-Суси в Потсдаме, дворцовым ансамблем польского короля в изгнании Станислава Лещинского в Нанси и другими лучшими образцами европейской архитектуры того времени.

В 1786г. Александр Сапега перевел свою резиденцию в Деречин, а дворец продал после смерти жены местному предпринимателю под фабрику. В нем были размещены суконная и ткацкая мануфактуры. Такое использование принесло дворцу утраты и разрушения.

Дворец сильно пострадал в годы первой мировой войны (сгорел в 1914г.), частично был восстановлен в 1930г. В годы Великой Отечественной войны дворец опять был значительно разрушен. Сохранились основные строения комплекса: главный и восточный корпуса, аркады, въездная брама и флигели, а также фрагменты украшений интерьеров и конструкций перекрытий.

Говоря о Ружанском дворце, нельзя не сказать и о его владельцах. Сапеги были старинным магнатским родом в Беларуси, вели свое происхождение от полоцких бояр. Первый из Сапегов, упоминаемый в письменных источниках, – Семен - был писарем Великого князя Литовского Казимира в 40-х годах XV века. Наиболее известный – канцлер Лев Сапега - возглавлял сеймовую комиссию по подготовке Статута Великого Княжества Литовского 1588года, редактировал текст и финансировал его издание.

Расцвет рода пришелся на XVI-XVII века, когда Сапеги занимали высшие государственные и военные посты в Великом Княжестве Литовском, были крупными землевладельцами. В XVII в. Сапеги попытались создать самостоятельное государство во главе со своей династией, что вызвало конфедерацию литовской и белорусской шляхты против них. Сапеги были разбиты под Алькениками, лишены постов, некоторые из них покинули ВКЛ. В Северную войну 1700-1721гг. они были на стороне шведов.

Александр Сапега и его жена, княжна Магдалена Агнешка Любомирская, принадлежали к кругу самых богатых и прогрессивных людей эпохи Просвещения в Речи Посполитой. При них, как и ранее, дворец был местом встреч, королевских приемов, во время которых решались важные государственные дела. Каждый из королевских визитов приносил Сапегам новые дарственные грамоты и позволял расширять владения. В память о таких визитах в большом зале дворца устанавливались мраморные доски.

Княжеская пара увлекалась искусством, музыкой, литературой и театром. Дворцовый театр насчитывал 60 артистов и танцовщиков балета, 40 музыкантов «при бубнах и трубах», оркестр. При дворце работала музыкально-оперная школа крепостных актеров. Инвентарь дворца, составленный в конце XVIII века, включал огромное количество художественной мебели, осветительных приборов, гобеленов, скульптур, картин, фарфора и других произведений искусства. Библиотека дворца насчитывала более 3 тысяч томов печатных изданий и более 200 томов рукописей. Особую ценность представлял архив, который комплектовался всеми поколениями, начиная со Льва Сапеги, и отражал историю не только рода, но и ВКЛ и Речи Посполитой.

В XX в. Сапеги имели поместья в России и Австро-Венгрии, а в первую мировую войну претендовали на трон Литовского государства, которое планировала создать Германия.

Ружанский дворец был взят под охрану государства в 1953г. В настоящее время ведутся работы по консервации и реставрации ансамбля. Отреставрированы въездная брама и боковые флигели. В 2011 г. открыт музей «Ружанский дворцовый комплекс Сапегов».

Примерно в 22 километрах от Ружан находится еще один уникальный памятник архитектуры – Коссовский дворец Пусловских. Он расположен на окраине г. Коссово в урочище Меречевщина (Ивацевичский р-н). Дворец является интересным примером совмещения классических приемов в планировке и композиции с элементами неоготики в архитектурном убранстве.

В конце XVIII– начале XIX века всю Европу, в том числе Беларусь, охватил интерес к средневековью и искусству готики. Появились многочисленные подражания готическому стилю – т.н. неоготика. Это было реакцией на жестко регламентированные нормы, строгость и сухость казенного классицизма. Живописность, декоративность и одухотворенность готики с ее неудержимым порывом ввысь отвечали вкусам эпохи сентиментализма и романтизма. Широкому распространению неоготики в Беларуси способствовало и то обстоятельство, что для белорусской шляхты средневековье ассоциировалось с государственной независимостью Великого княжества Литовского.

Монументальный дворец, похожий на замок в стиле английской неоготики, расположен на плоской вершине холма. Он составлял единый ансамбль с парком, который отличался совершенной планировкой и ценным дендрологическим составом.

Проект дворца и парка разработал по заказу графа Вандалина Пусловского варшавский архитектор Франтишек Ящолд в 1838г. Строительство его было завершено под руководством архитектора Владислава Маркони.

Композиционным ядром дворца является главный корпус, соединенный узкими галереями, прорезанными высокими стрельчатыми арками, с двумя боковыми крыльями. Центральная часть главного корпуса двухэтажная, боковые - одноэтажные. Углы его имеют граненые башни разной высоты, а углы боковых двухэтажных корпусов укреплены эркерами (эркер - часть помещения, выступающая за пределы наружной стены), похожими на небольшие башни. Всего башен двенадцать – по числу месяцев, четыре центральные башни посвящены «хлебным» месяцам, т.е. периоду основных сельскохозяйственных работ (май-август).

В декоративном оформлении фасадов широко использованы готические мотивы: стрельчатые завершения арок, оконных и дверных проемов, перспективных ниш; граненые башни с зубчатыми парапетами; контрфорсы (вертикальные опоры, расположенные с внешней стороны здания); карнизы, похожие на крепостные машикули (навесные бойницы).

Внутренняя планировка дворца симметричная, типичная для дворцового ансамбля периода классицизма. Залы расположены вокруг вестибюля в главном корпусе, а в боковых корпусах находились служебные помещения (всего было около 100 комнат). Каждый парадный зал имел свой цвет и свое назначение. В Белом зале танцевали, в Черном играли в карты, и т.д. В Зеркальном зале пол, потолок и стены были покрыты зеркалами. В одном из залов была богатая библиотека, в другом, согласно легенде, пол был стеклянным, а под ним помещался аквариум с экзотическими рыбками.

Интерьеры были украшены многочисленными произведениями искусства, фресковыми росписями и стукковым декором. Оформление интерьеров выполнил художник Франтишек Жмурка. Во дворце было паровое отопление.

В зимнем саду дворца содержался лев. По преданию, его будто бы выпускали ночью гулять по коридорам, чтобы слуги не воровали. Надо отметить, что о дворце ходило множество легенд. По одной из них, комнаты располагались таким образом, что каждую из них по очереди два дня в году освещало солнце. В эти дни комнату украшали цветами и приходили в нее радоваться солнцу. По другой легенде, во дворце была чудесная акустика. Достаточно было встать на подоконник в одной из комнат второго этажа и хлопнуть в ладоши, чтобы зазвенел весь дворец. Существует также предание о том, что из этого дворца шел подземный ход в Ружанский дворец Сапегов.

Прекрасный парк занимал площадь около 40 га. Он состоял из регулярной части, заложенной в 1-й трети XIX века по проекту Ф. Ящолда в стиле ренессансных парков Италии, и пейзажной, относящейся к концу XVIII века и окружавшей некогда усадьбу Тадеуша Костюшко. Парк разбит на склоне холма в виде трех террас, с которых открывается широкая панорама на живописный пейзаж с системой водоемов у подножия холма и дальние перспективы с лесными массивами.    

После восстания 1863-1864 гг. дворец перешел в руки московской аристократии – князей Трубецких и Ольденбургских, впоследствии поступил в государственную казну.

В годы Первой мировой войны немцы разграбили имение. Затем в нем размещалось староство Коссовского уезда и первая в Беларуси школа пчеловодства. Дворец был сильно поврежден в годы Великой Отечественной войны, погиб и парк.

Сейчас дворец и парк возрождаются. По проекту регенерации во дворце будет размещен туристический центр с музеем, гостиницей и рестораном.

Неподалеку от Коссовского дворца, в имении «Меречевщина», находится Усадьба Тадеуша Костюшко(1746- 1817) - политического и военного деятеля Речи Посполитой, руководителя национально-освободительного движения в 1794 году в Польше, Беларуси и Литве, национального героя Беларуси, Польши, США, почетного гражданина Франции.

Интересно, что еще в 1857 г.Вандалин Пусловский, с глубоким уважением относившийся к Тадеушу Костюшко, впервые отреставрировал заброшенную усадьбу. А в 2004 г. на сохранившемся фундаменте XVIII века был воссоздан усадебный дом по архивным документам и рисункам Наполеона Орды. Это простое деревянное здание, построенное с использованием приемов местного народного зодчества. Именно таким был дом, где 4 февраля 1746 г. родился Андрей Тадеуш Бонавентура Костюшко, где прошли первые годы его жизни. В двенадцать лет Тадеуш лишился отца, и вскоре семья переехала в родовое имение Костюшко Сехновичи под Жабинкой. В Меречевщину Тадеуш уже больше никогда не возвращался.

В 2005 г. в усадьбе был открыт мемориальный музей Тадеуша Костюшко.

Второй по значимости после Ружан резиденцией Сапег был замок в Высоком. Он был заложен Павлом Сапегой в серединеXVII века на высоком правом берегу реки Пульвы, укреплен валами с бастионами и окружен рвами с водой из родников, впадавших в Пульву. На территории замка были построены деревянный дворец, флигель-официна, кухня, которые вместе с въездной брамой образовали большой парадный двор. За дворцом был разбит небольшой регулярный парк. С юго-западной стороны к замку примыкал зверинец, а за ним – фруктовый сад с оранжереей. Водная система включала в себя несколько водоемов. Замок несколько раз горел, разрушался и вновь отстраивался Сапегами. До наших дней сохранились только въездная брама, которая недавно отреставрирована с элементами реконструкции, и остатки бывших земляных укреплений.

В 1815 – 1820гг. жена Павла Сапеги Пелагея Потоцкая построила новый дворцовый ансамбль в модном тогда стиле классицизма рядом с руинами бывшего замка Сапег. Ныне памятник охраняется государством как Дворцово-парковый ансамбль Сапегов-Потоцких в г. Высокое (Каменецкий район).

В ансамбль усадьбы входят каменный дворец и два Г-образных одноэтажных флигеля с портиками на торцах, образующие прямоугольный парадный двор. Северо-восточнее дворца находится служебный корпус с полузамкнутым двором. Главный въезд в усадьбу оформлен двумя парами пилонов с декоративными вазами (не сохранились) и коваными воротами с вензелями, включающими букву «S» - начальную букву фамилии владельцев.

Дворец небольшой, одноэтажный, центральная часть с мансардой выделена на главном фасаде четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. В центре паркового фасада - ризалит с широкой террасой перед ним, увенчанный ступенчатым аттиком. Классические элементы декора выполнены из дерева и оштукатурены. В центральной части дворца расположены вестибюль и парадный зал с выходом на террасу. Планировка крыльев здания – коридорная.

Интерьеры дворца отличались богатым убранством. В парадных залах и салонах был узорчатый паркет, красивые камины, хрустальные жирандоли, мебель в стиле Людовика XV и Людовика XVI. Стены украшали живописные полотна, в том числе семейные портреты, среди которых выделялся портрет самой Пелагеи, написанный в Деречине известной художницей Элизабет Виже-Лебрен. Образ Пелагеи напоминает греческую музу Терпсихору, покровительницу танцев, поэтому портрет называли «Деречинская Терпсихора» (сейчас находится в частном собрании во Франции). В доме имелся большой архив Сапегов и Потоцких, а также библиотека в 5 тысяч томов.

Основные ценности дворца были утрачены еще в годы Первой мировой войны. В интерьерах сохранились остатки отделки – мозаичный пол, лепные орнаментальные плафоны и профилированные карнизы.

Боковые флигели выглядят более скромно. Их торцевые стены украшены шестиколонными портиками дорического ордера и завершены высокими треугольными щитами, углы зданий с одной стороны укреплены контрфорсами. Три портика связывают всю композицию в единый архитектурный ансамбль.

Парадный партер был обсажен по периметру кустами сирени, парковый партер богато украшен клумбами и рабатками. От дворца открывалась живописная панорама с излучиной Пульвы, парком и лесным массивом вдали.

Усадебный парк, раскинувшийся на 20 гектарах, был заложен Пелагеей Потоцкой в соответствии с лучшими традициями пейзажного стиля. В основу композиции был положен принцип раскрытия дальних и ближних перспектив по пути прогулочного маршрута. Формированию ансамбля содействовало живописное окружение, включающее пойму реки Пульва с высокими берегами, террасу, руины замка. В 1895 г. перепланировкой парка занимался известный специалист в области паркостроения Валериан Кроненберг. При нем парк приобрел черты пейзажного натуралистического типа. В парке произрастало множество редких деревьев и других растений, часть из которых сохранилась до сих пор. Вся территория Высоковского дворцово-паркового ансамбля занимает около 50 га. Гармония ландшафтов, как изначальных, природных, так и созданных усилиями садовников, позволяет говорить о нем как об одном из лучших в Беларуси ХIX столетия.

Потоцкие не только содержали в образцовом порядке свою резиденцию, но и отличались высокой культурой ведения хозяйства. При внучке Пелагеи Марии Потоцкой в имении применялись сложные севообороты, велась селекция зерновых культур. Основными направлениями работы были элитное семеноводство, сортовое садоводство и овощеводство. В теплицах выращивали ананасы, фиги, дыни, абрикосы, персики. Признанием успехов имения явились высокие награды на российских и международных выставках, в том числе Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. За лучшее в России образцовое семенное хозяйство имение было удостоено права изображения на своей продукции государственного герба. В имении также выращивали племенной скот, доход приносили кирпичный, винокуренный и пивоваренный заводы.

Последним хозяином поместья был сын Марии и Станислава Потоцких — граф Якуб Потоцкий. Якуб слыл меценатом, свои сбережения он жертвовал на борьбу с тяжелыми онкологическими заболеваниям.

К сожалению, в советское время композиция дворцово-паркового ансамбля была значительно нарушена. На его территории построили жилые дома, хозяйственные объекты и здание школы-интерната. В последние годы дворец не раз выставлялся на аукцион. Недавно его приобрёл директор минской фирмы Павел Мельников, который планирует открыть во дворце небольшую гостиницу, ресторан и спа-центр.

Сохранился на Брестчине и дворец, некогда принадлежавший самому богатому и влиятельному белорусскому роду Радзивиллов – Радзивиллам Шидловецкой линии, которые именовались «графами на Шидловце и Полонечке».

Дворец Радзивиллов в д. Полонечка (Барановичский район) - памятник архитектуры классицизма конца XVIII — начала XIX века. В прошлом здесь, на живописном рельефе террас реки Змейки, находился развитый дворцово-парковый ансамбль, строительство которого началось еще во второй половине XVIII в.

В первой четверти XIX века сформировалась большая усадьба, включавшая парадный двор с дворцом, французский и английский парки с редкими породами деревьев, родовую каплицу-усыпальницу, оранжерею, водную систему с прудами и каналами, хозяйственный двор, мельницу, длинную подъездную аллею.

Главной частью всего комплекса был дворец, построенный по проекту неизвестного итальянского архитектора по аналогии с дворцом в Тривулзино, близ итальянского города Беладжио. Здание включает в себя центральный двухэтажный корпус, соединенный галереями с квадратными в плане одноэтажными боковыми павильонами - официнами. Дворец был возведен на сводчатых подвалах. Центральная часть парадного фасада дворца выделена широким ризалитом, который ранее завершался треугольным фронтоном. На тимпане фронтона имелись лепные изображения радзивилловского орла, княжеской митры, монограммы владельцев в обрамлении венка из листьев. Ризалит декорирован гермами в виде шести укороченных пилястр, увенчанных скульптурными изображениями древнегреческих философов, которые поддерживают массивный антаблемент.

Интерьеры дворца не отличались особым богатством, но были оформлены со вкусом. Центральную часть здания на первом этаже занимал большой холл с двумя мраморными каминами. К нему примыкали жилые помещения, гостиные, спальни. В спальне князя Константина была трехарочная аркада, опиравшаяся на колонны из карельской березы. Большой зал на втором этаже имел зеркальное покрытие стен. Столовую и главный салон украшали несколько десятков портретов представителей рода Радзивиллов разных эпох.

Особо выделялся библиотечный зал с высокими резными шкафами из махагониевого дерева, в которых располагалось собрание книг в количестве 4 тысяч томов. В центре зала стоял огромный стол, накрытый зеленым сукном, на котором находилось множество карт, глобусов, коллекция гравюр и медалей. На стенах висели живописные полотна. На одном из них было изображено генеалогическое древо рода Радзивиллов, на другом – изображен святой Августин, покровитель рода Радзивиллов, и приведен перечень семейств, с которыми они породнились.

Наиболее репрезентативные помещения дворца имели паркет из разноцветного дерева, живописный рисунок которого напоминал паркет в залах Королевского дворца в Варшаве. В залах было много мебели несвижского производства, созданной по французским моделям.

В последней четверти XVIII в. усадьба принадлежала Матвею Радзивиллу, подкоморию ВКЛ, принимавшему активное участие в политической жизни края. В 1790-е годы, обеспокоенный судьбой Родины, он передал часть своего имущества, арсенала армии ВКЛ со словами: «Вначале Родину, потом радзивилловский дом хочу видеть счастливым». Принимал участие в восстании 1794 г., вовлекал в него своих крестьян, которых затем освободил от крепостного права.

Матвей Радзивилл был человеком образованным и талантливым. Полонечка при нем стала центром культурной жизни края. Он сочинял полонезы, мазурки, сонаты и серенады, а также либретто к операм. Хозяин любил принимать гостей, устраивать балы и пиры. Водил дружбу с Каролем Станиславом Радзивиллом - Пане Каханку – известным балагуром и шутником, и они славно веселились в своей резиденции.

В 1777 г. по дороге из Москвы в Париж во дворце останавливался известный русский сатирик Денис Фонвизин с женой. Вот как он сам описал это событие в своем дневнике: «29 августа приехали обедать в местечко Полонечко к Радзивиллам. Тут мы приняты были очень хорошо в доме самого хозяина. Обед хороший, на серебре, и вина лучшие».

Усадьба имела широкую известность и в середине XIX века при князе Константине Радзивилле, государственном и общественном деятеле, который ратовал за развитие образования и культуры родного края. Он избирался членом Императорского Русского географического общества, куда посылал свои работы по белорусскому языку, фольклору и этнографии. Дружил с Владиславом Сырокомлей, который часто приезжал в Полонечку.

Радзивиллы жили в усадьбе до 1939 г., и каждый из жильцов перестраивал дворец на свой лад, следуя своим личным представлениям о красоте.

Дворец дважды горел и разрушался в 1917 и 1943 гг. Судьба его собраний сложилась по-разному. Архив ныне хранится в Главном архиве древних актов в Варшаве, собрание книг - в Национальной библиотеке Польши. Часть предметов перешла в Несвиж, многое погибло в годы войн.

После Великой Отечественной войны, полностью изменив планировку дворца, в нем поместили школу-интернат. В настоящее время дворец пустует, требуется реставрация.

Архитектурным памятником шляхетскому роду Бутримовичей, получившему известность в XV в. во время войны с крестоносцами, стал сохранившийся в Пинске дворец, построенный Матеушем Бутримовичем в 1784-1790 гг.по проекту вильнюсского архитектора К. Шильдгауза.

Дворец Бутримовича  называют «Пинским муром»,  архитектурной жемчужиной Полесья. В нем жили представители трех шляхетских родов: Бутримовичи, Орды, Скирмунты.

«Пинский мур» примечателен тем, что он стал одним из первых дворцов в Беларуси, где слились воедино черты барокко и классицизма. Кроме того, он отличался еще и тем, что был включен в городскую застройку, чего раньше не происходило. На этом особенности дворца Бутримовича не заканчиваются: он построен на родниках или «плавунах». Выяснилось это совсем недавно, при реконструкции памятника архитектуры. Чтобы построить дворец, строители забили в грунт 40 дубовых свай, а с другой стороны положили сухие ольховые колоды. И только после всех этих предосторожностей был положен кирпич.

Одноэтажный дворец с высоким цокольным этажом был построен на левом берегу реки Пины поблизости от древнего оборонительного рва. Во время весенних разливов «Мур» возвышался над затопленными окрестностями. Позже между дворцом и рекой появился бульвар. Писатель Юзеф Крашевский, приезжая в Пинск в 1840-х годах, говорил, что «Мур» «слишком красивый», и он «как франт на деревне, который стыдится своей претенциозной архитектуры среди других домишек, стоящих без церемоний, как ящички на полках».

Здание дворца симметрично. Три корпуса образуют парадный двор - курдонер, раскрытый в сторону реки Пины. Перед двором первоначально был разбит сад. Средний корпус отведен для парадных помещений, которых было более десяти, боковые — заняты жилыми комнатами и кабинетами. В цокольном этаже находились комнаты для прислуги и хозяйственные помещения. Центральное место занимает овальный зал, выдвинутый вперед и открытый на террасу. Этот фрагмент фасада в виде своеобразного эркера наиболее богато декорирован. Входы боковых крыльев украшены портиками с четырьмя сдвоенными колоннами дорического ордера. От барокко в этом памятнике архитектуры - сложная объемно-пространственная композиция здания, пластичность фасадов с вогнутыми угловыми частями, овальный зал, от классицизма – архитектурный декор фасадов: колонны и пилястры, руст на углах, мощный фриз, фронтоны над окнами. Роскошный интерьер дворца после сильного пожара 1901 г., к сожалению, не сохранился.

Основатель и первый владелец дворца Матеуш Бутримович был городским судьей и общественно-политическим деятелем, послом от Пинска на Четырехлетнем сейме (1788 – 1792 гг.). Он сыграл особую роль в экономическом развитии Полесья: в мелиорации болот, в строительстве Огинского и Королевского каналов, которые связали Пинск с Балтийским и Черным морями и сделали его портом международного значения. Бутримович был другом и доверенным лицом гетмана Михаила Казимира Огинского, арендатором многих его полесских имений, которые сделал доходными благодаря рачительному хозяйствованию. Он говорил не без иронии, что «практически все, что остается свыше жизненных потребностей, закапываю в землю или вкладываю в строительство».

Закладка дворца проходила в присутствии польского короля Станислава Августа Понятовского, посетившего Пинск по личному приглашению Бутримовича. Короля со свитой встречали с величайшими почестями: стрельбой из пушек, иллюминацией, оркестром. Вдоль свеженасыпанной дороги-гребли была организована ярмарка, на реке стояли судна, загруженные товарами, предназначенными для Гданьска.

Король назвал увиденное чудом и подарил Бутримовичу золотую табакерку с драгоценными камнями и своим изображением, а затем наградил орденами Белого Орла и Св. Станислава.

Матеуш Бутримович умер в 1814 г., дворец достался в наследство его дочери Юзефине – матери известного художника и композитора Наполеона Орды, а потом он перешел внучке – Гортензии, жене Александра Скирмунта. До 1933 года «Пинский мур» был собственностью Скирмунтов.

Пока дворец был зимней резиденцией Скирмунтов, здесь хранились фамильные ценности и архив семьи. Кроме того, во дворце находилась богатая коллекция произведений искусства: картины голландских мастеров, портреты Скирмунтов, восточные ковры и гобелены, старинные венецианские люстры, саксонский фарфор, коллекции гемм и камей, слуцкие пояса. Были здесь и скульптуры Хелены Скирмунт. Все это ценнейшее наследие не сохранилось. Специалисты предполагают, что в годы Первой мировой войны были вывезены многочисленные работы Наполеона Орды.

После Великой Отечественной войны во дворце расположилась типография, позже - кинотеатр «Пионер» и городской Дом пионеров. Благодаря этому здание не снесли, но барочные интерьеры не сохранились. Сегодня в памятнике архитектуры XVIII века располагаются Дворец бракосочетаний и филиал Музея Белорусского Полесья.

Шляхетские усадьбы были центрами культуры, просвещения, а нередко и передовых методов хозяйствования в своих округах. Они формировались трудом многих поколений и бережно сохраняли особую атмосферу благородства, традиции уважения к предкам, патриотизма, культ духовности и красоты.

Усадьба Немцевичей в д. Скоки (Брестский район) была построена в 1770-е гг. Марцелием Урсын Немцевичем, отцом известного польского писателя и публициста, общественного деятеля Юлиана Урсын Немцевича.

Усадебный дом кирпичный, прямоугольный в плане, двухэтажный, с боковыми пристройками. Здание покрыто высокой вальмовой крышей с заломом и фланкировано угловыми башенками - «алькежами», покрытыми фигурными барочными куполами. Центральные входы в дом с главного и паркового фасадов выделены выносными балконами-террасами на пилонах. Центральное место в интерьере первого этажа занимает вестибюль с трехмаршевой лестницей и большой зал с выходом в парк, в центре второго этажа - большой бальный зал с антресолями для музыкантов. В алькежах хранились домашние ценности и архив. Планировка помещений – анфиладная. Такая пластичная, парадная объемно-пространственная композиция характерна для архитектуры стиля барокко.

Одноэтажные боковые флигели (жилой дом для прислуги и конюшня, не сохранились) образовывали перед главным фасадом дома парадный двор-курдонер с круглым газоном посередине. За жилым флигелем располагались хозяйственные постройки, за домом – парк регулярного типа с центральной и двумя боковыми параллельными аллеями, выходящими к реке Лесной.    Деревянный костел-усыпальница, стоявший напротив дома через дорогу (не сохранился), завершал парадную часть комплекса. Такая планировка усадебно-паркового ансамбля называется регулярной симметрично-осевой, она характерна для садово-паркового искусства «французского» стиля эпохи барокко.

Усадьбу окружала живописная дубрава, на месте которой сейчас поле. В этой дубраве стояла колонна, увенчанная статуей архангела Рафаила (статуя не сохранилась). Переживший много горя в связи со смертью детей Марцелий Немцевич, вознес ее, вероятно, с молитвой к архангелу о сохранении семейного очага. Неподалеку находился старый деревянный дом из лиственницы, разобранный после постройки каменного здания.

В этом доме 16 февраля 1758 г. родился Юлиан Урсын Немцевич – писатель, публицист, государственный деятель. Он окончил Варшавский кадетский корпус, был адъютантом Тадеуша Костюшко во время восстания 1794 г. В битве с царскими войсками под Мацеевицами был ранен, попал в плен и заключен на два года в Петропавловскую крепость в Петербурге. После освобождения в 1796 г. выехал с Костюшко в США, где сблизился с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. В 1802 г. вернулся на родину. С 1827 г. был председателем Варшавского общества друзей наук. Принимал участие в восстании 1830-1831 гг., после поражения восстания жил в Париже. Умер 21 мая 1841 г.

Юлиан Немцевич выступал за развитие просвещения, проведение прогрессивных реформ, освобождение крестьян от крепостничества. Он был одним из авторов Конституции Речи Посполитой 1791 г. – первой Конституции в Европе. Немцевич писал романы, повести, поэмы, публицистические произведения, изучал историю Беларуси, ее памятники.

Усадьба в Скоках вошла в историю и в период Первой мировой войны. С 11 сентября 1916 г. по 10 мая 1918 г. в ней размещалась штаб-квартира командующего Восточным фронтом германской армии принца Леопольда Баварского. 15 декабря 1917 г. в парадной столовой дома было подписано перемирие между Россией и Германией и ее союзниками, после чего началась подготовка к заключению мирного договора, который был подписан 3 марта 1918 г. в Белом дворце Брестской крепости.

Представители рода Немцевичей жили в усадьбе по 1939 г. После Великой Отечественной войны в ней разместилась школа.

В 2013 г. в здании усадьбы был открыт Историко-мемориальный музей «Усадьба Немцевичей».

Главной достопримечательностью г. Пружаны является усадьба шляхетского рода Швыковских, принадлежавшая им с первой четверти XIX века. Расцвет усадьбы связан с именем Валентия Швыковского (1817 – 1900), который был известен как человек высокой культуры, эрудиции и благородных человеческих качеств. Закончив Дерптский университет, он женился на Герминии Важинской и обосновался на постоянное жительство в родительской усадьбе. Был предводителем дворянства Пружанского уезда, активно занимался общественной деятельностью. Участвовал в создании в Пружанах общественной библиотеки, почты, проведении через Пружаны почтового тракта, создании в деревне Добучин школы для крестьянских детей. Инициировал строительство в Пружанах костела по проекту видного польского архитектора Г. Маркони, для сбора средств на него организовывал музыкальные и театральные вечера, лотереи. Был отличным хозяином, применял передовые методы и технологии ведения сельского хозяйства. Интересовался новинками науки и техники, первым в округе в 1860-х годах начал заниматься фотографией.

Хозяева усадьбы славились своим гостеприимством. Их дом часто посещали родственник Швыковских, известный польский писатель Юзеф Игнатий Крашевский, художник Наполеон Орда. Долгое время в усадьбе жил собиратель и исследователь белорусской этнографии и фольклора Михаил Федоровский.

За участие в восстании 1863 г. имущество Швыковского было секвестровано, а сам он вынужден был уехать за границу, но в 1867 г. смог вернуться в имение, где продолжала жить его жена. На склоне лет, овдовев, он продал усадьбу графине Кляйнмихель и переехал в Варшаву. В 1900 г., согласно завещанию, был похоронен на католическом кладбище в Пружанах рядом с женой.

Усадьба расположена на северной окраине города, в парке. К ней ведет длинная въездная кленовая аллея. Въезд на партер, в центре которого помещена большая клумба, оформлен брамой, образованной каменными пилонами, к которой примыкает ограда.

Каменный усадебный дом был построен в середине XIX века на манер итальянской виллы в стиле неоренессанса по проекту варшавского архитектора Франтишка Марии Ланци. Возможно, непосредственным исполнителем проекта был виленский архитектор Бем.

Дом имеет сложную асимметричную композицию. В западной части к компактному двухэтажному объёму с эркером с востока примыкает квадратная в плане башня с часами-курантами, с запада — одноэтажная пристройка с полукруглой верандой, с севера — трёхэтажный объём. Восточную часть усадебного дома образует двухэтажный корпуc. Дворовый фасад обращён в сторону парка большой террасой на 2 колоннах. Здание выделяется наличием окон разных размеров и форм – от небольших круглых и квадратных до широких венецианских, балконов, лестниц, разнообразных декоративных элементов.

С большим вкусом хозяева оформили парадные комнаты «палацика», неотъемлемую часть которых составляли многочисленные картины и скульптуры. Центром домашней жизни был Большой зал, служивший салоном или гостиной. Здесь собирались по праздникам гости, устраивались балы, концерты. Свет в зал проникал через большое окно из 34 стекол, выходившее во двор. По вечерам зал освещался несколькими бра и большой жирандолью в центре потолка. Окно закрывали огромные бархатные портьеры темно-вишневого цвета. Салонный гарнитур из диванов, стульев и кресел был обит бархатом в тон портьер. Украшением интерьера служила голландская печь из белых изразцов. Важнейшим атрибутом зала был рояль из черного палисандрового дерева.

За гостиной размещался небольшой Цветочный зал, предназначенный для отдыха и уединения во время балов и приемов. Стены зала украшали цветочные натюрморты, на подоконниках и на полу стояли вазы с цветами. В зале стояло несколько кресел с зеленой обивкой, перед креслами лежала медвежья шкура. Обогревался зал большим чугунным котлом и калорифером, устроенным в паркетном полу. Полукруглый эркер, примыкающий к залу, освещался семью высокими окнами и служил маленьким зимним садом. «У нас в доме тепло и полно цветов, а на улице – Сибирь», писала в 1886 г. в письме Ю. Крашевскому Герминия Швыковская.

Над гостиной на втором этаже находился еще один большой зал. Рядом с передней размещалась столовая, окна которой выходили на террасу, обращенную в парк. В доме были кабинет хозяина и библиотека с книгами на польском, русском, немецком и французском языках, всего более 1400 томов.

Жилые комнаты хозяев были небольшими по размеру и более скромно обставленными, но уютными. Всего в доме было около 40 помещений, включая различные подсобки и чуланы, несколько служебных лестниц.

Рядом с усадьбой находится парк, который занимает территорию более 8 га. В парке произрастают в основном ясень, ольха, липа, граб, дуб. Парк ограничен с востока и севера каналами и небольшим прудом с островком.

В XIX в. через канал и на остров были переброшены мостики, на берегу пруда стояли беседки и скамейки.

Усадьба славилась чудесной оранжереей и теплицами, в которых росло около тысячи цветов и деревьев шестидесяти наименований, главным образом экзотические – камелии, азалии, левкои, мирты, пальмы, апельсиновые и лимонные деревья и др. Оранжерея Швыковских была известна на всю Беларусь. Равной ей не имели даже Радзивиллы. Здание оранжереи, единственное из многочисленных хозяйственных построек усадьбы, сохранилось до наших дней.

К югу от оранжереи располагался сад, в котором помимо плодовых деревьев росло несколько десятков кустов винограда. Швыковский был большим любителем и знатоком садоводства.

После Великой Отечественной войны в усадебном доме находился детский сад, затем стоматологическая поликлиника, благодаря чему оно неплохо сохранилось. В 2003 г. открыт музей-усадьба «Пружанский палацик», в планах на будущее – воссоздание оранжереи и исторического облика парка.

Особенно богат старинными усадьбами Ляховичский район Брестчины. Среди них - Усадьба Рейтанов в д. Грушевка(конецXIX – начало XX века).

В исторических источниках деревня Грушевка упоминается с XVI века, с середины XVII века она принадлежала роду Рейтанов. Рейтаны переселились из Германии в Речь Посполитую около 1600 г., впоследствии одна из ветвей рода обосновалась в Беларуси.

Широкую известность Грушевка получила как место, связанное с именем Тадеуша Рейтана (1742 – 1780), чья жизнь стала примером самоотверженного служения Родине. В 1773 г. он был избран депутатом от Новогрудской земли на сейм, проходивший в Варшаве. Сейм собрали с целью узаконить первый раздел Речи Посполитой. Тадеуш Рейтан выступил против этого решения, обратившись к депутатам с пламенной речью, направленной против предателей Родины. Его речь не нашла поддержки у депутатов сейма, большинство из которых было подкуплено послами государств, осуществлявших раздел. Но искренняя, самоотверженная позиция Рейтана вызвала уважение даже у его противников. Русский генерал Бибиков сказал, что все офицеры должны снять перед Рейтаном свои награды, так как именно он – единственный верный сын своего Отечества. Раздел Речи Посполитой Рейтан воспринял как свою личную трагедию. Вернувшись в Грушевку, он тяжело заболел и в 1780 г. умер.

Последним представителем рода был Юзеф Рейтан, который умер в 1910 г. бездетным. Над его гробом, по обычаю того времени, сломали родовой герб и шпагу в знак того, что род Рейтанов пресекся. Грушевка перешла во владение племянника Рейтана Генриха Грабовского, который стал последним владельцем усадьбы.

На сегодняшний день в Грушевке сохранились усадебный дом, два флигеля, фамильная часовня, оранжерея, амбар, ледник, остатки винокурни, конюшни.

До конца XIX века на территории усадьбы стоял одноэтажный каменный дом, построенный в строгих формах классицизма еще в годы жизни Тадеуша Рейтана. Облик этого здания известен по акварели Наполеона Орды, который неоднократно навещал Грушевку в 1864 – 1876 гг. На рубеже XIX - XX вв. Юзеф Рейтан разобрал старый дом и на его фундаменте построил новый, деревянный дом с мансардой. Комнаты дома были украшены росписями, дубовыми панелями, богато декорированными печами из поливных изразцов.

В это время в усадьбе была создана керамическая мастерская, в которой работал воспитанник Рейтанов художник Анатолий Герасимович. Сохранилось несколько его авторских работ. Одна из них, барельеф Адама Мицкевича, находится в Барановичском краеведческом музее.

В это же время был заложен пейзажный парк, от которого сохранились подъездная аллея, пруд, сад и отдельные группы деревьев. В парке росло много экзотических деревьев, часть которых сохранилась до наших дней. Среди них - самое крупное в Беларуси дерево кипарисовика горохоплодного (высотой 16 м).

В небольшом каменном флигеле возле усадебного дома, сохранившемся в полуразрушенном состоянии до наших дней, находился фамильный архив. В этом флигеле провел последние годы своей жизни Тадеуш Рейтан.

Недалеко от дома находилась фамильная каплица, которая была разрушена во время Первой мировой войны. Новая каплица была построена в начале XX века на средства Генриха Грабовского. В каплице перезахоронили Юзефа Рейтана, перевезенные из Ляховичей останки его родителей, в 1930-е гг. - прах Тадеуша Рейтана.

Каплица богато декорирована накладной стрельчатой аркатурой. Главный вход оформлен стрельчатым порталом. Свод украшен изысканными сплетениями нервюр (нервюра – от фр. nervure – жилки – выпуклое ребро свода). Первоначально крыша была покрыта тонкой красной черепицей, над ней высоко возносилась башенка – звонница. В интерьере находился алтарь. Колокол грушевской каплицы спас от немцев в годы Великой Отечественной войны местный житель и в 1991 г. передал его в ляховичский костел.

В 1994 г. рядом с каплицей поставлен памятный знак в честь Т.Рейтана с надписью на белорусском и польском языках.

К каплице ведет старая аллея из лиственниц. Деревья высажены попарно, их рост плавно повышается по направлению к каплице. Аллея символизирует лестницу, по которой душа человека поднимается от земного бытия к небесам.

В Ляховичском районе находится и усадьба Бохвицев Флорианово.

Шляхетский род Бохвицев в ВКЛ был основан приехавшим из Кракова в 1600 г. кальвинистским пастором Филиппом. В середине XVIII века Ромуальд Бохвиц положил начало новой ветви рода, которой принадлежала деревня Новые Вошковцы. В 1856 г. Ян Оттон Бохвиц увековечил память своего отца Флориана Бохвица, переименовав деревню в Флорианово.

Флориан Бохвиц был философом-моралистом, писателем и теологом. В своих произведениях он стремился объединить философию и религию, мечтал о создании такой системы воспитания, которая готовила бы людей, полезных обществу.

Ян Оттон Бохвиц известен как общественный деятель, сторонник отмены крепостного права, специалист в области сельского хозяйства. Он активно выступал за повышение культуры земледелия в крае, издавал на эту тему свои труды. В молодости он в составе гусарского полка принимал участие в Крымской войне. За участие в восстании 1863 – 1864 гг. отбыл год заключения в Динабургской крепости.

Его сын, Тадеуш Бохвиц, окончил Слуцкую гимназию, затем земледельческую школу в Горках. Всю жизнь он занимался самообразованием, досконально изучил французский язык, составил библиографию по истории польской журналистики, собрал большую коллекцию периодических изданий, которую передал библиотеке в Несвиже.

В конце ХIХ – начале ХХ века Флориановская усадьба стала очагом белорусско-польских культурных связей, проникнутым духом просвещения и патриотизма. Ее посещали Радзивиллы из Несвижа, Рейтаны из Грушевки. Известность дому принес также летний пансионат, который вела жена Тадеуша Бронислава. Среди гостей Бохвицев были известная писательница Элиза Ожешко (1841 - 1910), нобелевский лауреат в области литературы Владислав Реймонт, театральный деятель и литературный критик Юзеф Котарбинский, артист Януш Страхоцкий и другие.

Элиза Ожешко, однажды заглянув в усадьбу в поисках летнего отдыха, была очарована ею и подружилась с хозяевами, особенно с Тадеушем. Их переписка составила целый том. Первые письма передавались из комнаты в комнату в доме, где они жили. Письма были откровенным разговором людей близких по духу, мыслям и стремлениям.

В усадьбе собиралась и местная интеллигенция, велись интеллектуальные беседы, обсуждались литературные новости, события культурной жизни. Вечерами давались представления «флориановского театрика», в которых в качестве актеров выступали именитые гости.

Деревянный дом с поперечным вторым этажом Ян Оттон построил приблизительно в 1870 г., в начале ХХ века пристроил к нему два боковых каменных корпуса. Неповторимый облик неоготического замка придает дому парадный фасад левого корпуса. Он выполнен в стиле неоготики из красного кирпича и завершен широким аттиковым фронтоном. В нижнем этаже на фасаде три больших окна и два входа, оформленных в виде готических порталов со стрельчатыми арочными завершениями. В верхнем этаже – три готических окна. Готический кирпичный декор фасада состоит из поребрика (узора из кирпичей, поставленных на ребро), лопаток, полуколонок, карниза из машикулей. Завершение фронтона выполнено в виде зубчатой стенки с четырьмя большими и четырьмя малыми шестигранными башенками, увенчанными чашечками наподобие цветочных бутонов.

Дом довольно больших размеров состоял из 19 комнат. Самыми репрезентативными из них были библиотека, столовая и большой салон. Интерьеры были обставлены новой мебелью и почти не имели старинных ценностей. Стены украшали портреты представителей рода и другие картины.

В усадьбу вела липовая аллея, въезд был оформлен брамой из массивных каменных пилонов с декоративной чугунной решеткой. Парадный партер с клумбой и широкой дорожкой располагался перед главным фасадом. По обеим сторонам партера были симметрично расположены здания сыроварни и официны. Дорожку, ведущую к дому, обрамляли кустарники и деревья. Особой красотой выделялся цветник возле дома. Элиза Ожешко привезла в свой гродненский дом гербарий из него, а лепестками флориановских роз украшала письма.

Из построек хозяйственного двора сохранился только ледник.

За домом находился большой живописный парк с садом, окруженный аллеями для прогулок, которые были одним из любимых занятий хозяев и гостей усадьбы. Сад, заложенный Яном Оттоном, считался одним из лучших в Беларуси. Осенью 1909 г. Элиза Ожешко вместе с Владиславом Реймонтом заложила в парке рощу в память о проживании здесь польских литераторов. Один из посаженных ею дубов сохранился и теперь именуется дубом Элизы Ожешко.

Яну Оттону Бохвицу принадлежало также имение в деревне Вошковцы (теперь Барановичский район), которое он купил в 1897 г. и назвал в память о матери (Павлине из Маевских, сестре матери Адама Мицкевича) Павлиново. В новом имении Ян построил сначала хозяйственные здания, затем высадил сад и разбил парк. В 1906 г. он заложил усадебный дом, строительство которого закончил, как отмечалось в одном из писем, «американским темпом» за полгода.

Усадьба расположена уединенно на ровной террасе небольшой реки Кочеришки. С двух сторон её охватывает стеной лесной массив из сосны и ели. Центром композиции стал живописный и асимметричный, сложной планировки усадебный дом, построенный в стиле неоготики. Фасады здания завершены ступенчатыми щитами с башенками и большими стрельчатыми окнами, углы декорированы восьмигранными столбами. Левое крыло дома служило каплицей, на коньке его крыши была башенка с шатровым верхом, увенчанным крестом. Здание оштукатурено и окрашено в желтовато-розовый цвет, наличники и декоративные элементы белые. Некоторые архитектурные детали перекликаются с убранством флориановского дома. Строились они, видимо, одновременно.

Как и во Флорианово, к дому ведет въездная липовая аллея, которая пересекает усадьбу и заканчивается в глубине парка у водоема. Оригинальная водная система, состоящая из реки на западной окраине парка и соединенного с ней каналом искусственного пруда, питаемого лесным ручьем, положена в основу планировочного решения пейзажного парка.

Кроме дома, в усадьбе сохранились конюшня и ледник, образующие уютный хозяйственный дворик, а также коровник. Остальные здания утрачены, в том числе водяная мельница и смолокурня.

Усадебно-парковый ансамбль в Павлинове по степени сохранности, живописности является одним из лучших в Беларуси. В советский период в нем располагался военный госпиталь, закрытый в 1995 г. Сейчас усадьба не используется, находится на балансе Барановичского райкомхоза.

Даже в кратком перечне усадеб Брестчины нельзя не упомянуть усадьбу Мицкевичей на хуторе Заосье (Барановичский район), хотя она и не сохранилась до наших дней в своем первозданном виде, так как в 1915 г. все строения были разобраны, а материал использован при строительстве блиндажей. Великий поэт–романтик Адам Мицкевич родился в этой усадьбе, в небогатой шляхетской семье Николая и Барбары Мицкевичей, в ночь перед католическим рождеством 24 декабря 1798 г.

В 1998 г. к 200-летию поэта усадьба, уединенно расположенная среди полей, была полностью реконструирована. Музейный комплекс представляет собой образец планировки типичного шляхетского фольварка конца XVIII-первой половины XIX века. В центральной части комплекса расположен дом, рядом с ним – амбарец (амбарчик), невдалеке - хлев и гумно. От первоначальной усадьбы до наших дней сохранились лишь одна старая липа и небольшой пруд, вблизи которого расположились колодец-журавль и баня.

Здания усадьбы были воссозданы согласно описанию в поэме «Пан Тадеуш» А. Мицкевича и рисункам, выполненным Наполеоном Ордой и преподавателем Новогрудской гимназии Эдвардом Павловичем. Дом сложен из бруса и завершен высокой соломенной полувальмовой крышей. На главном фасаде – небольшое крыльцо с двумя колоннами и треугольным фронтоном. Первоначально дом был разделен на две части сенями. В правой, включавшей столовую, гостиную и спальню, жили владельцы. Левую часть занимали помещение для челяди, кухня и кладовая. Сейчас в залах развернута литературно-документальная экспозиция «Возвращение пана Тадеуша», которая знакомит посетителей с историей фольварка.

С Заосьем были связаны детские годы Адама, вплоть до 1810 г. Здесь он обычно проводил лето. Приезжал и позже, когда учительствовал в Ковно. Останавливался в амбарчике, который позже стали называть «летней резиденцией поэта во время каникул». Поэта манили живописные окрестности, по которым он бродил без устали, посещая соседние села, фольварки, озеро Колдычево, слушая народные песни, легенды, наблюдая крестьянский быт, труд. Он познавал свой край, переполняясь к нему любовью. Позже с грустью вспоминал: «…нигде на земле не имел такой веселой жизни, как в литовских деревнях и застенках. Сколько там радости, любви, счастья…».

Сегодня, находясь в музее-усадьбе Мицкевичей «Заосье», можно почувствовать дух того времени и проследить историю жизни великого поэта, который оказал огромное влияние на становление польской и белорусской литературы в XIX веке.

К сожалению, сохранилась лишь малая толика усадеб, некогда украшавших нашу землю. Многие находятся в полуразрушенном состоянии, от иных остались лишь отдельные постройки или фрагменты парков. Сохранение и возрождение этого уникального историко-культурного наследия требует совместных усилий государства, общественности и частных лиц. Нашей выставкой мы надеемся внести свою посильную лепту в решение этой важной задачи.

 
Теги: Брест, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Многовековая история Брестчины оставила богатое архитектурное наследие, в том числе величественные дворцы и старинные шляхетские усадьбы. Двадцать из них...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика