Сестры Хатыни: сожженные деревни Житковщины. 21.by

Сестры Хатыни: сожженные деревни Житковщины

24.03.2018 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Забыть нельзя, вернуть их невозможно

Они стояли напротив – Иван Лавникович, которому во время нашествия фашизма едва исполнилось тринадцать, и сегодняшние ровесники его тогдашнего. Несколько шагов отделяли школьников от ветерана, а между ними — целая эпоха.

Эта встреча у памятника воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны, в Юркевичах вовсе неслучайна. Беларусь на минувшей неделе вспоминала трагедию, которая описывает весь страх, жестокость и ужас войны — 75 лет назад фашисты сожгли деревню Хатынь вместе с жителями. А сколько их, сестер, по несчастью. Трагическую судьбу Хатыни разделили 628 белорусских сел (186 из них так и не смогли восстать из руин). Среди них и Юркевичи. Об этом говорили представители Житковичского автоклуба, вовлекая в диалог разные поколения.

Обращаясь к землякам, председатель Юркевичского сельского Совета Елена Шпакевич напомнила, что в феврале 1943-го немцы полностью сожгли деревню и убили четверых жителей. А в боях за Юркевичи погибли шесть советских солдат и семь партизан, которые похоронены здесь под обелиском. Еще 87 земляков не вернулись с фронта.

Как немое подтверждение сказанному по улице Советской почти на каждом из почерневших от времени деревянных домов – пятиконечная звезда. Большинство едва сохранило краску, ведь почти все обладатели символа причастия к победе, ушли в вечность. Их немолодых, с опаленной юностью, воинов в Юркевичах осталось только двое.

 В завершение траурного митинга сельчан традиционно потчевали свежеиспеченным караваем. Ведь он, как и песня, есть символ радости и печали, утверждения мира на земле. А еще именно хлеб и соль ассоциируются с самой жизнью. Как и возложенные к мемориалу венки – с вечной памятью.

Марафон Дня памяти сожженных деревень «И плачут цветами могилы» прошествует  митингами в десяти населенных пунктах Житковщины. Для этого районный центр народного творчества и организации культурного досуга населения разработал специальный график. Стартовала благородная акция в начале марта, а завершит свое шествие в июне. Пройдет она во всех сельских Советах района.

А их осталось только двое

Иван Лавникович, ветеран войны

— Мне скоро исполнится 90 лет. Когда началась война жил в Гулевичах, а от немцев сбежали в Лагвощи, потому и спаслись, бо мою деревню сожгли…Отец и два брата погибли. Помню в 1945-ом один из братьев приходил в отпуск, мы жили с младшей сестрой, так он обещал вернуться с войны, выучить ее…Не сложилось. Так мы и остались вдвоем…Учился я в школе с похвальным листом, хотел и дальше получать образование, но надо было трудиться…Война многие судьбы сломала, но мы остались живы.

Василий Романович, ветеран войны

— С 1941 по 44 годы был в партизанах. Взрывали пути на железной дороге БрестГомель. Потом, когда советская армия гнала фашистов на запад, призвался в армию. Дошел до Берлина. Гибли наши солдаты массово, сам думал, что первая пуля моя, о страхе мыслить некогда было. Но выжил. Вернулся в Юркевичи в 1947 году, так как после Германии с 26-ой Гвардейской дивизией послали еще в Восточную Пруссию…Дома – пепелище. Отец также пришел с фронта, четырежды раненный. Дали нам бревна, построили дом. Потом женился, семеро детей, 15 внуков, 20 правнуков. Вот супруга ушла из жизни, 12 лет один. Из хозяйства собака да кот.

 
Теги: Брест, Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Забыть нельзя, вернуть их невозможно Они стояли напротив – Иван Лавникович, которому во время нашествия фашизма едва исполнилось тринадцать, и
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика