Хотимчане приняли участие в тематическом автопоезде памяти «Партизанскими тропами»

Получив приглашение принять участие в тематическом автопоезде памяти «Партизанскими тропами», директор Хотимского государственного профессионального лицея №16 Виктор Дуняшенко согласился не задумываясь. По его инициативе были сформированы два экипажа и в назначенный день хотимчане отправились в увлекательное путешествие.

Как все начиналось
4 года назад активист поискового движения Михаил Кабанов и историк-краевед Юрий Познышев из села Ершичи Российской Федерации задумали накануне Дня Победы 9 мая проехать на автомобилях по местам боевой партизанской славы в так называемой Клетнянской партизанской зоне. Задумали и сделали. Посетили места боев, памятники, мемориалы, братские могилы Ершичского района Смоленской области. Было всего 4 автомобиля. Инициатива зачинателей нашла широкий отклик у друзей и знакомых. И на следующий год в автопоезде приняло участие уже 12 экипажей, а маршрут движения увеличился, проходя уже по Клетнянскому району Брянской области. Еще через год к акции присоединились и автолюбители из Клетни, Смоленска, Брянска и других российских городов и машин стало уже 20. В этом году, как было сказано выше, приглашение прислали и белорусам. И хотимчане с радостью присоединились к патриотической акции. Маршрут автопоезда составил 320 километров по дорогам и бездорожью Ершичского, Клетнянского и Рославльского районов. В общей сложности за два дня посетили более 50 населенных пунктов. В колонне автопоезда по разным оценкам было от 40 до 60 машин.
Как все проходило
Утром 5 мая из Хотимска в Ершичи выехало два автомобиля «Нива» и «Нива – Шевроле». Два экипажа будущего автопоезда памяти «Партизанскими тропами». Директор Хотимского ГПЛ №16 Виктор Дуняшенко, водитель учебной машины Иван Прохоренко и мастер производственного обучения Николай Макеенко составляли первый. Во втором были предприниматель Михаил Кузменков, преподаватель физической культуры ГПЛ №16 Александр Антипенко, и я, Александр Александрин, корреспондент районной газеты. Старт автопробега традиционно деревня Ворга Ершичского района, место основания пятой Ворговской партизанской бригады им. Сергея Лазо.
Итак, старт дан. На митинге-открытии автопробега возле мемориала павшим воинам в Ворге один из организаторов и координаторов акции Юрий Познышев особо отметил, что с привлечением белорусов автопробег вышел на международный уровень. Сказано это было, как я думаю, с большим авансом на дальнейшее участие. Но об этом позже. А пока автопоезд двинулся из Ворги в Ершичи. По дороге останавливались у памятников, обелисков, около памятных мест боев. Там Юрий Познышев рассказывал, что именно происходило тут в годы Великой Отечественной войны, кто и как отличился в боях, кому именно установлен монумент. Очень интересная информация. Остановлюсь лишь на одном эпизоде. Братская могила возле Ершич. Недалеко от трассы. Там были расстреляны показательно 4 женщины, тринадцать детей из семей красноармейцев. Я видел, как во время рассказа Познышева мужчины смахивали неловкие слезы.
Далее автопоезд проследовал через Ершичи, в деревни Рухань, Корсики (это знакомые «хотимскому уху» названия. Пояснять не нужно). В Корсиках в полуразрушенной, но действующей церкви местный батюшка благословил участников автопробега. И пожелал всем вернуться целыми и невредимыми. Мы, хотимчане, и еще несколько экипажей-новичков тогда переглянулись между собой. Что значит: целыми и невредимыми? Ездим полдня исключительно по асфальту. Да, дорога (любая) всегда зона повышенного риска. Но все водители (пилоты) экипажей подписали бумаги, что несут полную ответственность за пассажиров. Средняя скорость колонны километров 40-60 в час. Комфортные условия. И только старожилы акции иронично улыбались. Они знали, что ждет нас впереди…
В деревне Харитоновка на границе Смоленской и Брянской областей автопоезд встретили участники такого же «партизанского» автопробега. Колоны объединились и поехали по настоящим партизанским тропам. Не по трассе. В лес.
«Как в Брянском лесу»
Смысл этой поговорки объяснять никому не нужно. И поверьте, это правда! Деревья стоят настолько плотно, что приходилось протискиваться боком. А дорога… Сплошные рытвины, колдобины, стометровые лужи глубиной до полуметра. Настоящий триал-маршрут. Вот почему особым пунктом условий пробега были внедорожники. Вот чему так ухмылялись участники прошлых поездок. 10 километров лесного этапа колонна ехала почти 6 часов. Машины вязли в грязи почти по крышу. Вытягивали друг друга кто как мог. Но в конце был достойный финал. На ночной привал остановились на месте непосредственной стоянки 3-ей Клетнянской партизанской бригады. Даже остовы землянок сохранились. На них и ставили палатки. Все были уставшие, покрытые с ног до головы грязью, но веселые и счастливые. Настоящий музей партизанского движения под открытым небом устроили активисты поискового движения Клетнянского района. Можно было ознакомиться с вооружением и амуницией Красной Армии, подержать в руках настоящие найденные и восстановленные поисковиками винтовки Мосина, пистолеты- пулеметы ППШ, немецкие бинокли, ножи, штыки, гранаты. Постоять за легендарным пулеметом «Максим». Для себя я с удивлением нашел противогаз на… коня!
Ночевка пролетела быстро в разговорах у костров, новых знакомствах, впечатлениях о прожитом дне. А утром колонна двинулась дальше. По еще более страшному бездорожью. К сожалению, машина первого хотимского экипажа не выдержала такого испытания. Произошла поломка, из-за которой мы были вынуждены сняться с маршрута. Но и того, что пережили за полтора дня хватило с лихвой. Словами я не смогу передать все эмоции.
Как будет дальше
На будущий год нас снова ждут в Брянских лесах. Будет официальное приглашение. Мы, шестеро первых хотимчан, условились, что обязательно поедем. В беседах с координаторами акции «Партизанскими тропами» Михаилом Кабановым и Юрием Познышевым прозвучало предложение продлить маршрут пробега и на Хотимский район. А почему нет? Прямо в лесу на походных картах набросали даже два маршрута с заездом на Хотимщину. Всю организационную сторону согласны взять на себя россияне. Все, что нужно для участия – это крепкий внедорожник (к слову почти все машины автопоезда были «Нивы» и «Уазы») и желание. Заправка топливом на весь маршрут производится организованно и бесплатно в Ершичах (спасибо российской политической партии «Единая Россия), каждому участнику выдается армейский сухой паек. В пробеге участвуют не только житили Смоленской и Брянской областей, приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга и других областей и регионов. Ни пол, ни возраст значения не имеют. В этом году самому младшему участнику пробега было… 10 месяцев отроду!
Поэтому, я от лица и по поручению моих друзей, членов двух первых белорусских (Хотимских) экипажей автопоезда памяти «Партизанскими тропами» приглашаю всех, кто заинтересован, в наши ряды. В будущем, я напишу, о решении маршрута и других подробностях. Впереди целый год. Следите за информацией.

Александр АЛЕКСАНДРИН