В Лиде 18 человек пытаются побороть наркозависимость с помощью замещающей метадоновой терапии. 21.by

В Лиде 18 человек пытаются побороть наркозависимость с помощью замещающей метадоновой терапии

20.05.2018 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

метадон1
Лариса (по этическим причинам имя героини изменено), худощавая молодая женщина с русыми волосами, постриженными под каре, и стройной, даже модельной фигурой уже почти шесть лет живет не на игле. Ей чуть больше тридцати пяти, свою жизнь «до» она называет «черной полосой» – на наркотиках Лариса была с 17 лет. Избавиться от зависимости помогла метадоновая заместительная терапия. В программе женщина состоит с самого ее начала – с декабря 2012 года. Всего же людей, пытающихся, как и Лариса, побороть наркозависимость с помощью замещающей метадоновой терапии, сегодня в Лиде 18.

Небольшой кабинет в двухэтажном здании недалеко от женской консультации. Участники лидской программы заместительной терапии (ни по одному из них не скажешь о наркозависимости – все ухоженные, опрятные) приходят сюда с 6.45 до 8 утра в будни и с 9 до 10 утра по выходным, чтобы под наблюдением медицинского персонала получить свое лекарство – специальный метадоновый сироп в индивидуально подобранной дозировке.

«Добрый день… Спасибо… До свидания» – разговор между пациентами и медсестрой почти всегда одинаково короткий. Не меняется и ежедневный алгоритм действий обоих: пациент расписывается в листе назначения, медсестра отмеряет необходимую ему дозу метадона, тот выпивает, запивает водой и уходит.

– Дозы соответствуют каждому пациенту. Максимальная у нас – 38 мл раствора, а минимальная – семь, – рассказывает медсестра психонаркологического диспансера Надежда Сущевская. – Расход сиропа в сутки получается от 350 до 380 мл. Почему нефиксированная цифра? Вообще, препарат принимается не чаще одного раза в сутки, но некоторые пациенты делают это раз в двое суток, к примеру, если нет возможности прийти из-за работы, болезни ребенка или вынужденного отъезда из города. Действие метадона длится до 30 часов, наркотического «голода» не возникает. Приняв метадон, участник программы достигает того состояния психоэмоционального и физического комфорта, которое дает ему возможность нормально существовать: ходить на работу, общаться с окружающими, заниматься воспитанием детей. Для примера: героин действует 6-8 часов, поэтому требует 2-3-кратного введения в сутки.

метадон

Попасть на программу заместительной терапии может не каждый. Для участия человек должен состоять на наркологическом учете в психонаркологическом диспансере как инъекционный наркоман или же должен иметь сопутствующие заболевания: ВИЧ, СПИД, гепатит. Удержать в программе непросто: пару раз в месяц пациенты без предупреждения сдают анализ мочи для определения в организме посторонних наркотических веществ. С его помощью можно увидеть все химические вещества, которые пациент принимал в течение месяца.

– Метадон могут принимать исключительно «чистые» пациенты, причем не только от наркотиков, но и от алкоголя, – продолжает Надежда Владимировна. – В кабинете есть различные экспресс-тесты, алкотестер – если состояние человека меня смущает, я прошу пройти проверку. В случае отказа отправляю к доктору в психонаркологический диспансер. Однако пациенты понимают важность нахождения в программе и стараются не нарушать режим. В последние годы какие-то эксцессы крайне редки.

Медсестра показала и медицинские шпатели для проверки горла. Дело в том, что бывали случаи, когда пациенты старались вынести метадон за пределы кабинета: клали в рот вату, которая впитывала часть сиропа при глотании. Из выжатой капли можно сделать инъекцию для другого наркомана. «Именно поэтому мы тщательно следим за тем, чтобы каждый выпил свою дозировку, после – обязательно стараемся заговорить с человеком, чтобы убедиться в том, что рот пустой», – объяснила Надежда Сущевская.

метадон1

В целях безопасности медицинский персонал в кабинете замещающей метадоновой терапии работает за железной решеткой. Для экстренных случаев есть кнопка вызова охраны. Оснащен кабинет также сигнализацией, камерой, с помощью которой ведется круглосуточное наблюдение.

– В Лидском районе метадоновую замещающую терапию стали применять с 18 декабря 2012 года, – еще раз обратила внимание врач-нарколог психонаркологического диспансера Ольга Станулевич. – До мая 2015 года финансирование этой программы осуществлялось в рамках проекта Программы развития ООН «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь». Но последние три года закупка, транспортировка дорогостоящего препарата, содержание кабинета замещающей метадоновой терапии производятся исключительно за счет бюджетного финансирования Лидской ЦРБ, и это немалые средства.

Заместительную метадоновую терапию в Лиде сегодня получают люди от 31 до 56 лет. Из 18 человек 6 – это женщины. У многих пациентов есть семьи, дети, почти у всех – работа.

 

***

Практика использования метадона для лечения наркозависимых в Беларуси существует с сентября 2007 года, в Европе – с 1964 года. Она официально поддерживается множеством серьезных организаций, начиная с ВОЗ. В настоящее время в нашей стране для медицинского использования разрешено лекарственное средство метадона гидрохлорид Молтени (метадон), которое производится в Италии.

Специалисты утверждают, что метадоновую терапию ни в коем случае нельзя рассматривать как панацею от наркомании. Этот вид лечения не избавляет от зависимости, но позволяет ее контролировать. Другими словами, одна из задач такой замещающей терапии – помочь пациенту изменить свою жизнь. Технически эта помощь заключается в выделении ежедневной дозы медицинского наркотика – метадона – в сиропе. Доза должна быть такой, чтобы полностью избавить пациента от абстинентного синдрома, ломки, но при этом не позволить ему достигнуть наркотического опьянения.

Метадоновая терапия помогает только опиоидным наркоманам, то есть инъекционным (для тех, кто принимает так называемые дизайнерские наркотики и курительные смеси, заместительная терапия бессильна). Следовательно, метадон – это еще и 100-процентная профилактика инфекционных заболеваний, передающихся через шприц: ВИЧ-инфекции, гепатита В и С, сифилиса, а также предохранение от воспаления вен, язв, нагноений, заражения крови. Присутствует и социальный аспект такой терапии: снижение криминальной активности пациентов, получающих метадон. Им не нужно искать наркотик, а значит, не нужно совершать преступления.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Лариса (по этическим причинам имя героини изменено), худощавая молодая женщина с русыми волосами, постриженными под каре, и стройной, даже модельной фигурой уже...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика