Война во время войны . 21.by

Война во время войны

31.07.2018 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«МП» продолжает проект, посвященный 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Мы пройдем по следам операции «Багратион», увидим уникальные архивные материалы и вспомним битвы, предопределившие Победу.

 

 

Подходил к концу последний июльский день 1943-го, когда в партизанские формирования попала информация о начале подготовки очередной крупной диверсии. Пока командиры и комиссары изучали постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», среди партизан то и дело слышались недовольные перешептывания: «Одновременный удар необходим, но уничтожать рельсы!.. Не лучше ли взрывать поезда?». Но решение было принято наверху, а старт операции назначен на 3 августа.

Проводить операции на шоссейных и грунтовых дорогах, уничтожать базы и линии связи белорусские партизаны начали еще в 1941-м, ведь именно по нашей территории проходили важные магистрали, соединявшие тыл Германии с фронтом. Здесь же размещались и самые крупные железнодорожные узлы и станции, через которые снабжались войска не только группы армий «Центр», но частично и групп армий «Север» и «Юг». На поезда тоже охотились народные мстители. Чтобы придумать, как спасти составы, которые имели наибольшую ценность для фронта, немцам понадобилось несколько месяцев. Хитрость заключалась в следующем: гитлеровцы цепляли перед каждым паровозом несколько платформ с ремонтным запасом -- шпалами, рельсами, крепежом. И в случае диверсии под откос шла сравнительно легкая, не способная утянуть за собой весь состав платформа. Локомотив же успевал затормозить и уже через несколько часов снова отправлялся в путь.

О полномасштабной партизанской операции по подрыву рельсов и немецких поездов заговорили летом 1943-го, а 12 июля в официальных советских документах появился термин «рельсовая война». Именно тогда Центральным и Белорусским штабами партизанского движения был разработан план операции. Речь шла об одновременном массированном ударе партизан по коммуникациям противника, главная цель -- полное прекращение движения немецких поездов на железных дорогах. 30 июля приказ «О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага» был передан по радио. Для подготовки народных мстителей к началу операции в тыл противника авиацией доставили сотни инструкторов подрывного дела и тысячи мин. Организовали настоящую школу подрывников. Каждому партизанскому отряду и бригаде был определен участок для проведения диверсий.

Нападение получилось действительно масштабным и неожиданным: в ночь на 3 августа 85 тысяч партизан одновременно ударили по железным дорогам, станциям, мостам и гарнизонам противника. Многие из них впоследствии вспоминали, что иногда для подрыва не хватало взрывчатки, и тогда они собирали в лесу снаряды и прямо в котелке на костре вытапливали из них тол. А когда это сделать было невозможно, разбирали рельсы вручную. В результате были полностью выведены из строя железнодорожные линии в районе Бобруйска, Калинковичей, Тимковичей. Железная дорога на участках Полоцк -- Молодечно не действовала 15 дней, Минск -- Молодечно -- 10 дней. На линии Могилев -- Кричев, Могилев -- Жлобин движение было остановлено на протяжении всего августа.

Правда, как утверждают некоторые историки, далеко не все подорванные пути действительно необходимо было уничтожать. Многие из них оказались запасными или вовсе не эксплуатировались. А взрывали их командиры «для галочки». Дело в том, что перед началом «рельсовой войны» начальник Центрального штаба партизанского движения Пантелеймон Пономаренко установил для партизанских отрядов определенный план по числу подорванных рельсов. При этом немцы достаточно быстро научились восстанавливать точечные повреждения, создав запасной рельсовый мостик. Он накладывался на разрушенный участок, и состав мог продолжать движение. Нехватку полотна гитлеровцы компенсировали, разбирая и перевозя части бельгийских и голландских «веток», использовавшихся в то время крайне редко.

Первый этап «рельсовой войны» закончился 15 сентября 1943 года. По оценкам одних историков, он нанес больше ущерба самой Красной Армии, нежели немцам. Другие утверждают, что именно эта операция положила начало освобождению БССР. Тем не менее в результате операции партизаны пустили под откос 833 эшелона и 3 бронепоезда, взорвали 184 ж/д моста и 556 мостов на автодорогах, уничтожили множество автомашин и телеграфно-телефонных линий, провели ряд успешных операций по разгрому вражеских гарнизонов. А уже 19 сентября начался второй этап операции.

 

31 июля 1943 года -- 770-й день войны

 

  • Авиация Краснознаменного Балтийского флота бомбардировала порт и военно-морскую базу Таллин и наносила удары по легким силам противника в районе о. Большой Тютерс.
  • В Донбассе юго-западнее Ворошиловграда советские войска успешно отбивали атаки противника. В течение дня подбито и уничтожено 50 немецких танков.
  • Опубликовано обращение работников Челябинской и Каширской районных электростанций ко всем рабочим, инженерам, техникам и служащим электростанций и сетей Советского Союза об организации в честь 26-й годовщины Великой Октябрьской революции социалистического соревнования за тщательную подготовку электростанций и сетей к осенне-зимнему периоду 1943/44 г.

 

 

Один из ветеранов партизанского движения Николай Усов вспоминал: «Вечером 1 августа в штабе бригады было оживленно. Сюда вызвали всех командиров, комиссаров и начальников штабов. Комбриг начал читать приказ. Центральный штаб партизанского движения в ночь на 3.08.1943 года объявляет начало крупномасштабной операции «Рельсовая война». Собравшихся командиров поразила широта ее охвата -- железнодорожных коммуникаций врага территории Белоруссии, Украины, Латвии, Литвы и областей Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской».

До освобождения Минска оставалось 338 дней

 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«МП» продолжает проект, посвященный 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Мы пройдем по следам операции «Багратион», увидим...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика