Однако проблема определения сути данного водоема имеет и политическую плоскость. Омывая берега пяти государств (Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении), Каспий требовал юридического документа, который бы устанавливал права и обязанности стран в использовании его водного пространства и ресурсов. А использовать тут есть что: только доказанные ресурсы нефти составляют около 10 миллиардов тонн, а общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18–20 миллиардов тонн! Рыночная цена этих богатств составляет триллионы долларов, а дальнейшая разведка шельфа может их значительно увеличить. Плюс возможности рыболовства: в Каспийском море вылавливают 90% мировой добычи осетровых, тут производится основная масса черной икры (экспорт натуральной каспийской икры официально разрешен Ирану). Немаловажное значение имеет и транзитный потенциал: Каспийское море является одним из направлений в развиваемой Китаем торговой инициативе «Один пояс – один путь», а также может стать местом прокладки газопровода, который приведет туркменский газ через Азербайджан, Грузию и Турцию на европейский рынок.
Длительные споры о юридическом статусе Каспийского моря, тянувшиеся более 20 лет, наконец-то благополучно разрешились в прошедшее воскресенье. В казахстанском Актау 12 августа состоялся Пятый каспийский саммит, на котором главы всех прикаспийских государств подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Данный документ, что с легкой руки президента Казахстана Н. Назарбаева уже окрестили каспийской конституцией, заменил собой устаревшие советско-иранские договоренности 1921 и 1940 годов и официально утвердил сложившееся после распада СССР фактическое разделение моря между пятью государствами.
Согласно новому договору, водная поверхность Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Для каждой страны определяется 15-мильная зона территориальных вод, на которую распространяется государственный суверенитет, и дополнительная 10-мильная рыболовная зона (в ней действует исключительное право данного государства на рыбный промысел). Вне государственных границ судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам и с учетом международных норм. Конвенция запрещает деятельность, которая может нанести ущерб биологическому разнообразию Каспийского моря, страна-нарушитель понесет за это ответственность.
Отдельно оговорено: в Каспийском море не допускается присутствие вооруженных сил внерегиональных держав, что ставит крест на любых попытках третьих стран разместить тут какие-либо военные объекты. Напомним: недавно информационное пространство всколыхнули неподтвержденные слухи о возможном размещении на казахстанском побережье Каспия натовской военной базы.
Политическое и стратегическое значение имеет также и пункт о возможности прокладки трубопроводов по дну моря. Ранее для этого требовалось согласие всех пяти прикаспийских государств, теперь же – только тех, в чьих территориальных водах планируется прокладка коммуникаций. Это открывает возможности для возрождения проекта Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан, который составит конкуренцию российскому «Турецкому потоку». Однако Россия сознательно пошла на смягчение своей позиции по данному вопросу, продемонстрировав желание и умение вести диалог ради общего блага.
В целом же подписание Конвенции можно оценить как важный вклад в обеспечение безопасности в нестабильном регионе, а также как положительный пример многосторонних политико-экономических договоренностей с учетом мнения всех заинтересованных сторон.