Многим дорожным происшествиям обычно предшествует попытка какого-то участника дорожного движения – водителя или пешехода – куда-то успеть. Когда он пытается осуществить задуманное как можно быстрее, то отвлекается и не может контролировать ситуацию. При этом он отвлекает других. Определенная группа людей начинает волноваться и в итоге кто-то один из этой группы или несколько становятся участниками ДТП. Заметьте, тот, кто стал причиной конфликтной ситуации, может вообще не стать участником аварии.

Иногда водители ведут себя на дороге совсем не так, как того требуют правила дорожного движения. Самое главное не начать ездить также.

В первую очередь, никогда не превышайте скорость. Скорость не убивает сама по себе, она лишь удлиняет тормозной путь. Всякий раз, когда кто-то попадает в аварийную ситуацию, он едет с превышением скорости. Если бежать вдоль полок супермаркета в поисках молока, вы просто не успеете его заметить. Так и в потоке: высокая скорость неизбежно приводит к неприятным неожиданностям.

Многие аварии происходят из-за усталости водителя. В состоянии утомления глаза легче фиксируются на одном предмете, упуская из виду другие потенциальные опасности. Нужно научиться распознавать момент наступления усталости и специально заставлять глаза перемещаться активнее. Если вы будете тренировать перемещение глаз, это станет привычкой, которая поможет вам, когда вы будете в следующий раз возвращаться домой за полночь.

Невыключенный поворотник также приводит к аварии гораздо чаще, чем вы думаете. Некоторые водители вообще не пользуются указателями поворотов или включают их поздно. Это неправильно. Сигнал поворота нужен, чтобы объявить о своих намерениях – перестроении, повороте налево и т.д.

Передвигаясь по городу, чаще проверяйте зеркала – примерно раз в пять секунд, но можно и чаще, в зависимости от плотности потока, поведения других водителей и ваших собственных намерений. Это хорошая привычка.

Что касается пешеходов на дороге, то бдительность и осторожность – их верные спутники, ведь о своей безопасности лучше позаботиться самим, а не надеяться на незнакомого водителя. В случае наезда водитель с большой долей вероятности не пострадает: его защитит металлический корпус автомобиля. А шансы у пешехода гораздо менее позитивные.

При переходе проезжей части смотрите и налево, и направо: автомобиль может появиться с любой стороны. Водитель может отвлечься, у автомобиля возможна техническая неисправность, а, возможно, снег и гололед сыграют свою роль, и авто просто «занесет». Следите за дорожной обстановкой на протяжении всего перехода дороги. Не забудьте снять ненадолго капюшон и вытащить наушники – важно не только видеть, но и слышать автомобили.

Чем меньше ваше время пребывания на проезжей части, тем меньше вероятность попасть под автомобиль. Нельзя переходить дорогу наискосок, нельзя переходить дорогу медленно. Дорогу надо переходить быстрым шагом, но не бегом! Поведение пешеходов должно быть предсказуемым. Водители выбирают скорость, исходя из общей видимости дороги. То есть водитель ориентируется на элементы дороги, автомобили и пешеходов, которых он видит в данный момент. Если пешеход начал разбег за пределами видимости и неожиданно появился перед автомобилем, то водитель затормозить не успеет.

Не пренебрегайте использованием световозвращающих элементов. Обозначьте себя, детей и пожилых членов семьи фликерами. Это простой, но очень действенный способ стать заметным на дороге.

Наталья БОЛОТОВА, психолог ГУ «СТЦСОН».

Фото носит иллюстративный характер.