"Человек на Луне": 7 из 10. Райан Гослинг надевает скафандр и (спойлер) высаживается на Луну. 21.by

"Человек на Луне": 7 из 10. Райан Гослинг надевает скафандр и (спойлер) высаживается на Луну

12.10.2018 10:01 — Разное | Tut.by  
Размер текста:
A
A
A

По меркам проката почти сразу после премьеры в Венеции новая работа Дэмьена Шазелла «Человек на Луне» выходит в Минске. И почти первой в день премьеры его смотрит AFISHA.TUT.BY, чтобы констатировать, что режиссер освоил новый жанр, но не достиг с ним новых творческих высот.


О чем кино:

Все знают имя Нила Армстронга, но далеко не все в курсе, какой ценой ему дался этот «маленький шаг для человека и большой — для человечества».

Звание самого молодого обладателя «Оскара» за режиссуру коварно. Когда тебе 28, ты фрешмен и снимаешь что-то вроде «Одержимости», — это успех, поистине выход в открытый космос. Когда тебе 31 и ты выпускаешь «Ла-Ла Ленд» — это тот же выход в космос, но уже на другую территорию. При таком раскладе к твоим 33-м преданный зритель ждет, что ты как минимум откроешь новую планету или галактику. Каково же будет его удивление, если ты просто полетаешь на параплане под торжественную музыку.

Все это в большей степени проблема наших завышенных ожиданий, а не нового фильма — с ним все хорошо. Даже слишком. Шазелл в «Человеке на Луне» — старательный хорошист с каллиграфическим почерком. При этом в «Одержимости» — одаренный хулиган с неудом за поведение. Весь новый фильм американец старается быть максимально документальным. В интервью Шазелл хвастается, что его актеры и сценарист находили такие детали об Армстронге, каких не знали даже его коллеги. Оператор пытается уловить ритм движения космонавта на старте и в невесомости, композитор — зафиксировать, как звучит космос. И все эти детали и подробности добавляют картине вес — но, скорее, как качественному блокбастеру, нежели авторскому кино.


Параллельный монтаж земной истории и возвышенной темы про миссию — решение для молодого вундеркинда, мягко говоря, на троечку. Слишком очевидное, даже притом что все знают, чем эта история кончилась. Справиться с личной трагедией, как побороть гравитацию, — космически сложно — до вздутых вен на шее и выпученных глаз. Но порой не помогают даже такие усилия: от настоящей трагедии не уйдешь, даже если дислоцируешься на спутник или другую планету. Кажется, путешествие «Аполлона 11» нужно было Армстронгу именно для этого: за несколько дней преодолеть все пять стадий принятия горя, выбросить детский браслет в бездну и вернуться домой.

Астрономическому сообществу «Аполлон» нужен был еще и для того, чтобы доказать, что все трагедии были не зря. Этическая сторона науки и жертв человека ради человечества у Шазелла перекликается с недавно переведенной на русский, но уже нашумевшей книгой Ханьи Янагихары «Люди среди деревьев». Но по этой повестке американцу не хватило романной обстоятельности соотечественницы.


В российском кино космос так или иначе служит патриотическим целям. В случае Шазелла — едва ли не наоборот. Неудачи американской космической программы, недовольство властей, критика общества — все это не добавляло Армстронгу популярности. «Человек на Луне» в этом смысле — антигеройское кино. А суперсила Нила, кажется, в том, что он больше думает, чем говорит. Про СССР в картине Шазелла речь, кстати, заходит дважды: американцы, безусловно, видят в Советах соперников, но все же главная гонка — с самими собой.

В контексте же фильма Шазелла разговор про российское кино заходит гораздо чаще. И если в «Салюте 7» авторы с гордостью говорили про технические достижения и 20 минутах открытого космоса («больше только у «Гравитации!»), то «Человек на Луне» сосредоточился на приземленной стороне космических экспедиций. Болты и винтики в корабле удостаиваются внимания преданного оператора Шазелла Линуса Сандгрена не меньше, чем складки между бровями Гослинга. А предполетные подготовки, как и положено жанру, оттяпают куда больше хронометража, чем сама высадка на Луну. Здесь можно узнать Шазелла времен «Одержимости» — с кровяными мозолями на руках барабанщика. А уже в первой сцене — его фирменное мастерство выжимать саспенс из ничего. Кажется, вы испытали бы напряжение, даже если бы Шазелл снимал, как соседка нарезает салат.


На одной из встреч в кабинетах NASA Армстронг озвучит мысль, которая в случае Шазелла применима не столько к космосу, сколько к режиссуре, — «от точки наблюдения зависит перспектива». И в этом смысле у «Человека на Луне» самая безопасная позиция — как у операторов Хьюстона. Шазелл смотрит на события с дистанции в почти 50 лет, перед ним все предпосылки и последствия. Его перспектива простирается далеко за горизонт, он как Марти МакФлай, который уже купил «Спортивный Альманах Грейс» с результатами матчей.

С другой стороны, смени он несколько точек наблюдения, перспектива вышла бы еще обстоятельнее. Но Армстронг так и остается для Шазелла легендой из книг (по одной из таких и был написан сценарий). Автор цепляется за каждое событие в жизни космонавта как за решающее. Даже бытовые, на первый взгляд, посиделки с друзьями или песенка, которую он поет своей дочери, — все привязывается к той самой решающей высадке на Луну. Впрочем, фамилия Спилберга в финальных титрах объясняет и это. Остается только зафиксировать, что Шазелл успешно высадился на новую жанровую территорию, — и идти дальше.

Читайте также


9 премьер октября в Минске, на которые мы рекомендуем запастись билетами

Самый актуальный график премьер смотрите тут
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По меркам проката почти сразу после премьеры в Венеции новая работа Дэмьена Шазелла выходит в Минске.
 
 
 


Архив (Разное)

21.by в социальных сетях

Свежие газеты

19.10.2018
Mir24.TV Belarus
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Новости Докшицы
Днепровская правда (Дуюровно)
Міёрскія навіны
Голас Сененшчыны
Герой працы
Газета Авангард
Лоевский край
Чырвоны Кастрычнiк
Петрыкаускiя навiны
Хойницкiя навiны
Новости Волковыска
Вороновская газета
Ивьевский край
Полымя
Lida.Info
Заря над Неманам
Свислочская газета
Светлы шлях
Единство
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кировец
Голас Касцюкоушчыны
Кричевская жизнь
Асiповiцкi край
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)
Святло кастрычнiка (Мстиславль)
20.10.2018
Mir24.TV Belarus
Полесская правда
Пинский Вестник
Гарадоцкi веснiк
Газета Авангард
Лоевский край
Петрыкаускiя навiны
Вороновская газета
Заря над Неманам
Свислочская газета
Светлы шлях
Единство
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Маяк Преднепровья
Радзiма
Голас Касцюкоушчыны
Святло кастрычнiка (Мстиславль)


Партнёры

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика