"Еще семь лет назад цены переписывали вручную". Как собирают данные для официальной статистики. 21.by

"Еще семь лет назад цены переписывали вручную". Как собирают данные для официальной статистики

17.10.2018 18:24 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Один программист, который тестировал программу для планшета, сказал, что даже за свою зарплату он не согласился бы на эту работу. Слякоть, дождь, люди нервные в магазинах», — рассказывает Светлана Назарова, которая работает регистратором цен. Эти специалисты ежедневно обходят магазины и фиксируют цены. Другим способом данные получить невозможно, поэтому без такой скрупулезной работы обойтись нельзя.

FINANCE.TUT.BY отправился в один из минских супермаркетов вместе с регистратором цен, чтобы увидеть, как собираются данные для официальной статистики по ценам на товары и услуги.


«Приходили домой и ночами формировали базу»

Обычный рабочий день Светланы Назаровой начинается не в офисе, а в магазине. В руках у нее планшет, куда женщина заносит действующие цены. На экране отображается табличка, где указаны название продукта и его характеристики.

— Вот, смотрите, перловка. Стоимость заносили в базу ровно месяц назад, поэтому нужно обновить данные. Мы используем скользящий метод регистрации. Если товар зарегистрирован на 12-е число, то в следующем месяце его нужно найти в тот же самый срок. Плюс-минус два дня, потому что бывают перебои с поставками, — рассказывает регистратор.

 

Светлана достаточно быстро находит нужные продукты на полке и отличает товары разных производителей. «Пятнадцать лет работы не прошли даром», — объясняет она. В профессию Светлана пришла «по маминым стопам», так что увлечение статистикой у них семейное. Кстати, в регистраторы не может прийти человек «с улицы» — у него обязательно должно быть высшее экономическое образование.

— Данные нужно собрать в сжатые сроки. Еще семь лет назад цены переписывали вручную. Приходили домой и ночами формировали базу. Сейчас все скидываешь с компьютера, поэтому проще. Но к технике тоже некоторое время привыкали.

В программе указаны три вида крупы от разных производителей. Женщина добавляет соответствующие цены, на экране мгновенно высвечивается информация, насколько подорожал тот или иной товар. Прежде чем добавить стоимость, нужно сверить данные — название, вес, упаковку, состав и прочие характеристики.

— К примеру, чтобы пошел расчет, сотрудники обязательно должны ввести все необходимые составляющие, в том числе объем упаковки. Производитель может пойти на хитрость — уменьшить упаковку на 50 граммов, но оставить прежнюю цену. Наша программа учтет это, пересчитает данные и покажет рост.

Если цена не поменялась за месяц, ее не нужно вводить вручную. Достаточно нажать соответствующую кнопку «копия». В среднем регистратор фиксирует по 40 товаров в день, посещая разные торговые точки.

«Мы же не закрываем глаза на рост цен»

Светлана говорит, что «процесс сбора данных довольно трудоемкий».

— С товароведами бывает очень сложно — не каждый идет на контакт, нужно наработать свои подходы.


— Регистратор приходит в магазин и видит полку с товаром. Что взять, непонятно. Кто-то любит одно, кто-то другое, сам работник предпочитает третье.

Поэтому специалист обращается за помощью к товароведам и спрашивает, какие продукты пользуются наибольшей популярностью. Это делается единожды в начале года, когда сформирована новая потребительская корзина.

— Для просмотра объемов реализации надо, чтобы товароведы открыли базу регистратору. Поэтому важно изначально расположить к себе работника и объяснить, что ты не враг, а только сборщик информации, у которого нет цели подставить магазин. Это психологически тяжело. Особенно сложно работать на рынках.

При выборе товара важно обратить внимание не только на его популярность, но и на доступность. Это значит, что продукт не должен исчезнуть с полок магазина, чтобы у регистратора была возможность отслеживать его стоимость в течение года, с 10-го по 30-е число каждого месяца.

— Но даже если он уйдет из реализации на один месяц, есть специальный статистический метод, который помогает рассчитать реальное изменение цены за отчетную дату и сохранить динамический ряд по изменению цены с начала года.

В случае неожиданного исчезновения товара этот метод может использоваться один-два месяца. Если товар за это время не появится в продаже, его заменят на аналогичный. При этом сравнивать его цену со стоимостью прежнего товара нельзя.


Если регистратор фиксирует цену и видит, что какой-то товар резко подорожал, он должен поинтересоваться, в чем причина.

— Мы же не закрываем глаза на рост цен. Обязательно спрашиваем, почему так произошло. Все мы люди. Бывает и такое, что в магазине ответственный делал ценник и цифру перепутал. А наш специалист ввел ее и получил неверную информацию. Такое случается крайне редко, поэтому важно предусмотреть все варианты.

Перечень магазинов формируется по принципу географического расположения — нужно охватить как центр города, так и его окраины. Также важно включить в выборку все виды торговых помещений — от крупных торговых сетей до объектов шаговой доступности. Попадать должны все формы собственности — и государственная, и частная.

— Список торговых объектов незначительно корректируется каждый год, если есть такая необходимость. Вычеркивают закрывшиеся точки, добавляют новые. Из последнего — магазины «Евроопта», которые начали активно открываться в малых городах.


Дело не в статистике, а в выборе покупок?

Регистраторы отслеживают изменение цен на 459 товаров и услуг. Список, с помощью которого специалисты отслеживает инфляцию, называется потребительская корзина. Ее составляет не регистратор, а другие работники.

В состав потребительской корзины входят не только самые распространенные товары и услуги. Например, специалисты отслеживают рост цены на «пирожки и блинчики с мясом, чебуреки, беляши, голубцы», «конфеты, глазированные жировой глазурью» (типа «Лимонные», «Осенние»).

Среди непродовольственных товаров в списке есть «дорожка ковровая», «полотенце махровое банное», «полотно гардинное тюлевое из синтетических нитей», «картридж для очистки воды» или «сковорода с антипригарным покрытием».

Также учитывают цены на услуги бань и душевых, ремонт обуви, «стрижку модельную в женском зале», «курсы по подготовке водителей» или «услуги фотоателье».

Чтобы сформировать этот перечень, специалисты Белстата опрашивают около 6 тысяч домохозяйств.

— Одиноко проживающий студент — тоже домохозяйство. Одновременно с этим, если домохозяйство состоит из трех человек, учитываются расходы каждого члена, — говорит Светлана.

В опросе принимают участие семьи с разным уровнем доходов — это нужно для того, чтобы картина получилась максимально объективной. Домохозяйства включают в обследование через случайный отбор.

— Нужно целый год скрупулезно записывать все свои расходы, причем не только на еду. Одежда, машины, сотовая связь — там большой перечень. Людям, которые привыкли вести учет, это не доставляет особого дискомфорта. Им все равно, куда записывать — себе в тетрадку или в статистический дневник.

Через год получается общая картина — что в течение двенадцати месяцев все эти семьи приобретали на свои доходы или сбережения. Данные за 12 месяцев берутся потому, что есть нерегулярные покупки — например, мебель, теплая одежда или лекарства, связанные с сезонными заболеваниями.

— Для формирования потребительской корзины отбираются товары и услуги, которые заняли более 0,01% от общих расходов домохозяйств. В зависимости от стоимости и частоты приобретения отобранный товар или услуга в этой потребительской корзине имеет свой удельный вес. Например, в продовольствии большую часть составляют мясо и мясопродукты.


Поэтому и получается, что список товаров и услуг, цены на которые отслеживают регистраторы, меняется каждый год. Новую позицию в этот перечень включают, если заметно повышается ее потребление. Из последнего, что отобрано для включения, — курсы иностранных языков, занятия танцами, техническое обслуживание домофонов, дополнительные образовательные услуги в детских садах.

— Если растет удельный вес расходов на услуги, это хороший знак. Правда, сюда не должны включаться обязательные платежи. Когда увеличиваются траты на продовольствие, это говорит о том, что в семьях не все хорошо с доходами.

Что касается продуктов, то здесь изменений меньше.

— Наше население достаточно традиционно в своих гастрономических пристрастиях. Но случаи такие были. Например, когда белорусские производители начали продавать рассольные сыры типа брынзы и моцареллы, их стали активно покупать. То же самое было с белорусской икорной намазкой одной местной компании. Соответственно, этот продукт мы включили в корзину.


Потребительская корзина у всех белорусов разная, и она может отличаться от среднестатистической, отмечают специалисты. Отсюда возникает понятие личной инфляции, которое может не совпадать с официальной статистикой. В том числе и поэтому бывает, что человек чувствует значительное подорожание своих любимых продуктов или услуг, но не видит, как это отображается на общем индексе. Но дело не в статистике, а в выборе покупок.

— Что такое инфляция? Это общий рост цен по усредненной потребительской корзине. Каждый товар имеет свой удельный вес и степень влияния. Поэтому подорожание одного товара, например мяса или молока, не отражает общее повышение уровня потребительских цен, а лишь является его составной частью.

Читайте также


«Провели деноминацию, и все стало дорожать быстрее». Проверяем, правда это или все-таки нет

«Остается конъюнктурный шок». Нацбанк — про «проблемные» продукты, которые разгоняют инфляцию

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
FINANCE.TUT.BY отправился в один из минских супермаркетов вместе с регистратором цен, чтобы увидеть, как собираются данные для официальной статистики.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика