Томос на горизонте, или Подводные камни Украинской автокефалии . 21.by

Томос на горизонте, или Подводные камни Украинской автокефалии

18.12.2018 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Длительная эпопея получения томоса, то есть создание автокефальной, независимой церкви на Украине, вступила в свою финальную стадию. В Киеве, в здании древнего храма святой Софии, 15 декабря прошел так называемый объединительный православный собор, на котором было объявлено о создании Православной церкви Украины (ПЦУ) и избран руководитель этой новой религиозной организации.

Им стал митрополит бывшей Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Епифаний (Думенко). Бывшей – потому что с 15 декабря произошло формальное объединение двух церковных структур: той самой УПЦ КП и Украинской автокефальной православной церкви. Из 190 делегатов церковного съезда 126 духовных лиц и мирян представляли Киевский патриархат, 36 представителей было от УАПЦ. Кроме того, на собрании присутствовали два архиерея Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), четыре представителя Константинопольского Вселенского патриарха Варфоломея во главе с епископом Галльским Эммануилом, а также высшие должностные лица Украины: действующий президент Петр Порошенко, председатель Верховной рады Андрей Парубий и экс-президент Виктор Ющенко.

Однако в действительности прошедшее мероприятие сложно назвать «объединительным собором». Как известно, обе упомянутые церкви, чьи представители приняли участие в соборе, не являются каноническими, то есть не были признаны другими пятнадцатью поместными православными церквями. Единственной законной (в глазах мирового православия) является лишь третья – УПЦ МП во главе с митрополитом Онуфрием, которая отказалась принимать участие в соборе и заявила, что не нуждается ни в какой автокефалии. Сохраняя тесную духовную связь с Московским патриархатом Русской православной церкви, каноническая УПЦ обладает весьма широкими автономными правами: она независима в выборе собственного митрополита, имеет право канонизации собственных святых, не обязана перечислять какие-либо денежные средства за пределы Украины.

Перед проведением собора на церковных иерархов и мирян канонической православной церкви оказывалось серьезное давление. Ряд епископов и священников были вызваны «для беседы» в Службу безопасности Украины (одного из них, митрополита Могилев-Подольского Агапита, даже задержали и насильно доставили в Киев). Приглашения на собор митрополитам и епископам вручались представителями властных структур, а президент Петр Порошенко даже предлагал провести с иерархами УПЦ МП встречу, но лишь на своей территории. Ответное предложение – встретиться с православным клиром в Киево-Печерской лавре – было им отвергнуто. Однако, несмотря на эти беспрецедентные попытки светских властей повлиять на решение формально отделенной от государства церкви и принудить ее к участию в соборе, из 90 иерархов УПЦ МП решились на это лишь двое. За что, кстати, их объявили раскольниками и отстранили от должностей.

К УПЦ Московского патриархата на Украине принадлежат 12 334 прихода, в то время как к обеим раскольническим церквям в общей сложности – чуть более 6000. В канонической УПЦ насчитывается свыше 15 000 священников и монахов, а в новообразованной ПЦУ – немногим более 4200. В распоряжении УПЦ МП – свыше 11 200 храмов и помещений, а у ПЦУ – около 4500. При таком раскладе произошедшее в Софийском соборе собрание можно рассматривать лишь как объединение двух раскольнических церквей в одну, но никак нельзя говорить о появлении легитимной единой украинской православной церкви. К тому же, судя по попавшим в прессу отдельным подробностям, можно сделать вывод, что Константинопольский патриархат, беря под свое покровительство и управление новосозданную Православную церковь Украины, значительно урезает ее полномочия. Например, в сфере канонизации святых (это можно будет делать лишь с разрешения Вселенского патриарха) или финансовой самостоятельности (предполагаются выплаты значительных сумм Фанару, где размещена резиденция Константинопольского патриарха).

Так что намеченное на 6 января торжественное вручение новому митрополиту ПЦУ Епифанию томоса вовсе не означает окончательного объединения православных верующих Украины в лоне одной церкви. К сожалению, оно означает лишь углубление раскола и переход к новой стадии борьбы – за храмы, за монастыри, за паству. И борьба эта приведет лишь к новым жертвам. 

 
Теги: Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Длительная эпопея получения томоса, то есть создание автокефальной, независимой церкви на Украине, вступила в свою финальную стадию. В Киеве, в здании…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика