Жаркое небо «горячей точки» навсегда останется в памяти Иосифа Куриловича. 21.by

Жаркое небо «горячей точки» навсегда останется в памяти Иосифа Куриловича

18.01.2019 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

IMG_3909 (Копировать)

В 2019 году исполняется 30 лет со дня  вывода советских войск с территории Афганистана. Эта дата — незажившая рана для тех, кто потерял близких, чья юность оказалась опаленной афганской войной. Она давно закончилась, но боль утрат — это живая боль, как и память о боевых друзьях, чья жизнь там оборвалась…

О суровых афганских буднях и своей боевой юности вспоминают шарковчанин Иосиф Витальевич Курилович.

— Высота, полет — про это мечтал уже в школьные годы. В то время даже не мог допустить мысли о летной работе. Она казалась мне далекой и несбыточной мечтой. Однако время шло, я взрослел и после окончания школы знакомый из военкомата предложил поступать мне в Витебский учебный авиационный центр ДОСААФ, я тут же согласился.

Затем была учеба в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков, которое наш земляк закончил в 1981 году.

Свою службу Иосиф Курилович начал в Белорусском военном округе, в поселке Засимовичи Брестской области. Там он налетал свои первые часы полета на МИ-8. Затем военным командованием был направлен в Россию в город Таржок, где в центре переучивания летного состава пересел на управление МИ-24. В 1982 году военное командование направило часть офицерского и личного состава авиабазы для выполнения интернационального долга в Республику Афганистан. Среди тех, кто отправился в «горячую точку», был и лейтенант, летчик-оператор вертолета Ми-24 Иосиф Курилович. Сначала была учебная часть, где летчики получали навыки полетов в гористой местности. Затем — аэродром города Джелалабад, который навсегда вписался в биографию шарковчанина незабываемой страницей.

— Учиться пришлось буквально на лету, рассказывает Иосиф Витальевич. — Условия для полетов были невероятно сложные. Горная местность сама по себе очень опасна, а тем более, когда температуры предельно высокие. При обычных для этой жаркой страны летних +40 градусов даже на равнинных аэродромах располагаемая мощность двигателей падала на треть, а в высокогорье двигатели не выдавали и половины мощности. Поэтому несчастные случаи при посадках происходили даже с опытнейшими пилотами, у которых был огромный налет часов. Лучшим учителем была каждодневная работа: в день экипажи выполняли по 5—6 вылетов, проводя в воздухе до 8 часов.

В практику вошли маневры с большими перегрузками и крутые пикирования. Многие его знакомые летчики впоследствии говорили, что летать по-настоящему их научил Афган.

На личном счету Иосифа Куриловича 250 боевых вылетов — это 400 часов в небе, связанных с разведкой местности, сопровождением колонн, прикрытием поисково-спасательных служб, выполнением боевых операций, авиаударов по внезапно обнаруженным целям.

Без армейской авиации сегодня трудно представить и армию, и войну. Знакомый силуэт «двадцатьчетверки» — боевого вертолета Ми-24 — в Афганистане не раз дарил надежду десантникам и пехоте в самых безнадежных боевых ситуациях. А скольких раненых, рискуя своей жизнью, вывезли с поля боя вертолетчики!

Навсегда в памяти Иосифа Витальевича останется один из роковых дней — 24 июля, когда душманами был сбит вертолет односослуживцев и близких друзей.

— Шла наземная операция, — рассказывает он. — В районе Пачиро-Опан в провинции Нангархар в 5 часов вечера наши 2 экипажа были подняты на прикрытие вертолета МИ-8. Набрав высоту 800 метров, один вертолет был поражен с земли ракетой. Из 12 раненых солдат и трех человек экипажа, в числе которых были мои друзья, никто не выжил…

После Афганистана в 1985 году Иосиф Курилович прошел лечение в Минском военном госпитале, после которого врачи вынесли вердикт: к летной службы не пригоден. Поэтому старшему лейтенанту пришлось сменить военный мундир на штатский костюм. От военного командования он получил медаль «За боевые заслуги» и Почетную грамоту Верховного Совета СССР.

Возвращения с войны молодого летчика с нетерпением дома ждали родители — Виталий Эдуардович и Клавдия Ивановна.

Жизнь не стоит на месте. Через некоторое время он женился на Алине Викентьевне. Они воспитали двоих сыновей — Сергея и Валерия. Сейчас Иосиф Витальевич работает асфальтобетонщиком в Шарковщинском дорожно-строительном управлении № 26.

Елена АНАНИЧ.

Comments are closed.

 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика