Родители часто сами способствуют задержке речи ребенка: когда нужно обращаться к логопеду?
23.05.2019
—
Разное
|
– В каком возрасте лучше всего обращаться к логопеду, если есть проблемы с речью?
– Фразовая речь у ребенка формируется приблизительно к двум с половиной – трем годам. Но есть такое нарушение речи, как алалия (отсутствие речи). И если родители обеспокоены тем, что речь у ребенка не развивается так, как у его сверстников, то можно обратиться к логопеду раньше. Когда есть задержка гуления, лепета, скорее всего, будет и задержка в появлении слов, в формировании фразы. В четыре месяца должно быть четкое гуление, в 6 – 8 месяцев – лепет. Первые слова – к году. Первые фразы – к двум годам, фразовая речь – к трем годам. Чисто произносить сложные звуки, такие как [р], [л], ребенок должен к 5-6 годам. – Как понять, у ребенка есть проблемы или он просто не выговаривает что-то или картавит в силу малолетнего возраста и это пройдет само собой? – Если есть какие-то сомнения, лучше обратиться к логопеду. Он определит, нуждается ли ребенок в его помощи или это возрастное нарушение звукопроизношения. Читайте также: – Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек? – Есть, и это генетически заложено. Девочки начинают раньше говорить, чем мальчики. Бывает так, что у ребенка есть задержка речи. Это зависит от среды, в которой он растет, от родителей, от индивидуальных темпов развития речи. Важно, чтобы у ребенка было хорошее понимание речи и постоянно пополнялся активный словарный запас не только новыми существительными, но и глаголами, прилагательными, наречиями. – Нужно ли вести ребенка к логопеду для профилактики, даже если слышимых проблем с речью не наблюдается? Если да, то в каком возрасте это стоит делать? – Родитель может не слышать, правильно или нет ребенок произносит звуки. Перед школой все дети обязательно проходят консультацию логопеда, который находится в детской поликлинике. Если есть проблемы с речью, ребенка направят к школьному логопеду. Важно исправить звукопроизношение до школы. Потому что бывает так, что тот звук, который ребенок заменяет в речи, он начинает заменять и на письме. – Какие основные ошибки допускают родители, желая помочь своему ребенку быстрее заговорить? – Зачастую родители сами способствуют задержке речи, потому что они понимают все, что ребенок им показывает жестом, и не просят его называть. Кроме того, не стоит многократно повторять слова «скажи», «повтори», заставлять ребенка говорить, потому что он может начать плохо реагировать на речь, замолчать. Речь у него будет ассоциироваться с неприятными эмоциями.
– Существует ли генетические проблемы с речью, картавость? – Есть генетическая предрасположенность к укорочению подъязычной связки, что может влиять на нарушение произношения некоторых звуков. Именно строение подъязычной связки и языка может передаваться по наследству. Эту проблему можно решить при помощи подрезания связки, из-за чего язык поднимается выше и становится возможным выговаривание того же звука [р]. – Склонны ли дети имитировать картавость родителей или ближайших родственников, друзей? – Если ребенок будет слышать неправильное произношение дома, ему будет сложно выговаривать звуки правильно. Дети действительно склонны к имитации и подражанию, в том числе и речи. Желательно, чтобы в окружении детей были правильно говорящие взрослые. Если есть заикающиеся люди в окружении, дети могут начать подражать и им. – Можно ли избавиться от проблем с речью во взрослом возрасте? Займет ли это больше времени, чем если бы человек начал работать с логопедом в детстве? – При желании это возможно. Но однозначно сказать нельзя, потому что, если у взрослого есть желание избавиться от какого-то речевого нарушения, понятно, что он будет относиться к этому более ответственно, чем ребенок. Взрослый будет прилагать больше усилий. Но при этом очень трудно преодолеть стереотип неправильного произношения, который уже сформировался. Вот в этом и есть проблема. У детей это происходит быстрее. Читайте также: – Стоит ли обращаться к логопеду взрослому человеку, если его самого и его окружение не смущает его небольшой дефект речи (например, он считает это своей изюминкой)? – Если это не связано с профессией человека и он считает небольшой дефект речи своей изюминкой, не имеет психологических проблем в связи с его звукопроизношением, можно, конечно же, не исправлять. Но, когда у него появятся дети, это станет проблемой, потому что дети будут копировать его произношение. – Можно ли избавиться от дефекта речи самостоятельно, так сказать, в домашних условиях? – Должен консультировать специалист. Взрослый человек может заниматься самостоятельно дома, но определить нарушения его речи должен логопед и разработать индивидуальную программу занятий. – Как избавиться от слов-паразитов самостоятельно? – Есть такой термин «эмболофразия». Она выражается в добавлении лишних, не имеющих отношения к смыслу фразы звуков и слов (эмбол), таких как [а], [э], «ну», «это» и так далее. Часто это происходит из-за того, что у человека недостаточный словарный запас либо есть проблемы с изложением своих мыслей, построением фразы. В случае эмболофразии нужно следить за своей речью, больше читать. Если проблема не решается самостоятельно, можно обратиться к логопеду. – Что такое логопедический массаж и для чего он нужен? – Это один из методов логопедического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж нужен для того, чтобы скорректировать правильную работу артикуляционного аппарата. Он способствует нормализации произносительной стороны речи. – Какие проблемы, кроме невыговаривания звуков, заикания и картавости, еще может решить логопед? – В компетенцию логопеда кроме перечисленных входит растормаживание речи, логопедический массаж, развитие моторики артикуляционного аппарата, логоритмика, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, коррекция высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, развитие мелкой моторики. Коррекция дизартрии, алалии, афазии, анартрии, задержки речевого развития, общего недоразвития речи. Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, ранним детским аутизмом, ДЦП.
|
|