В рамках проекта “Какие наши годы!” – ветеран труда, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Иван Кириллович Козич. 21.by

В рамках проекта “Какие наши годы!” – ветеран труда, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Иван Кириллович Козич

21.11.2019 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Ну и кто ж заподозрит, что этот импозантный седовласый джентльмен в следующем году отметит своё 90-летие? Трое детей подарили ему восьмерых внуков, а те в свою очередь – девятерых правнуков, но слово дед как-то совсем не вяжется с Иваном Кирилловичем Козичем. В нём и сегодня чувствуется лидер, руководитель, крепкий хозяйственник – человек, берущий на себя ответственность за других. Война рано сделала взрослыми это поколение дерзких мальчишек, из которых выросла плеяда настоящих мужчин, умеющих много трудиться и не бояться трудностей, вести за собой других и зажигать сердца новой идеей.
В рамках нашего проекта “Какие наши годы!” мы попросили ветерана труда, кавалера ордена Трудового Красного Знамени И.К. Козича вспомнить былые времена и сравнить их с днём сегодняшним.

 

Награды брата – семейная реликвия

– А ведь всё начинается с детства, – уверен Иван Кириллович. – Там закладывается стержень и формируется личность. Я вырос в большой крестьянской семье. У моих отца и матери родились девять сыновей и дочь. В военное лихолетье, когда в наших Куриловцах люди вообще оказались без медицинской помощи, один малыш тяжело заболел и не выжил, а всех остальных родители поставили на ноги, воспитали настоящими людьми. Но война бесцеремонно калечила судьбы. Старшего брата Колю фашисты насильно вывезли в Германию, и это было огромным горем для всей семьи.

 

После освобождения от оккупантов, отец и второй взрослый брат были призваны на армейскую службу. Отец в силу возраста вскоре вернулся, а вот Володя воевал, совсем немного не дошёл до Берлина. Уже оставались считанные недели до победы, а он в жестоком бою сложил свою юную голову. Потом, уже в мирное время, нам сообщили о его наградах – ордене Славы и медали “За отвагу”. Меня вызвали в Щучинский военкомат и передали документы.

 

В ответе за … синематограф

– Часто вспоминаю, как мы, послевоенные ребята-переростки, гурьбой ходили на занятия в Новодворскую семилетку, как тянулись к знаниям. А вот аттестат о среднем образовании я уже получал в Остринской школе. Острино, кстати, в те времена было центром Василишковского района, где издавалась газета “Ленінскі шлях” и действовала своя типография. Именно здесь я нашел первое рабочее место: сначала трудился наборщиком, а затем – печатником. Вскоре “сделал карьеру”: меня пригласили на должность райорганизатора союзпечати, отвечал за подписку периодических изданий среди организаций и населения. Газеты в те годы – региональные, республиканские, всесоюзные – приходили практически в каждый дом (ведь стоили всего 2 копейки!), а печатное слово имело огромный авторитет и силу. 

 

Но тут жизнь направила в новое русло, и я на деле ощутил объективность крылатого выражения классика: из всех искусств важнейшим является кино. В 1957 году мне доверили должность заместителя заведующего отделом культуры по … кино. Нет-нет, фильмов мы не снимали, но каждый месяц я отправлялся в Гродно заказывать новые киноленты для сельских зрителей, выстраивал логистику их показов и передачи железных бобин от киномеханика к киномеханику, чтобы охватить весь район, не оставить без внимания ни одну, даже самую далёкую, деревеньку.

 


 

У нас действовало более десятка кинопередвижек. Люди очень ждали этих сеансов, предпочитая фильмы о войне, хотя так измучились, исстрадались, но готовы были вновь и вновь погружаться в героические и одновременно трагические события. Заранее готовили самую большую в деревне хату, вешали на стену простыню вместо экрана, приходили со своими табуретками, лавками, а дети, поджав ноги, занимали позиции прямо на полу. С многодетных денег не брали. Понимали, как им трудно выживать, а кино было отдушиной и для ребятни, и для взрослых.

 

Зимой на лето заготавливали лёд: он служил вместо холодильника!

– 1959 год. Земляки оказывают мне высокое доверие и избирают председателем Нарошанского сельсовета, в который входят и мои родные Куриловцы, и возрожденные из пепла Зиняки, и многие другие деревни, у каждой из которых своя история, такая же непростая судьба, как и у здешних жителей. Занимаясь сельсоветскими делами, я всегда вникал в производственные процессы, подсказывал, где, на мой взгляд, можно найти резерв для развития хозяйства. И это не осталось незамеченным. В 1962 году неожиданно люди избрали меня заместителем председателя местного колхоза “Заря”, а чтобы восполнить пробел в знаниях, райком партии направляет на курсы слушателей годичной школы руководящих кадров колхозов и совхозов при Гродненском сельхозинституте. 

 

После окончания учебы я прибыл на работу в Щучинский район, где был назначен на должность инспектора-парторганизатора. Выезжал на фермы и поля, встречался с трудовыми коллективами сельхозорганизаций, вникал в проблемы и старался найти пути их решения. Не просто инспектировал, а стремился реально помочь, испытывая искреннюю радость, когда это удавалось. 

 

С 1964-го и на протяжении восьми последующих лет мне довелось руководить колхозом “Путь Ленина” с центральной усадьбой в Раковичах. Я пришёл в хозяйство, когда оно даже не было электрифицировано. Коров доили вручную и при свете керосинок. Зимой заготавливали … лёд и хранили глыбы в специально оборудованных буртах, чтобы летом хоть как-то охлаждать молоко. Автоматизации – никакой: жали серпами и жатками, косили косами.

 

Сегодня, в век прогресса и высоких технологий, даже трудно представить подобное. Но тем не менее показатели росли, в домах колхозников засияла “лампочка Ильича”, пришло электричество и на производственные объекты. 

 

На “Заре коммунизма”

– 70-е для меня прошли очень напряжённо, но плодотворно. Более десятка лет я руководил колхозом “Заря коммунизма” в г.п. Желудок. Уходил на работу, когда дети ещё спали, приходил – когда уже спали, выходные были только в мечтах. Но семья, к счастью, всегда понимала меня. 

 

Колхоз укрупнялся, нагрузки увеличивались. Было принято решение о строительстве мощного животноводческого комплекса на 24 тысячи свиней: амбициозный для тех лет проект! 

 

Сельхозуправление тогда возглавлял Владимир Иванович Демьянков, и он тоже был одержим этой идеей. Мы вместе колесили по регионам, изучая опыт соседей. Даже на Брестчину отправились, даже в Латвию: присматривались к разным проектам, разным подходам и технологиям, пока выбрали приемлемый для нашей местности вариант. Когда заканчивали строительство, открылась проблема с подбором кадров. На обучение и стажировку возили своих животноводов в Обухово. В результате с поставленными задачами справились с честью. И сегодня этот комплекс один из лучших не только в районе, но и за его пределами.

 

Мэр на своей территории

– 80-90-е годы я встретил на должности председателя Щучинского сельисполкома. Было много хорошего в этот период: каждый год проходил под знаком определённой деревни, над благоустройством которой работали особенно тщательно, а венцом всему становился яркий и запоминающийся праздник для сельчан.

 

По моей просьбе колхоз выделял подарки лучшим труженикам и старожилам деревни, помогал с ремонтом дорог и решением других важных для жизни вопросов, да и сельчане наводили “генеральную уборку” не только на своих усадьбах, но и улицах, общих территориях. Зарождалась очень хорошая традиция, которая год за годом охватывала все населённые пункты.

 


 

А вот лихие 90-е не могли порадовать. В сельисполкоме приходилось “делить” поступившую по разнарядке мебель, выдавать талоны на товары повседневного спроса. Конечно, люди недоумевали, как в такой огромной, далеко не бедной стране для простого человека нет самого необходимого, почему процветают дефицит, блат, а по сути – коррупция.

 

К счастью, мы пережили те нелёгкие времена, сделали важные выводы. Уроки истории – они ведь самые мудрые и поучительные. 

 

Татьяна СТУПАКЕВИЧ.
Фото автора и из архива И.К. Козича.

 
Теги: Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ну и кто ж заподозрит, что этот импозантный седовласый джентльмен в следующем году отметит своё 90-летие? Трое детей подарили ему восьмерых внуков, а те в свою...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика