Куба нужна Минску, чтобы было куда летать

08.07.2012 16:50 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Рассчитывать на прорыв в развитии белорусско-кубинских связей после недавнего визита Александра Лукашенко в Гавану нет оснований. «Остров Свободы» беден, а Минск декларирует широкие перспективы сотрудничества прежде всего в пропагандистских целях.

На Кубе

Сотрудничество между Беларусью и Кубой началось в 1960-х годах, когда «Остров Свободы», где победили силы под руководством Фиделя Кастро, примкнул к «мировой системе социализма». До начала 1990-х годов взаимодействие формировалось на основе коммунистической идеологии и при политическом диктате Москвы: Беларусь как часть СССР не могла проводить самостоятельную внешнюю политику.

Обретение Беларусью независимости в 1991 году принципиально изменило характер связей с Кубой.

16 апреля 1992 года официальный Минск и Гавана установили дипломатические отношения. В том же году в белорусской столице появилось кубинское торговое представительство, которое в 1997 году было преобразовано в посольство. В 1998 году белорусская сторона открыла посольство в Гаване. Впрочем, полноценный глава белорусской дипломатической миссии на Кубе появился лишь в марте 2003 года.

Первоначально взаимодействие между Минском и Гаваной было сдержанным, поскольку развивать сотрудничество на старых принципах было невозможно, а новая база не прощупывалась.

Однако во второй половине 1990-х годов контакты стали более интенсивными. В немалой степени здесь сказалось ухудшение отношений Беларуси со странами Запада и желание белорусского руководства найти альтернативные внешнеполитические опоры. Куба, идеологически близкая с советских времен, выглядела в этом плане подходящим партнером. В свою очередь, Куба, которая после распада СССР оказалась в крайне сложном состоянии, также нуждалась в союзнике.

Первоначально белорусско-кубинские контакты поддерживались преимущественно по линии внешнеполитических ведомств. В 1997 году состоялся первый визит на Кубу делегации депутатов Национального собрания Республики Беларусь. В сентябре 2000 года в Гаване побывал с официальным визитом президент Беларуси Александр Лукашенко. Главным итогом стало подписание договора о дружественных отношениях и сотрудничестве и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Документы заложили правовую основу сотрудничества.

В 2001-2011 годах Беларусь и Куба поддерживали контакты на уровне правительств, министерств иностранных дел, парламентариев. В 2006 году Кубу посетили Александр Лукашенко (визит был приурочен к проведению в Гаване очередного саммита Движения неприсоединения), а также Сергей Сидорский, возглавлявший в то время белорусское правительство, и тогдашний министр обороны Леонид Мальцев.

Стороны неоднократно констатировали полное совпадение подходов к важнейшим международным проблемам. Дипломаты двух стран координировали действия в международных организациях, прежде всего в ООН и Движении неприсоединения. Белорусские дипломаты добивались отмены экономического эмбарго в отношении Кубы, введенного США в 1960-х годах. В свою очередь, Гавана поддерживала позицию Минска по проблемам демократии и прав человека.

Однако совпадение политических подходов не вело к серьезному расширению взаимодействия в торгово-экономической и инвестиционной сферах.

Поначалу белорусская сторона стала активно закупать кубинский сахар-сырец, рассчитывая на сбыт в России. Использование этой схемы привело к быстрому росту товарооборота. Однако когда Россия поставила барьер на пути тростникового сахара, выяснилось, что возможности белорусско-кубинской торговли очень ограничены.

Лишь в 2008 году стороны смогли довести объем товарооборота да 50 млн. долларов, однако кризисные явления в мировой экономике привели к новому спаду в торговле. В 2009 году белорусско-кубинский товарооборот уложился в 16 млн. долларов, а в 2010 году снизился до уровня середины 1990-х годов и составил всего лишь 7,4 млн. долларов.

В прошлом году ситуация улучшилась. Товарооборот составил 50,2 млн. долларов, побив рекорд 2008 года. Однако рекордный показатель был получен за счет кредита, предоставленного Кубе белорусским правительством под закупки белорусской техники. Сможет ли Минск продолжать торговлю на подобных условиях — большой вопрос. Пока же доля Кубы во внешней торговле Беларуси не превысила 0,06%.

После отказа от закупок сахара-сырца Беларусь сохраняет в торговле с Кубой положительное сальдо. В 2008 году оно составило 20,5 млн. долларов при экспорте в 35,1 млн. и импорте в 14,6 млн. долларов. В последующие годы белорусская сторона также поставляла своей продукции на Кубу больше, чем ввозила товаров оттуда. Более того, в 2009 и 2010 годах импортные закупки с Кубы были сведены к минимуму. Что касается белорусского экспорта, то его объем в 2009 году составил 15,1 млн. долларов, а в 2010 году — 6,9 млн. В 2011 году Беларусь экспортировала на Кубу продукции на 34,1 млн. долларов, импортировала — на 16,1 млн.

В структуре белорусского экспорта на Кубу в конце 2000-х годов преобладала сложнотехническая продукция, хотя до недавнего времени поставки белорусской техники были не слишком значительными. Ситуация изменилась лишь в прошлом году, когда кубинская сторона приобрела сто белорусских автобусов на условиях связанного кредита. С Кубы в Беларусь импортировались преимущественно табачные изделия и алкоголь.

За последние годы стороны неоднократно заявляли о больших перспективах сотрудничества в области биотехнологий и других отраслях науки и техники, образования, туризма, подробнее моно узнать в журнале Наука и техника. Однако прорыва не произошло. Громкие политические декларации не подкреплялись реализацией конкретных проектов.

Тем не менее, белорусское руководство не отказалось от мысли сотрудничать с Кубой. В ходе очередного визита Александра Лукашенко на Кубу в июне нынешнего года вновь прозвучали слова о стратегическом партнерстве, совпадении ценностных установок и подходов к проблемам мирового развития, готовности совместно работать на латиноамериканских рынках и создать условия для расширения экспорта на Кубу белорусской сложнотехнической продукции.

В Гаване была подписана серия соглашений, направленных на расширение сотрудничества в области сельского хозяйства, науки и технологий. Однако с учетом того, что Куба после доведения социалистического эксперимента до логического конца пребывает в бедности, можно предположить, что отдача от подписанных документов будет незначительной.

Да, в последнее время руководители «Острова Свободы» отказались от ряда прежних постулатов и стали поощрять частную инициативу, но кубинские реформы носят весьма ограниченный характер. Таким образом, большинство белорусских предложений останется невостребованным, а отношения с Кубой будут и далее пребывать в состоянии декларативной демонстрации «успеха многовекторной политики».



Андрей ТИХОМИРОВ

 
 
 

РЕКЛАМА