Первый министр иностранных дел Беларуси предлагает ввести в стране понятие экономического патриотизма. 21.by

Первый министр иностранных дел Беларуси предлагает ввести в стране понятие экономического патриотизма

12.01.2014 09:06 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Беларусь - инициатор и активный участник интеграционных процессов на Евро-Азиатском пространстве. Ставку на восточную интеграцию делают и многие другие государства, которые ранее входили в состав Советского Союза. Однако какова вероятность того, что в погоне за большими рыночными образованиями Беларусь утратит свое национальное "Я" и станет частью пусть и большого, но общего экономического блока? О проблеме глобализации и универсализации, а также о месте, роли белорусского государства и этноса в контексте глобальных мировых тектонических сдвигов вместе с корреспондентом БЕЛТА рассуждал общественный деятель и дипломат, первый министр иностранных дел Беларуси Петр Кузьмич Кравченко.

Интеграционные процессы, безусловно, оказывают значительное влияние на экономическую и политическую ситуацию в любой стране, и Беларусь здесь не является исключением. Главный вопрос в данном случае - как сделать так, чтобы при стремительном сближении с другими странами, ближними и дальними, не утратить свою национальную составляющую, тот колорит, который неизменно отличает нас от других.

По мнению Петра Кравченко, интеграционные процессы на Востоке, участником которых открыто выступает Беларусь, в немалой степени должны содействовать разрешению для страны экономических трудностей. "Абсолютно убежден, что здесь мы идем в правильном направлении. Создание Таможенного союза и Единого экономического пространства было мною предвосхищено еще в 1992-1993 годах. Я являюсь ярым сторонником интеграции на Востоке, создания так называемого восточноевропейского рынка, и всегда об этом говорил. На Западе нас никто не ждет, по крайней мере, в ближайшие десятилетия, и путь туда заказан. Восток - наше спасение, - подчеркнул собеседник. - Сейчас мы не можем на равных интегрироваться с Европейским союзом по той простой причине, что пока не являемся рыночным образованием. Еще 10-20 лет мы будем постепенно оформляться как рыночный сегмент и подводить свои стандарты под европейские. В этом смысле нас здорово "подтягивает" Россия, которая является участником ВТО. Когда через 10-15 лет будет окончательно сформирован восточноевропейский экономический рынок, который охватывает население более 200 млн человек, появится исторический шанс для России, Беларуси, Казахстана, а также других стран, которые собираются присоединиться к ТС в ближайшие годы, поставить вопрос об интеграции с Западом. Пока же это противоречит нашим национальным интересам".

Петр Кравченко считает, что за Восток нужно крепко держаться, и выбранный Беларусью курс логичен, но это вовсе не означает, что государство должно быть закрыто для Запада. "Просто пока другого вектора развития, отличного от интеграции на Востоке, у нас нет. Со временем, думаю, европейский континент превратится в единый и более универсальный, но для того, чтобы гармонизировать интеграционный процесс, нужно серьезно потрудиться и сохранить в каждой из стран национальное "Я", - сказал он.

Рассуждая о различного рода нюансах, которые могут позитивно повлиять на уровень экономического развития республики, Петр Кравченко выразил мнение о том, что в Беларуси необходимо сформировать и ввести в оборот понятие экономического патриотизма."Этот термин никто не употреблял, я впервые ввожу его в оборот. Он основан на том, что человек, прежде чем отдать свой рубль за какой-либо товар или услугу, должен подумать - а в чей карман он его положит? В карман белорусского предприятия? Но нашего человека не обманешь: если уж он собрался голосовать рублем, под это нужно подводить и качество продукции", - подчеркнул собеседник.

Однако экономическим патриотом, по его мнению, должен быть не только покупатель, но и продавец, производитель отечественного товара. Производитель также должен занять соответствующую позицию и добиться того, чтобы выпускаемый товар соответствовал высоким стандартам, которые не уступают европейским. Тогда экономический патриотизм будет гармоничен: люди приобретают отечественную продукцию и имеют для этого хорошую мотивацию, ведь производитель выложился на 100% и создал товар со всеми необходимыми потребительскими качествами. "То, о чем я говорю, легко провозгласить, но непросто добиться. И все же к этому нужно стремиться", - считает Петр Кравченко.

Бывший руководитель МИД убежден: для того, чтобы повысить уровень экономического развития Беларуси и тем самым значительно упростить процесс ее вхождения в различного рода интеграционные образования, самое время для государства попытаться найти свое лицо в мировом экономическом разделении труда. Необходимо сделать так, чтобы страна выбилась в мировые лидеры в определенной сфере, нашла свою нишу и заняла ее, стала монополистом и начала на этом максимально зарабатывать, что, соответственно, существенно отразится на бюджете. "В Беларуси много высококвалифицированных специалистов, хороший уровень образования. Нужно найти какой-то сегмент - пусть он составит менее 1% от мирового производства, но преуспеть в нем", - считает Петр Кравченко. В качестве показательного примера он привел опыт Дании, экономика которой завязана на развитии сельского хозяйства. "Чем известна эта маленькая страна? Конечно, в первую очередь она ассоциируется с высокотоварным, высокоэффективным мясо-молочным производством. Во всем мире известны датский бекон и датское молоко. Но Дания также является лидером по производству телевизоров особо большого диаметра. Эта страна нашла в мировом разделении труда свою нишу и "застолбила" ее. Здесь она монополист и на этом зарабатывает", - подчеркнул дипломат.

Он обратил внимание на то, что залогом успеха для всякого государства являются труд и созидание. А белорусам в этом плане есть к чему стремиться. "Да, мы работаем и получаем зарплату. Как правило, мы все недовольны своей зарплатой и считаем, что нам недоплачивают. Но я прихожу к выводу, что белорусы реально не зарабатывают те деньги, которые получают ежемесячно, и мы, к сожалению, не преодолели пока социальный паразитизм и социальное иждивенчество. Я не устаю повторять, что именно эти черты явились раковой опухолью социализма, и в нынешних условиях нам нужно от них решительно избавляться. Мы по-прежнему считаем, что нам кто-то должен дать, разжевать и положить в рот, мы думаем не о том, как заработать, а о том, как получить, - убежден дипломат. - Как побудить народ работать по-другому? Универсальных рецептов здесь нет. Один из них - апробированный мировой опыт: развивать мелкий и средний бизнес, фермерство, создать условия для того, чтобы люди могли зарабатывать. Здесь более жесткую позицию должно занять государство".

Безусловно, экономический и политический аспекты играют первую скрипку в жизни любого государства. Именно по этой причине многие страны стремительно "врываются" в различные интеграционные образования, которые по какой-то причине представляют для них наибольший интерес. Но как в погоне за экономической выгодой не потерять самих себя, не утратить тот самый национальный колорит?

В данном контексте в представлении Петра Кравченко наиболее сложной для разрешения видится проблема окончательного формирования белорусской нации. Процесс формирования белорусов как нации действительно получил мощнейший толчок в конце XIX - начале XX веков, но сталинские репрессии 30-х годов приостановили его, не дав белорусам в полной мере осознать, кто они есть на самом деле, куда идут, на какие приоритеты опираются. Впрочем, по мнению собеседника, данный процесс получил исторический шанс завершиться в 90-е годы прошлого столетия и в первое десятилетие столетия нынешнего, уже после обретения Беларусью реальной независимости и суверенитета. Однако о его незавершенности сейчас свидетельствует ряд факторов экономического и лингвистического порядка.

Возникает закономерный вопрос: успеют ли белорусы сформироваться как нация и влиться в общемировой процесс универсализации и глобализации, интеграции на Востоке и Западе? "Этот вопрос не риторический, это вопрос выживания. Сохраним мы свое лицо или нет - зависит от нас самих, от нашей воли, убеждения и нашего национального иммунитета. А вот иммунитет наш ослаблен в духовном и физическом плане, - считает Петр Кравченко. - И, самое главное, у нас отсутствует чувство собственного достоинства и развитого национального самосознания. Если мы претендуем на то, чтобы быть нацией, необходимо расширить употребление белорусского языка в повседневной жизни и государственном делопроизводстве". По мнению бывшего руководителя внешнеполитического ведомства, в настоящее время налицо два параллельно идущих процесса, которые в какой-то момент должны определенным образом пересечься. С одной стороны, это процесс глобализации и универсализации, который стирает национальные различия и способствует единению европейского континента, с другой - запоздалый исторический процесс "вызревания" белорусов. "У меня есть образное сравнение: як на пагорку суніцы выспяваюць пад сонейкам, так и белорусская нация должна в XXI веке окончательно созреть, сформироваться и раскрыть свои способности", - отметил Петр Кравченко.

Но почему это настолько важно? Дипломат пояснил, что именно от языкового фактора напрямую зависит рост производительности труда в стране. "Если фермер будет чувствовать себя подлинным хозяином своей земли и будет владеть всем арсеналом национального, включая язык, это скажется на всех компонентах экономической жизни республики, в том числе и на производительности труда", - считает он.

"Вот почему формирование белорусской нации является стратегически важным. Очень хотелось бы, чтобы как можно больше людей осознало это и изменило свое отношение к тому, что называется языком, культурой, духовностью", - резюмировал Петр Кравченко.

Татьяна ПАСТУШЕНКО

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь - инициатор и активный участник интеграционных процессов на Евро-Азиатском пространстве. Ставку на восточную интеграцию делают и многие другие...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика