Евгений АРТЮШЕНКО: "Узнаю страну и горжусь, что я полешук". 21.by

Евгений АРТЮШЕНКО: "Узнаю страну и горжусь, что я полешук"

21.08.2010 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Специально из Минска  Светлана БОГУШ
Фото Игоря МАЛАЩЕНКО

По признанию председателя Постоянной комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности, депутата Палаты представителей Национального собрания РБ Е.А.Артюшенко, за время, проведенное в парламенте, он изучил Беларусь лучше, чем за все предшествующие годы.

Журналист без впечатлений, словно птица без полета. В поиске нового я отправилась недавно в парламент, чтобы посмотреть, как и в каких условиях работают там народные избранники. Пройдя на входе строгий личный досмотр с применением металлодетектора и ответив на целый перечень стандартных вопросов, я была признана благонадежной и смогла двигаться в недра здания, где сотни светлых голов трудятся над изданием и совершенствованием законов, по которым живет затем общество.

Мой гид, Евгений Антонович Артюшенко, понимая, что человеку со стороны интересно буквально все, организовал экскурсию в самое сердце парламента – зал заседаний. Введенное в эксплуатацию в 1937 году, оно не претерпевало глобальной реконструкции: стены до сих пор украшены барельефами с революционными мотивами, а форма напоминает овал, за что, собственно, его и назвали Овальным залом. Единственное ноу-хау современности – электронная начинка: каждое депутатское место (а рассаживаются парламентарии группами, сформированными по географическому признаку) оборудовано микрофоном и автоматизированной системой для голосования.

Все продумано в Овальном зале и для проведения масштабных форумов: есть место для главы государства, специально отведен сектор для прессы и гостей парламента. Иногда, во время расширенных заседаний, задействуется балкон, подставляются стулья, как это было недавно во время ежегодного обращения Президента к парламенту и белорусскому народу.

Рабочий кабинет Евгения Антоновича Артюшенко также не страдает помпезностью, пожалуй, прежний, заводской, даже был более впечатляющим. А вот что их роднит, так это непременное наличие на столе свежих номеров "Жыцця Палесся" и "Мозырского нефтепереработчика": как дома, так и в Минске (здесь даже во много раз сильнее) наш именитый земляк нуждается в информации о родном городе и заводе.
Спустя полтора года с момента вступления Е.А.Артюшенко в должность председателя Постоянной комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Палаты представителей Национального собрания мы пополняем страницы нашего издания новым интервью с депутатом.

Законотворческая  деятельность

– Евгений Антонович, каким был для вас прошедший период депутатской деятельности?

– Достаточно сложным, поскольку произошла смена вида деятельности. Работа на заводе носила более предметный, прикладной характер. В моем подчинении была конкретная служба, люди, которые выполняли поставленные задачи. Сейчас круг обязанностей находится в несколько иной плоскости, работа носит больше стратегический характер, поэтому нужно было адаптироваться и привыкнуть.

– По мере привыкания к новому месту работы человек, как правило, обзаводится единомышленниками, друзьями. Появились ли у вас таковые в парламенте?

– Конечно, и я очень рад, что в возглавляемой мною комиссии все строится на добрых человеческих отношениях. Мы единомышленники, решения принимаем коллегиально, внутри нашего небольшого коллектива – полное согласие.

Если брать Палату в целом, можно сказать и о том, что хорошие отношения у меня складываются с моими ровесниками (в парламенте есть несколько депутатов молодого возраста), с людьми, которые также пришли с производства, в частности, с коллегой с БМЗ. У нас сформирован производственный образ мышления, нам понятны те цели и задачи, которые ставятся перед предприятиями, и мы пытаемся их перенести на ту работу, которая строится в Палате.

– Можно ли назвать ваше сообщество коалицией промышленников?

– Нет, ярко выраженного фракционного состава в Палате не существует. Есть депутации, которые представляют отдельно взятые области (от Гомельщины 17 человек), есть комиссии, сформированные по профессиональному принципу. А вот сказать, что здесь есть какие-то "могучие кучки", я не могу.

– Через вашу комиссию проходил ряд законопроектов. Что можете поставить себе в за-слугу по прошествии полутора лет?

– По той процедуре, которая существует в Палате, каждый законопроект ведет какой-либо депутат (по крайней мере, мы в своей комиссии делаем именно так), и, соответственно, я как председатель комиссии сопровождаю их все, поэтому могу сказать, что за этот период были достаточно сложные, объемные законопроекты. Например, Закон о валютном регулировании и валютном контроле.

В мае мы приняли во втором чтении законопроект о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности. Это достаточно серьезный документ, который ориентируется как на внутренние требования, так и на требования международных организаций. Сейчас продолжаем работу, начатую недавно в Мозыре на выездном заседании комиссии, которое проводили по тем новациям, что будут вноситься в Банковский кодекс – основополагающий документ, регулирующий банковскую деятельность. В этой связи очень серьезное взаимодействие идет с Национальным банком, со всеми участниками данного процесса, ведется отработка документа с Советом Республики. Нельзя сказать, что это только моя работа – она ведется всей комиссией, но и своего личного участия я не буду исключать.

– Как долго приходится работать над законопроектом, прежде чем выносить его в Овальный зал?

– Есть разные законопроекты, разные новации, которые в них вносятся. Все зависит от того, насколько сложен документ, носит ли он революционный характер (в хорошем смысле слова). В частности, скажу, что у нас сейчас идет серьезная работа над Кодексом об образовании. Такого документа нет ни в одной стране бывшего Советского Союза – мы идем впереди других стран СНГ. Он объемный: не одна сотня страниц. Это документ, регламентирующий все образование, начиная от детских дошкольных учреждений и заканчивая послевузовским образованием. Собрать его воедино и провести достаточно сложно.
Много времени и усилий в прошлом году потребовалось, чтобы принять особенную часть Налогового кодекса. Это был очень объемный документ, который описал все нюансы в части налоговых отношений. Конечно, к нему есть ряд замечаний, но, я думаю, при рассмотрении Закона о бюджете на 2011 год мы внесем изменения в налоговое законодательство. Тем более сейчас и перед правительством поставлена задача по подготовке предложений по упрощению налоговой системы, в первую очередь, в части налогового администрирования, упрощения процедур, сокращения количества уплачиваемых налогов. Эта работа постоянна, непрерывна, и сказать,  что налоговое законодательство стоит на месте и не развивается, а соответственно в него не вносятся изменения, нельзя.

– Вы пришли в парламент в трудное кризисное время. Есть ли ощущение, что вашей комиссии пришлось решать вопросов больше, чем остальным, – все-таки экономика в тот момент, как никогда, нуждалась в грамотном регулировании, а люди – в гарантиях со стороны государства?

– Отвечать утвердительно на этот вопрос, наверное, было бы некорректно по отношению к другим парламентским комиссиям. А из конкретных документов я бы отметил закон, который гарантирует возврат банковских вкладов населения. В других странах есть ограничения по сумме гарантий по возврату депозитов. Там государство лишь частично гарантирует возврат вкладов, перекладывая возможные риски на вкладчиков для того, чтобы они более взвешенно подходили к своим сбережениям. У нас же государство обязано возмещать сто процентов вкладов в случае наступления неплатежеспособности банка, и это норма, которая направлена на улучшение экономической ситуации. Она дает рост уверенности вкладчиков в возврате своих сбережений и, как следствие, увеличивает приток ресурсов в банковскую систему.

Работа  в  округе

– Какое место в общем объеме занимает ваша работа в округе?

– График работы парламентария предусматривает такое соотношение, что традиционно три недели мы находимся в Минске (работаем непосредственно в Палате представителей) и одну – в округе. Но лично я бываю в округе гораздо чаще, потому что нет желания отрываться от родного города, хочется знать обо всем, что там происходит.

– Насколько сложно выступать в качестве аккумулятора людских проблем? Если провести своеобразный мониторинг, какие просьбы о помощи превалируют в ходе традиционных депутатских приемов?

– Приемы в самом деле показывают, что в чем-то ты являешься психологическим буфером: человек приходит со своей болью, поэтому не всегда преобладают положительные эмоции. Конечно же, основные проблемы, которые возникают в ходе приемов, в большинстве своем касаются вопросов жилищно-коммунального хозяйства: благоустройства, тех же крыш, которые текут и требуют достаточно серьезных финансовых ресурсов, ремонта дорог, трудовых споров, работы судебной системы.

– То есть ничего не меняется, и ЖКХ по-прежнему остается "ахиллесовой пятой" городского хозяйства?

– Думаю, что эти злободневные вопросы сдвинутся с мертвой точки, поскольку  прилагаются большие усилия для их решения. Уже сейчас заметно, какие хорошие изменения идут по городу. Надеюсь, что эта работа так же эффективно будет вестись и дальше. Конечно же, эти перемены, в первую очередь, связаны с руководителем местной исполнительной власти. Владимир Андреевич Дворник – человек динамичный, который разбирается и в хозяйственной деятельности, и в людях, поэтому вопросы, связанные непосредственно с дорожным хозяйством, крышами, постепенно будут закрываться. Естественно, не сразу: хотелось бы все сделать в один день, но это невозможно.

Кстати, общаясь с другими депутатами, я сделал вывод, что у нас в Мозыре обращений граждан не так много, как у моих коллег. С момента моего прихода в Палату видно сокращение этих обращений. Это говорит только о том, что местная власть эффективно взаимодействует с жителями района, своевременно снимая острые проблемы. Находясь в Минске, практически невозможно решать вопросы, которые возникают на местах, без тесного взаимодействия с местной властью.

– Кому-то конкретно удалось помочь за это время? Возможно, есть такие люди, в судьбе которых вы сыграли определенную роль.

– Конечно, есть. Это касается даже простых вопросов бытового уровня. Например, устройства ребенка в общежитие. Не хотелось бы об этом широко говорить, но многое удается решать. Например, есть вопросы, которые, я считаю, мы полностью закрыли. Приходилось принимать участие в решении проблем, связанных с конфликтами между работником и нанимателем, получением в полном объеме медицинского обеспечения, трудоустройством, обеспечением жильем. Каждой из них необходимо было конкретно заниматься.

– Если касаться глобальных вопросов, затрагивающих интересы не отдельных индивидов, а всего населения города, можно ли сказать, что ваше вмешательство повлияло положительно на решение той или иной проблемы? Есть ли где вам применить свое влияние?

– Скажу, что я принимал участие в решении проблемы финансирования Дворца игровых видов спорта в Мозыре. Данное решение принималось премьер-министром. Аналогичное решение, но уже связанное с ремонтом городских улиц и дорог, вопросами коммунального хозяйства, на уровне премьера удалось принять в нынешнем году. В той или иной степени приходится заниматься вопросами, связанными с работой Мозырского НПЗ. Может быть, напрямую они и не касаются каждого, тем не менее, завод является крупнейшим налогоплательщиком на территории Мозырского района, поэтому косвенно помогает в решении насущных, бытовых проблем каждого жителя.

– Насколько я знаю, в комиссию, которую вы возглавляете, тоже обращаются граждане. Чем вызваны их обращения?

– Мы действительно проводим приемы в своей комиссии, а информация о них вывешивается на сайте Палаты представителей. У каждого гражданина, который имеет потребность или необходимость задать вопрос, есть возможность обратиться. Что касается самих вопросов, то они носят как узкий, прикладной, характер (к примеру, есть люди, которые обращаются с проблемами погашения отдельно взятого кредита, поскольку на местах получают неполный объем информации и потому вынуждены выходить на более высокий уровень), так и глобальный (обращения, которые касаются возмещения советских вкладов, – достаточно серьезная проблема, которая сегодня, к сожалению, не решена в том объеме, как это ожидается людьми, имевшими накопления в сбербанке либо страховое обеспечение в госстрахе). Были обращения, связанные с несовершенством уголовного законодательства, защитой прав животных. Все их мы рассматриваем в соответствии с порядком работы с обращениями граждан, в установленные сроки даем ответы, подключаемся к решению этих вопросов.

Международная  деятельность

– Насколько велика нагрузка, связанная с вашей деятельностью в парламентском собрании Союза Беларуси и России?

– Как члену этого собрания (я вхожу в состав комиссии по бюджету и финансам) мне с коллегами приходится рассматривать документы по формированию доходов и расходования средств в бюджете Союзного государства. В этом бюджете заложен ряд программ, нацеленных как на решение геополитических или оборонительных проблем, которые связаны с безопасностью Союзного государства, так и вопросов, направленных на реализацию конкретных программ по оздоровлению, культурному взаимодействию, отношениям в сфере образования. Работа в этой комиссии достаточно интересна, поскольку позволяет общаться с коллегами из Москвы (принципы построения Государственной Думы и Палаты представителей несколько разные), дает опыт как в депутатской деятельности, так и с точки зрения продвижения тех интересов, которые имеет Республика Беларусь в Союзном государстве.

– Тема взаимоотношений наших стран как раз-таки сейчас у всех на слуху, в том числе и в связи с так называемой газовой войной, которую руководство России недавно вело против Беларуси. Что вы как законодатель можете сказать о перспективах дальнейшего взаимодействия двух братских народов?

– Если смотреть в далекую перспективу, альтернативы этим взаимоотношениям нет. Республика Беларусь традиционно интегрирована своей экономикой в экономику СНГ, того же Таможенного союза, который сейчас создается. Учитывая огромный удельный вес внешнеторговых операций в экономике страны, который имеется в Республике Беларусь со странами бывшего СССР, стратегически заменить их даже в долгосрочной перспективе будет невозможно. Поэтому надо воспринимать все эти выпады, как "болезнь роста". Я думаю, мы перерастем, и все будет хорошо.

– Ваша предшественница, Людмила Леоновна Жуковская, к плюсам работы в парламенте относила возможность поездок по стране, утверждая, что только за этот отведенный ей отрезок времени по-настоящему хорошо узнала Беларусь. Где довелось побывать вам? Что особенно впечатлило?

– Тот стиль жизни, который у меня был до прихода в Палату представителей, давал мне возможность достаточно много бывать за границей, но, к сожалению, только в тридцать пять лет я впервые попал в Мирский замок. Он на меня произвел достаточно сильное впечатление. Как и Беловежская пуща, где я также побывал лишь сейчас. И скажу честно: появившейся возможности ездить по Беларуси я очень рад. Раньше ее не было. Теперь по выходным мы стараемся самостоятельно семьей ездить по стране.

Помогает узнавать Беларусь и такая парламентская процедура, как учеба депутатов. В частности, мы были в Гродненской, Могилевской, Витебской областях. Приезжая в другие регионы, смотришь, как там люди живут, сопоставляешь с тем, что происходит у нас, на Полесье. Сравниваешь людей, живущих в разных областях страны. И мне приятно осознавать, что мы, полешуки, — сильные люди, к нам достойное отношение в стране, и нам есть чем гордиться.

– Опыт, который вы приобретаете в таких поездках, найдет какое-то отражение в родном городе?

– Думаю, что да. Как бы там ни было (хотя страна у нас достаточно маленькая, компактная), все равно чувствуются особенности того или иного места, влияние тех людей, которые там живут. Нельзя сравнивать Витебщину с тем же Петриковским районом: различные условия, подходы. Но ты едешь, смотришь, стараешься в хорошем смысле подглядеть, чтобы потом это внедрить и у нас. Обсуждая эти поездки, мы с коллегами решили выступить с такой инициативой: нужно определить десять мест, в которых должен побывать каждый белорус. Это могут быть и памятники культуры, и природные образования. Свою страну надо знать в первую очередь, и любовь к ней нужно воспитывать с раннего детства.

– А теперь вопрос немного философский: чем отличается Евгений Антонович Артюшенко образца 2010 года от себя же самого, только-только вступившего на депутатскую стезю?

– Ну, я скажу сразу: приобретенным жизненным опытом. Как во взаимодействии с людьми, так и в деятельности государственного аппарата. Конечно же, такого опыта нельзя было приобрести больше нигде.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По признанию председателя Постоянной комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности, депутата Палаты представителей Национального собрания РБ...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости регионов)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика