Можно ли обуздать недостачу?. 21.by

Можно ли обуздать недостачу?

18.12.2009 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Плачевно закончилась трудовая карьера в системе потребительской кооперации для бывшей заведующей магазином «Алеся» Чериковского райпо Натальи Кузьменковой и продавца Елены Гращенко. Обе уволены правлением райпо за недоверие. Причиной стала недостача в размере 52 млн. рублей, выявленная в августе текущего года.

Узнав об этом довольно неприятном случае как для Чериковского райпо, так и всей потребительской кооперации Могилевщины, я поинтересовался в контрольно-ревизионной службе облпотребсоюза положением дел с сохранностью кооперативной собственности в целом по области. К сожалению, полностью недостачи еще не изжиты, имеют они место и в других потребительских обществах. Но отрадно то, что наметилась тенденция к их снижению. В этом важную роль сыграли разработанные мероприятия по обеспечению сохранности собственности потребительской кооперации и профилактике преступлений, связанных с коррупцией в системе облпотребсоюза.

 — Данные мероприятия, — говорит начальник управления КРУ Лидия Ковалькова, — разработаны для усиления деятельности не только контрольно-ревизионной службы, но и других служб системы облпотребсоюза. Следовательно, должны все вместе активно бороться с искоренением недостатков, препятствующих полной сохранности собственности потребительской кооперации.

Прекрасно осознают это в Кировском райпо, правление которого возглавляет Елена Демидович. Здесь стараются использовать все рычаги и методы для упреждения недостач. В борьбе за сохранность материальных ценностей участвуют даже те работники, которых это как бы и не касается. А впереди этой цепочки уже на протяжении трех десятилетий идет заместитель главного бухгалтера по сохранности Наталья Лаходынова.

— Вся наша работа, — делится своим многолетним опытом Наталья Алексеевна, — строится на упреждении недостач, пресечении хищения материальных ценностей, создании всех условий для их полной сохранности.

Беда многих райпо в том, что берут зачастую на работу в торговлю не проверенных как следует людей, чуть ли не с улицы, которые потом, уже в первые месяцы, выдают на-гора такие недостачи, что плакать хочется.

В Кировском райпо подобное давным-давно искоренили.

— Вместе с начальником отдела кадров, — продолжает Наталья Алексеевна, — не ограничиваемся наведением справок в той организации, где раньше работал человек, изъявивший желание трудиться у нас. Стараемся обязательно побывать у него дома, услышать отзывы о нем членов семьи, соседей, узнать о материальном положении. Критерий же подбора кадров у нас жесткий: чуть какое-то отклонение от наших требований — отказываем в приеме на работу.

При подборе кандидатов на работу в сельские магазины считаем нелишним побеседовать с работниками сельисполкома, которые располагают обширной информацией о каждой семье, каждом человеке, проживающем на территории Совета.

В контрольно-ревизионной службе райпо выработалась своя тактика проверок, других действий, направленных на сохранность собственности кооперации, большое место в которой занимают внезапные инвентаризации, анализ остатков товара, времени и правильности сдачи торговой выручки. Во время проверок, ревизий — никаких компромиссов, уступок! Все выявленные недостатки, нарушения отражаются реально и незамедлительно выносятся на рассмотрение правления райпо. Если в каком-то из торговых предприятий в течение 1—3 месяцев выявляется даже небольшая недостача, допустившие ее лица освобождаются от занимаемой должности.

Строя на таких принципах свою работу по сохранности кооперативной собственности, Кировское райпо уже давно забыло, что такое крупные недостачи, к минимуму сведены самые мелкие. По итогам республиканского конкурса на лучшее потребительское общество по обеспечению сохранности собственности за 2008 год постановлением Правления Белкоопсоюза и Президиума Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников потребительской кооперации кировчанам присуждено третье место. И нынче они завершают год с хорошими показателями.

Заслуживает также внимания опыт Горецкого райпо. Здесь особенно хорошо работает специально созданная комиссия по приему на работу людей на материально ответственные должности и расследованию случаев нанесения райпо материального ущерба. Данная комиссия стала настоящим заслоном для людей, нечистых на руку, корыстолюбивых, ставящих личные интересы выше производственных. Заметил кто-то из членов комиссии в магазине, на складе или в каком-то другом месте «симптомы», которые могут привести к недостаче, нанесению материального ущерба, — тут же бьет тревогу, и все вместе принимают контрмеры. Работники магазинов строго контролируют поступление и реализацию товаров, устраивают сами себе ревизию, чтобы знать, а не произошла ли какая-то ошибка, накладка, которые могут привести к недостаче. Разумеется, не допускают присвоения денег от выручки.

Немало хороших наработок по упреждению недостач в Славгородском, Кличевском, Мстиславском райпо. В Дрибине и Круглом опробуют такой метод воздействия на тех, кто допустил недостачу, как оглашение этого факта в местной прессе. Эффект неплохой.

Так что же, зададимся вопросом, привело к крупной недостаче чериковский магазин «Алеся»? В отсутствии профессионального опыта нельзя упрекнуть ни заведующую, ни продавца. У обеих довольно приличный стаж работы в торговле, и, по словам специалиста по инвентаризационной работе райпо Елены Киреенковой, первое время к ним не было вопросов.

Как показало расследование, образованию недостачи способствовало попустительство торговой службы райпо. Не проводился должный анализ товарных запасов и невыполнения при этом плана товарооборота, был упущен контроль за работой материально ответственных лиц на кассовом аппарате. В связи с этим выручки на счет райпо поступало меньше на сумму недостачи. Заведующая магазином Кузьменкова и продавец Гращенко, чувствуя отсутствие надлежащего контроля за их деятельностью, пробивали через кассу нулевые чеки, а деньги за реализованный товар присваивали, проделывали ряд других махинаций, чтобы скрыть нарастающую недостачу.

Факт крупной недостачи в магазине «Алеся» рассмотрен на заседаниях правлений облпотребсоюза и Чериковского райпо. Должностные лица, которые способствовали образованию недостачи, привлечены к ответственности. Против Кузьменковой и Гращенко возбуждено уголовное дело, им придется полностью возместить присвоенные деньги. О том, каким методом совершено хищение ценностей в Чериковском райпо, правление облпотребсоюза информировало все остальные потребительские общества области.

Случай в Чериковском райпо должен послужить хорошим уроком для других. Что касается недостач вообще, то их можно вполне обуздать, если вести борьбу против них так, как это делают в Кировском, Горецком и ряде других райпо Могилевщины, опыт которых заслуживает большого внимания.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Плачевно закончилась карьера в кооперации для завмага и продавца магазина «Алеся»...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика