Крещен под Ржевом. 21.by

Крещен под Ржевом

12.02.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Крещен под Ржевом

На войне взрослеют быстро. Кажется, еще вчера накручивал на школьном вечере ручку патефона, а сегодня уже свободно стреляешь из всех видов оружия. Вроде совсем недавно самой крутой дракой выглядела стычка с парубками из соседней деревни, а сейчас пучком прошлогодней травы счищаешь с саперной лопатки кровь того немецкого унтера, которого рубанул пониже уха, прежде чем он попытался достать тебя широким десантным ножом.


...Их поколение так и не узнало юности. Прямо из отрочества они шагнули во взрослую жизнь, которая встретила их адским пламенем войны.


Для Ефима Асаулова, уроженца Украины, а ныне жителя Пинска, война началась жарким июньским полуднем. В тот год пшеница на Житомирщине удалась на диво — до самого горизонта колыхались золотистые волны поля. Миролюбовские мужики готовили ток к молотьбе, когда над проселком поднялся столб пыли — кто–то нещадно нахлестывал коня.


— Гляди, председатель погоняет. Не иначе, что случилось...


Случилось. Викентий Луговой, не слезая с седла, вытер лицо картузом.


— Шабаш, хлопцы! Война с немцем. Давайте скоренько в деревню: из района позвонили — мобилизация объявлена.


Уже на следующий день новобранцы из деревни Миролюбовка прибыли в райцентр Песчанка, где их построили в колонну по четыре и пешим ходом отправили за две сотни километров в Ворошиловград. Шли, не таясь, ясным днем под переливы трехрядки. И это было непростительной глупостью: первое же звено «юнкерсов» накрыло колонну пулеметным ливнем, оставив в придорожных канавах и на обочине тела десятков так ничего и не понявших пацанов. После этого стали двигаться только ночью, днем отсиживаясь в посадках.


В самом же Ворошиловграде не было и признаков паники: четко действовал военкомат, бесперебойно работали фильтрационные пункты.


— Как, говоришь, фамилия? Асаулов? Десятилетку закончил?


Охрипший майор с красными от бессонницы глазами полистал документы.


— Пойдешь в пехотное училище. Вот тебе предписание и двигай к водокачке. Там ваши собираются...


Самое интересное, что Ефим и без того мечтал стать офицером — послал документы и ждал вызова. А тут, пожалуйста, — в училище сразу и без всяких экзаменов! Романтичный настрой житомирского парня испарился, едва эшелон прибыл в Томск. Там курсантов переодели в английскую форму диковинного горчичного цвета: бриджи, френч с накладными карманами, обмотки. Будущие союзники по коалиции поделились... Курсантов отправляли в тайгу чуть свет, а приводили в казармы в сумерки. Учили тактике ближнего боя, показывали, как отсекать от танков пехоту и сшибать с брони десант, учили драться в траншеях, вспарывать доты. Учителя были серьезные, прошедшие университеты на сопках Халхин–Гола и в сугробах Нискавуори...


Забегая вперед, скажу, что Ефим Денисович, видимо, родился под счастливой звездой. Солдатский фарт ни разу не изменил ему, хотя фронтовая судьба, как назло, швыряла из одного пекла в другое: Подмосковье и Курск, Гомель и Сандомир, Берлин и Прага. Шесть ранений, шесть раз безглазая тетка с косой стояла у изголовья... Но хоть на теле живого места не осталось, главное — выжил.


Боевое крещение младшего лейтенанта Асаулова состоялось под Ржевом. Немец пер как сумасшедший: сначала по нашим позициям долбила артиллерия, а потом раз за разом накатывались атаки. Асауловцы только успевали менять диски у автоматов, а стволы трех «дегтярей» раскалились чуть ли не до красна. Взводный, даром что новичок, показал себя молодцом: не трусил, но и зря под пули не лез. Боем руководил грамотно, используя все преимущества высокого берега.


— Свой человек! — сказал вечером в офицерской землянке, разливая по кружкам пайковую водку, командир роты. — Будем живы — не помрем!


Эти бы слова да Богу в уши... Да только мало кто выжил из участников тех командирских посиделок. И где уж тут убережешься, если 287–я стрелковая дивизия участвовала в Московской, Орловской, Брянской, Гомельско–Речицкой, Житомирско–Бердичевской, Львовско–Сандомирской, Карпатско–Дуклинской, Висло–Одерской, Нижнесилезской, Берлинской и Пражской наступательной операциях. А 868–й полк, где воевал младший лейтенант Асаулов, был награжден орденами Красного Знамени и Богдана Хмельницкого.


...Путь длиной четыре года на войне — длинный. Чтобы рассказать о нем подробно, и целой книги не хватит. А потому я ограничусь только несколькими выдержками из фронтовой печати тех времен.


1943 год. Западный берег Сожа. Цитирую:


«Командир первой роты лейтенант Е.Д.Асаулов умело вел подчиненных на штурм высоты. Бойцы действовали бесстрашно».


Новоград–Волынский. Зима.


«Высланная вперед разведка во главе с лейтенантом Асауловым уничтожила вражеские дозоры на западном берегу Случи и установила наличие небольшого гарнизона в Александровке».


19 марта 1944 года. Кременец.


«На центральную улицу вышли воины 1 и 2 батальонов 866 полка. Стремительно продвигались роты лейтенанта И.Н.Жукова и взвод лейтенанта Е.Д.Асаулова. Трудно было очищать город даже от мелких групп противника. Кое–где они засели в домах, сарайчиках. С высот, поросших дубами и соснами, вражеские пулеметчики–смертники простреливали улицы и переулки».


Сандомирский плацдарм.


«В сложившейся трудной обстановке не теряли самообладания и четко управляли ротами лейтенанты Е.Д.Асаулов и С.М.Канаев. Когда прорвались и зашли им в тыл немецкие танки, они организовали круговую оборону и, взаимодействуя, прорвали кольцо окружения, истребив более 100 гитлеровцев».


16 июля 1944 года. Польша. Седльце.


«Не выдержав атаки, немцы пытались отойти. Но взвод лейтенанта Асаулова, совершив маневр, вышел на дорогу Охлопув — Квасув, отрезал путь отхода противника и уничтожил 47 вражеских солдат».


Апрель 1945 года. Германия.


«Особую четкость и настойчивость проявил командир 7 роты старший лейтенант Е.Д.Асаулов. Этот отважный и волевой командир не знал страха в любой ситуации. Его рота захватила завод, уничтожила много гитлеровцев».


2 мая 1945 года. Мертенемюлле. Подступы к Берлину.


«В этом бою отличился отвагой и мужеством командир стрелковой роты старший лейтенант Е.Д.Асаулов».


...Похоже, так и не выходил из боев Ефим Асаулов. Разве что переводил дыхание в медсанбатах, куда попадал после очередного ранения. Из боев наотрез отказывался отправляться в госпиталь. Не счесть этих боев... Но все же один — особый: в нем лейтенанту спас жизнь Мишка Калиберов, весельчак и балагур, любимец всего взвода. Я хотел было пересказать эту историю, но потом решил, что стиль тогдашних газетчиков будет здесь более уместен. Итак, 1943 год, деревня Новоселки возле Ветки.


«Командир 1 роты лейтенант Е.Д.Асаулов в течение трех суток умело отразил все атаки противника, поддержанные «фердинандами» и танками. В этой сложной обстановке он быстро вызвал артиллерийский огонь и ставил задачи бронебойщикам капитана А.Н.Филина. 14 октября на его роту двинулось до 200 фашистов. Враги обошли роту справа и слева. Е.Д.Асаулов успел сообщить комбату:


— Нас окружают! Прошу огонь!


А сам скомандовал:


— Рота! Вперед, в атаку! За Родину!


Бойцы устремились за ним. Силы были неравными. Отважный командир и его воины бились до последнего патрона, до последней гранаты, прикладами сокрушая противника. Он лично уничтожил 25 гитлеровцев и вывел бойцов из кольца по трупам фашистов. Когда несколько немцев рванулись к храброму офицеру, чтобы взять его живым, комсомолец М.А.Калиберов заслонил своим телом любимого командира. Он успел очередью из автомата уничтожить 8 фашистов, но смертельно был ранен и упал у ног Асаулова. Горстка воинов его роты выстояла в неравном бою, выиграла время и обеспечила ввод резервов командиров батальона и полка на этом опасном направлении. За стойкость роты, личную отвагу и мужество бесстрашный командир награжден орденом Красного Знамени»...


Этот орден у ветерана — не единственный. Его парадный китель украшает немало других наград, среди которых выделяется орден Александра Невского. Ефим Денисович — единственный в Пинске, удостоенный награды, которая вручается исключительно офицерам начиная с командиров взводов, «проявившим в боях за родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость, и умелым командованием обеспечившим успешные действия своих частей». Плюс к этому — ордена Отечественной войны всех степеней, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги»... Всю географию войны можно изучать по этим наградам. Полк, в котором воевал ветеран, одним из первых прорвался к окраинам Берлина, а затем двинулся к последнему очагу войны — в Прагу.


...В июне 1945–го поступил приказ командующего 3–й гвардейской армией генерал–полковника В.Н.Гордова отобрать наиболее отличившихся в боях солдат, сержантов и офицеров в сводную роту парадного расчета для участия в Параде Победы в Москве. Среди тех, кому оказали такое высокое доверие, был и командир стрелковой роты 866–го полка старший лейтенант Асаулов. Он не знал еще тогда, что по Красной площади ему предстоит пройти еще и 40 лет спустя — в 1985 году в числе участников парада, посвященного 40–летию Великой Победы.


Но все это будет позже, а в тот майский день его рота никак не могла выбить власовцев, засевших в разрушенном здании большого магазина. А тут еще выползла из переулка немецкая самоходка и начала лупить вдоль улицы — головы не поднять.


Некстати запел зуммер телефона.


— Слышь, ротный! Кончай воевать, немцы капитуляцию подписали. Их самолеты своим листовки об этом сбрасывают.


— Да у меня тут фриц сплошь неграмотный попался! — заорал в ответ старлей. — Не читал, зараза, этих листовок, наверное.


Прямо над головой ударила, разбрызгивая в разные стороны штукатурку, очередь из крупнокалиберного пулемета, и все заволокло бурой кирпичной пылью. На календаре было 9 мая 1945 года...


Юрий СКОРОХОД.


Фото из семейного архива Е.Д.Асаулова.

 
Теги: Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Крещен под РжевомНа войне взрослеют быстро. Кажется, еще вчера накручивал на школьном вечере ручку патефона, а сегодня уже свободно стреляешь из всех видов оружия. Вроде совсем недавно самой...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика