ТОП-10 самых цитируемых белорусских ученых. 21.by

27.09.2011 01:28 — Новости Общества | Tut.by

ТОП-10 самых цитируемых белорусских ученых

Не так давно сотрудники Центральной научной библиотеки Национальной академии наук Беларуси совместно с Библиотекой по естественным наукам Российской академии наук проанализировали результаты исследовательской активности белорусских ученых за последние 5 лет. О некоторых результатах этого исследования мы уже сообщали ранее. Сейчас представляем вашему вниманию ТОП-10 самых цитируемых белорусских ученых в течение 2006–2010 гг.

Существует множество способов оценить авторитетность того или иного ученого в научном мире. Ни один из них не является идеальным. Часто так бывает, что настоящая значимость работ исследователя становится понятной лишь спустя годы, а то и десятилетия после их опубликования. Количественный фактор не всегда совпадает с качественным, однако, по мнению автора этих строк, он тоже важен и может выступать определенным мерилом качества работы ученого. Поэтому, большая просьба: не стоит относиться к приведенному ниже списку как к рейтингу наиболее весомых белорусских ученых. Это всего лишь рейтинг лидеров по цитированию в авторитетных научных журналах согласно базе данных Scopus.

Итак, по данным Scopus наиболее цитируемыми белорусскими учеными в течение 2006–2010 гг. были:

1. Михаил Артемьев (1307 ссылок)
ТОП-10 самых цитируемых белорусских ученых
Ученый в области нанохимии, доктор химических наук. Родился в Минске в 1963 г. В 1985 г. закончил химический факультет БГУ. С 2010 г. является заведующим лабораторией нанохимии Научно-исследовательского института физико-химических проблем БГУ. Научные интересы Михаила Артемьева лежат в области синтеза и изучения структуры, структурно-химических превращений и свойств ультрадисперсных металлов, квантоворазмерных полупроводников, наноразмерных оксидов, а также микро- и наногетерогенных композитных систем на их основе, квантовохимических расчетов кластеров металлов и полупроводников. Разработал ряд новых методов получения высокодисперсных и наноструктурированных систем для микро-, наноэлектроники и оптики. Занимается созданием наноматериалов с особыми свойствами, таких как люминесцирующие покрытия, люминесцентные метки для флуоресцентного иммуноанализа, компоненты для радиопоглощающих материалов, лазерные затворы, заготовки для оптических волокон.

2. Николай Кулешов
(1074)

Физик, доктор физико-математических наук, профессор. Родился 10 августа 1957ТОП-10 самых цитируемых белорусских ученых г. В 1979 г. окончил БГУ и начал работать в НИИ прикладных физических проблем. В настоящее время - заведующий кафедрой "Лазерная техника и технология" БНТУ, научный руководитель научно-исследовательского центра оптических материалов и технологий БНТУ. Автор научных работ по спектроскопии новых лазерных материалов и пассивных затворов на основе кристаллов, легированных ионами редкоземельных элементов и переходных металлов, а также создании твердотельных лазеров с диодной накачкой и методов генерации ультракоротких импульсов в лазерах на их основе. Разработал ряд новых высокоэффективных лазерных материалов для диодно-накачиваемых твердотельных лазеров, работающих в режимах модулированной добротности и пассивной синхронизации мод в различных спектральных диапазонах для применений в дальнометрии, обработке материалов и медицине. Научные разработки ученого активно используются на практике и в учебном процессе.

3. Сергей Гапоненко
(938)

Физик, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, доктор ТОП-10 самых цитируемых белорусских ученыхфизико-математических наук. Родился 5 июня 1958 г. в Минске. В 1980 г. окончил БГУ и начал работать в Институте физики АН БССР. С 2007 г. - заведующий лабораторией Института физики им. Б.И.Степанова Национальной академии наук Беларуси. Автор научных работ по физике конденсированного состояния и оптике наноструктур. Исследовал нелинейные оптические свойства примесных полупроводниковых кристаллов, спектральные свойства нанокристаллов, помещенных в диэлектрическую матрицу, а также изменение их характеристик при постепенном переходе к объемным телам. Предложил использовать коллоидные наноструктуры в качестве фотонных кристаллов, изучил изменение квантовых процессов в таких системах, приводящее к изменению вероятностей квантовых переходов в молекулах, усилению нелинейно-оптических эффектов, увеличению чувствительности спектроскопических методов, исследовал закономерности распространения света в сложных структурах. Написал учебник под названием "Введение в нанофотонику", который был рекомендован Кембриджским университетом как учебное пособие для студентов старших курсов и магистрантов.

4. Михаил Ковалев
(929)

Ученый в области информатики и математической кибернетики, доктор физико-математических наук, профессор. Родился 28 ноября 1959 г. в пос. Годылево Быховского района Могилевской области. Окончил факультет прикладной математики БГУ. РТОП-10 самых цитируемых белорусских ученыхаботает заместителем генерального директора по научной работе ОИПИ НАН Беларуси и, по совместительству, профессором факультета прикладной математики и информатики БГУ. Научные интересы ученого лежат в области комбинаторной оптимизации, теории расписаний и логистики. Им разработаны общие схемы построения эффективных ε-приближенных алгоритмов решения дискретных экстремальных задач, теория построения расписаний обслуживания требований партиями, методы решения задач логистики, общие подходы к установлению вычислительной сложности задач, комбинаторные алгоритмы определения линейной структуры молекул ДНК. Научно-технические разработки Михаила Ковалева внедрены на Казанском авиационном производственном объединении, НПО "Орбита" (г. Днепропетровск), НИИ онкологии и медицинской радиологии (г. Минск).

5. Игорь Троянчук (911)

Физик, член-корреспондент Национальной академии наук БелТОП-10 самых цитируемых белорусских ученыхаруси, доктор физико-математических наук, профессор. Родился 27 ноября 1956 г. в Полтаве (Украина). Окончил Белгосуниверситет, с 1995 г. заведующий лабораторией Объединенного института физики твердого тела и полупроводников Национальной академии наук Беларуси. Автор работ в области изучения магнитных и электротранспортных свойств магнитоупорядоченных сред, разработки технологии керамических материалов, ферритов и их практического применения. Разработал концепцию орбитального фазового расслоения в магнитных полупроводниках, раскрыл природу магнитных превращений, ведущих к эффекту "колоссального" магнитосопротивления. Установил, что сверхобменные магнитные взаимодействия через анионы в магнитных полупроводниках, значительно превосходят обменные взаимодействия через носители заряда. Открыл ряд новых фазовых превращений типа металл-диэлектрик, природа которых связана либо с электронным упорядочением, либо с изменением спинового состояния магнитных ионов. Разработал технологию получения высококоэрцитивного игольчатого гексаферрита бария для магнитной записи информации на гибких носителях и ряд высокочастотных и магнитожестких магнитных материалов. Разработал методы понижения температуры спекания керамических материалов, что важно для повышения их характеристик и миниатюризации устройств.

6. Евгений Демидчик
(907)

Родился 2 января 1925, умер 1 апреля 2010 г. Ученый в области хирургии и онкологии, академик Национальной академии наук Беларуси, доктор медицинских наук, профессТОП-10 самых цитируемых белорусских ученыхор, заслуженный врач Республики Беларусь, участник Великой Отечественной войны. Внес большой вклад в совершенствование методов хирургического лечения больных раком пищевода и желудка. Он первым в мире изучил клинико-биологические особенности спровоцированного радиацией рака щитовидной железы у детей. Доказал, что значительное увеличение частоты рака этой локализации связано именно с аварией на Чернобыльской АЭС, и одним из первых сообщил об этом мировой общественности в журнале "Nature". Установил, что детский тиреоидный рак, вызванный действием ионизирующего излучения, обладает высокоагрессивными свойствами, проявляющимися быстрой инвазией тканей шеи и обширной диссеминацией раковых клеток в организме. Внес большой вклад в разработку наиболее эффективных методов лечения больных тиреоидным раком и в связи с этим был избран координатором научного проекта Европейского Союза JSP-4 "Оптимальное лечение детей, больных тиреоидным раком". В качестве эксперта выступал на международных конференциях, проводимых Европейским Союзом, ВОЗ и МАГАТЭ.

7. Геннадий Кабо
(856)

Химик, доктор химических наук, профессор. Родился 5 июня 1939 г. в Воронеже. С отличием окончил Куйбышевский политехнический институт, с 1979 г. по настоящее вреТОП-10 самых цитируемых белорусских ученыхмя профессор кафедры физической химии БГУ, научной работой занимается в НИИ физико-химических проблем БГУ. Область научных интересов ученого лежит в области экспериментального исследования термодинамических свойств органических веществ. Геннадий Кабо провел термодинамическое исследование различных видов функциональной, циклической позиционной изомерии и установил закономерности в равновесных соотношениях изомеров. Создал универсальные принципы количественного описания зависимостей физико-химических свойств веществ от строения молекул с использованием представлений о "цикличности" эффективных атомов, разработал оригинальные методы аддитивных расчетов, доказал аддитивность термодинамических свойств кристаллов органических веществ и определил ее пределы. Разработал методы определения энергетических состояний молекул в пластических кристаллах и термодинамических параметров процессов образования "дырок" в жидкостях.

8. Михаил Коржик (772)

Физик, доктор физико-математических наук. Родился в Бобруйске в 1959 г. ТОП-10 самых цитируемых белорусских ученыхЗаведующий отделом физики высоких энергий НИИ ядерных проблем БГУ. Научные интересы ученого лежат в области создания новых кристаллических сцинтилляционных материалов, возможностей их применения в детекторах различного назначения, разработки детекторов ионизирующих излучений для дозиметрии, физики высоких энергий, медицинских и биомедицинских приложений. Под его научным руководством были получены результаты, сделавшие возможным проведение принципиально новых измерений редких событий с повышенной точностью в условиях сильных радиационных полей на ускорителях с высокой светимостью. Разработки Михаила Коржика использовались при строительстве Большого Адронного Коллайдера, в частности, при создании детекторов ядерных излучений.

9. Александр Мудрый (761)

Физик, кандидат физико-математических наук. Родился 8 августа 1945 г. В ТОП-10 самых цитируемых белорусских ученых1969 г. окончил физический факультет Белгосуниверситета. С 2010 г. - главный научный сотрудник Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по материаловедению. Область научной деятельности: оптическая спектроскопия полупроводников, радиационная физика полупроводниковых материалов, технология выращивания монокристаллов и тонких пленок полупроводников и оксидов, разработка технологии создания солнечных элементов на основе халькопиритных соединений. Основные научные достижения: определение важных фундаментальных оптических параметров ряда полупроводниковых соединений; определение природы центров люминесценции в облученных полупроводниковых материалах – кремнии, германии, халькопиритных соединениях; разработка оптических методов диагностики солнечных элементов на основе халькопиритных соединений.

10. Константин Юмашев